21K подписчиков

Наконец-то! Китаец, которого нестыдно хотеть

9,2K прочитали

Наконец-то китаец, которого не стыдно хотеть! Он не так хорош, как немцы, с которыми его иногда сравнивают, но достаточно красив и дешев, чтобы красть у них продажи и влюблять в себя.

В начале 90-ых компания по производству комплектующих для холодильников и отделочных материалов под названием Geely решила заняться выпуском скутеров и легких мотоциклов по лицензии Honda. А в 1998 году 35-летний Ли Шуфу решает, что пора бы ловить более крупную рыбу и выпускает первый автомобиль под маркой Geely с труднопроизносимым именем Haoqing SRV. Видимо, такое название дали машине, чтобы её никто не запомнил.

Geely Haoqing
Geely Haoqing

Разумеется, технически это был не Geely, а японский Daihatsu Charade. Автомобиль весьма посредственный во всех отношениях. В рекламной брошюре можно было написать, что у него есть руль и четыре колеса просто потому, что больше упоминать было, собственно, и нечего.

Затем появился Geely Merrie. Назвать автомобилем это было нельзя, потому что лицензию на производство автомобилей компания получила только в 2001 году. Да и если подходить менее формально, вряд ли Merrie был пределом мечтаний и его постер висел хоть у кого-нибудь подростка на стене.

А в 2006 году Geely выпускает модель MK. Разумеется, эта Джили снова не была Джили, потому что китайской в нем была только оплата труда. Да и чего можно было ожидать от компании, которая ещё 20 лет назад производила холодильники на украденные у родителей основателя деньги?

Geely MK
Geely MK

На самом деле это была Toyota Vios первого поколения. И, видимо это, а ещё мизерная цена, сделали машину мегапопулярной в России, куда её привезли только в жирном 2008, как раз накануне финансового кризиса.

Но если честно, гордиться было нечем. Машина быстро превращалась в труху, ржавея после первой зимы. Хотя многие хвалили MK за проходимость. Оно и понятно. На бездорожье абсолютно неважно, что между рулем и колесами обратная связь, как у блендера. Не важно, что передачи надо включать, повисая на рычаге, торчащем из пола. К подвеске никаких требований, а шум, скрежет и скрипы можно свалить на плохую дорогу.

Geely успокаивала покупателей тем, что это фактически Тойота, только в другой упаковке. Забывая, правда, сказать о том, что собрана эта "Тойота" в Китае, а потом пересобрана русскими.

На фоне Калин и Приор машина выглядела ничего. Но и в действительности она представляла из себя ровно то же самое — ничего. Китай в те годы ассоциировался не с автомобильной державой, а со страной, которая делает некачественные копии нормальных вещей.

Примитивная техника, никудышная безопасность, некачественная сборка, вонючий салон и дизайн издалека и по пьяни напоминающий именитые марки — вот, что представлял из себя китайский автопром тех лет.

На тот момент Geely уже была одним из самых первых и крупных частных автопроизводителей в Поднебесной, и Ли Шуфу принял правильное стратегическое решение. В отличие от большинства китайских компаний, которые открывали совместные производства с лидерами мирового автопрома (VW, Toyota, Nissan и так далее), Geely просто скупала нужные ей активы.

В 2009 году была первая крупная покупка — умирающий производитель автоматических трансмиссий DSI. Затем в 2010 году Geely купила у Форда легковое подразделение Volvo со всеми потрохами и разработками. Потом был куплен Lotus и Proton, в 2013 в руки Джили перешло производство легендарных лондонских кэбов, плюс купена британская инжиниринговая компания, специализирующуюся на облегченных материалах и электрификации.

В 2017 куплен американский стартап по производству летающих машин. Но это ещё не всё. Недавно Geely купил часть акций Volvo AB (это производство тягачей, тяжелых грузовиков и строительной техники, в том числе Renault Trucks). Затем куплена доля в Daimler AG (читай — Mercedes).

Теперь к Джили обращаются за помощь и предлагают сотрудничество такие компании как Jaguar Land Rover, Maserati, Alfa Romeo, Aston Martin. Не удивляйтесь, если что-то из этого скоро перейдет под контроль Geely и Ли Шуфу.

Это примечательная история восхождения из грязи в князи, и я бы охотно познакомился с её героем. Но что на счет машин, которые он сейчас производит под брендом, который появился 35 лет назад в виде холодильника?

