Советская власть в 1917 году унаследовала от царской России бесценные сокровища: ювелирные изделия русских царей, старинные книги, иконы и полотна великих художников. Национализированные большевиками ценности из Академии художеств, интерьера Зимнего Дворца и частных коллекций были переданы в Эрмитаж. Поскольку новая и не до конца признанная власть отказывалась от долгов Российской империи, банки не выдавали ей кредиты.
Работникам музеев поручили провести ревизию и составить список всех украшений, картин, предметов старины, представляющих наибольший интерес на международных аукционах.
Например, основанная Петром I Бриллиантовая комната в Эрмитаже содержала 284 уникальных экспоната наследия царской семьи. В 1923 году считавшиеся утерянными предметы из Бриллиантовой комнаты внезапно обнаружили на крупных торгах Европы.
Летом 1928 года на аукционе в Берлине наши соотечественники вновь потребовали арестовать выставленные шедевры, среди которых оказались принадлежавшие им картины и ювелирные изделия. Скандал удалось замять, поскольку портить отношения со страной Советов Германии тогда было невыгодно.
Выставленная в Эрмитаже рака Александра Невского по мнению чиновников от Внешторга, должна была принести большую прибыль. Возражения служителей музея, что отлитая в XVIII веке рака это не просто 1500 кг чистого серебра высочайшей пробы, но и священная реликвия русского народа, в расчёт не принимались.
Картины Ван Дейка, Рембрандта, Рубенса и других именитых живописцев охотно скупали иностранные финансисты и банкиры. Британцу Галусту Гюльбенкяну продали 51 картину согласно предъявленному им списку. Банкиру Эндрю Меллону из США всего за 6,5 миллионов долларов продали 21 полотно! Последнюю картину Рембрандта «Возвращение блудного сына» Меллон не смог вывезти только из-за её габаритов.
После кончины Меллона приобретённые им картины перешли в Национальную галерею искусств в Вашингтоне, где и хранятся до сих пор, радуя взор американцев.
После неоднократных обращений работников культуры к членам правительства и лично товарищу Сталину, из складов «Антиквариата» вернули непроданные предметы старины, но 48 бесценных шедевров были утеряны навсегда.
Судьба потерянных за те годы картин и предметов расследуется энтузиастами до сих пор. Кое-какие из проданных "во имя индустриализации" артефактов принимали участие в выставках Эрмитажа, но лишь немногие получилось навсегда вернуть в музей.
Вот такая вот грустная, но реальная страница нашей истории, о которой многие даже не знают... Пишите что вы об этом думаете, друзья!