Найти в Дзене
Top Secret History

"Налетай, торопись, покупай живопись!" или как распродавали сокровища Эрмитажа

Советская власть в 1917 году унаследовала от царской России бесценные сокровища: ювелирные изделия русских царей, старинные книги, иконы и полотна великих художников. Национализированные большевиками ценности из Академии художеств, интерьера Зимнего Дворца и частных коллекций были переданы в Эрмитаж. Поскольку новая и не до конца признанная власть отказывалась от долгов Российской империи, банки не выдавали ей кредиты.

Получить столь необходимую для индустриализации страны валюту решили за счёт продажи на международных аукционах сокровищ Эрмитажа и других музеев страны.
Получить столь необходимую для индустриализации страны валюту решили за счёт продажи на международных аукционах сокровищ Эрмитажа и других музеев страны.

Работникам музеев поручили провести ревизию и составить список всех украшений, картин, предметов старины, представляющих наибольший интерес на международных аукционах.

Учреждённая  контора «Антиквариат» негласно занялась составлением списков полотен и ювелирных изделий, имеющих спрос у богатых коллекционеров.
Учреждённая контора «Антиквариат» негласно занялась составлением списков полотен и ювелирных изделий, имеющих спрос у богатых коллекционеров.

Например, основанная Петром I Бриллиантовая комната в Эрмитаже содержала 284 уникальных экспоната наследия царской семьи. В 1923 году считавшиеся утерянными предметы из Бриллиантовой комнаты внезапно обнаружили на крупных торгах Европы.

Русские эмигранты предъявили претензии организаторам аукционов, обвинив их в контрабанде. В дальнейшем подобные аукционы стали проводить в условиях строжайшей секретности, допуская на них только проверенных людей.
Русские эмигранты предъявили претензии организаторам аукционов, обвинив их в контрабанде. В дальнейшем подобные аукционы стали проводить в условиях строжайшей секретности, допуская на них только проверенных людей.

Летом 1928 года на аукционе в Берлине наши соотечественники вновь потребовали арестовать выставленные шедевры, среди которых оказались принадлежавшие им картины и ювелирные изделия. Скандал удалось замять, поскольку портить отношения со страной Советов Германии тогда было невыгодно.

Итоги подобных торгов вполне устраивали руководство страны, и чтобы увеличить прибыль, большевики решили расширить список ценностей "на экспорт". Насыщенный от наплыва предметов старины из Советского Союза рынок ответил падением цен.
Итоги подобных торгов вполне устраивали руководство страны, и чтобы увеличить прибыль, большевики решили расширить список ценностей "на экспорт". Насыщенный от наплыва предметов старины из Советского Союза рынок ответил падением цен.

Выставленная в Эрмитаже рака Александра Невского по мнению чиновников от Внешторга, должна была принести большую прибыль. Возражения служителей музея, что отлитая в XVIII веке рака это не просто 1500 кг чистого серебра высочайшей пробы, но и священная реликвия русского народа, в расчёт не принимались.

Раку планировали переплавить и продать как лом. Ценой долгих споров удалось оставить бесценное творение русских мастеров для  потомков, "откупившись" 1,5 тонной серебра.
Раку планировали переплавить и продать как лом. Ценой долгих споров удалось оставить бесценное творение русских мастеров для потомков, "откупившись" 1,5 тонной серебра.

Картины Ван Дейка, Рембрандта, Рубенса и других именитых живописцев охотно скупали иностранные финансисты и банкиры. Британцу Галусту Гюльбенкяну продали 51 картину согласно предъявленному им списку. Банкиру Эндрю Меллону из США всего за 6,5 миллионов долларов продали 21 полотно! Последнюю картину Рембрандта «Возвращение блудного сына» Меллон не смог вывезти только из-за её габаритов.

В 1932 году банкира привлекли к суду за неуплату налогов, примеченные им полотна «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи и  другие шедевры он просто не успел выкупить. Знать, Судьбе было угодно сохранить эти ценные полотна в Эрмитаже!
В 1932 году банкира привлекли к суду за неуплату налогов, примеченные им полотна «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи и другие шедевры он просто не успел выкупить. Знать, Судьбе было угодно сохранить эти ценные полотна в Эрмитаже!

После кончины Меллона приобретённые им картины перешли в Национальную галерею искусств в Вашингтоне, где и хранятся до сих пор, радуя взор американцев.

После неоднократных обращений работников культуры к членам правительства и лично товарищу Сталину, из складов «Антиквариата» вернули непроданные предметы старины, но 48 бесценных шедевров были утеряны навсегда.

Примечательно, что выручка от продажи музейных редкостей составила менее 1% от затраченных на индустриализацию средств.
Примечательно, что выручка от продажи музейных редкостей составила менее 1% от затраченных на индустриализацию средств.

Судьба потерянных за те годы картин и предметов расследуется энтузиастами до сих пор. Кое-какие из проданных "во имя индустриализации" артефактов принимали участие в выставках Эрмитажа, но лишь немногие получилось навсегда вернуть в музей.

Вот такая вот грустная, но реальная страница нашей истории, о которой многие даже не знают... Пишите что вы об этом думаете, друзья!