Проблема состоит в том, что все великие автомобильные компании были основаны людьми, которые обожают автомобили: Колин Чепмэн, Энцо Феррари, Карл Бенц, Кристиан фон Кёнигсегг... Geely же... Её основателем был не фанат автомобилей.

Ли Шуфу просто каждый раз проявлял мудрость, не лез к инженерам и дизайнерам, а делал то, что получалось у него лучше всего — давал им деньги на воплощение интересных идей. Так появились две модульные платформы, семейство новых современных турбомоторов, новые заводы в Китае и США. Продажи выросли в десятки раз.

Одно из последних предложений компании носит в России название Tugella. По размеру оно близко к Toyota Rav4, Mazda CX-5 и Hyundai Tucson. По форм-фактору к Mitsubishi Eclipse Cross и BMW X4. Под капотом же практически всё взято от Volvo XC40. 2,0-литровый шведский турбомотор на 238 л.с. и 350 Нм крутящего момента с заявленным ресурсом 350+ тысяч километров, японский 8-ступенчатый автомат Aisin и полный привод, как на Audi и Фольксвагенах.

Наконец-то китаец, которого не стыдно хотеть! Он не так хорош, как немцы, с которыми его иногда сравнивают, но достаточно красив и дешев, чтобы красть у них продажи и влюблять в себя.-3

Кроме того Tugella немного дешевле и лучше оснащена. Но прошли те времена, когда табличка "Сделано в Китае" подразумевала существенную экономию. Сейчас за китайские машины вы платите почти европейские, корейские и японские деньги, потому что они ничем не уступают им, а по отделке во многом даже лучше.

Наконец-то китаец, которого не стыдно хотеть! Он не так хорош, как немцы, с которыми его иногда сравнивают, но достаточно красив и дешев, чтобы красть у них продажи и влюблять в себя.-4

Двигатель на тестовой машине был вполне хорош и разгонял нелегкую машину до сотни за 7 секунд, при этом не страдал от невероятной жажды. Коробка передач делает все сама без нареканий, дерганий и толчков. Управление не такое выверенное, как у BMW или даже VW, но колеса едут туда, куда вы их направляете, и вы это чувствуете. Когда вы жмете на тормоз, машина действительно тормозит. А если тормозите сильно и резко, ещё и моргает сзадиидущим водителям аварийкам, потому как у большинства из них тормоза не такие хорошие.

Внутреннее убранство не такое богатое, как у Porsche или хотя бы Volvo, не напоминает цитатами что-то конкретное уже известное, но все сделано красиво, по уму и качественно. Кожа Nappa с алькантарой, мультимедийная система с большим и быстрым экраном, цифровая приборка с красивой графикой, куча опций, среди которых адаптивный круиз контроль с системой удержания в полосе.

Наконец-то китаец, которого не стыдно хотеть! Он не так хорош, как немцы, с которыми его иногда сравнивают, но достаточно красив и дешев, чтобы красть у них продажи и влюблять в себя.-5

Подвеска обычная. И даже, несмотря на то, что Tugella обута в здоровенные 20-дюймовые катки, на кочках вы не поломаете себе хребет. Выглядит машина нескучно и едет в приницпе хорошо. Нужно быть большим скептиком и занудой, чтобы не рассматривать Geely к покупке. Настало то время, когда хотеть китайца перестало быть стыдным. И это как раз тот самый случай.

Наконец-то китаец, которого не стыдно хотеть! Он не так хорош, как немцы, с которыми его иногда сравнивают, но достаточно красив и дешев, чтобы красть у них продажи и влюблять в себя.-6

Хотел бы я себе купить такую машину? С одной стороны да, потому что из всего многообразия мира внутреннего сгорания в бюджете до 3 миллионов рублей это самое быстрое, эффектное и хорошо оснащенное предложение. С другой стороны нет. По тем же причинам, почему я предпочитаю покупать хлеб в пекарне, а сыр у частного сыровара, а не в супермаркете. Ингредиенты вроде бы те же, вкус отличается не слишком сильно. Но всегда приятнее покупать у того, кто делает хлеб и сыр именно потому что хочет это делать, а не потому что хочет делать на нем деньги.

Ещё интересно: Я впервые задумался о покупке китайского автомобиля себе. Есть только одно-единственное "но"

Единственная "пушка-гонка" с хорошим клиренсом за вменяемые деньги. Где подвох? — 8,4 с, 170 мм, 5250 ₽ в год — Geely Coolray

Все автомобилисты должны сказать спасибо этим людям. Кто изобрел двигатель, руль, АКПП, тормоза и дифференциал