Найти тему
АвТОгус

Фильм сделавший Жана-Поля Бельмондо знаменитым.

6 сентября 2021 года не стало великолепного французского актера Жана-Поля Бельмондо. Многие до сих пор не могут не пересматривать его самые знаменитые в СССР киноленты: Профессионал, Кто есть Кто, Игра в четыре руки и многие другие. Но сегодня я хочу вспомнить о фильме почти незнакомом отечественному зрителю. А ведь именно главная роль в дебютной работе Жана Люка Годара сделала Бельмондо знаменитостью. Лента "На последнем дыхании" стала в свое время одним из ключевых моментов европейской культуры, которую назовут в последствии "Новой волной". Для Жана-Поля это была восьмая работа в #кино. Первую эпизодическую роль он сыграл в драме "Мольер" в 1956 году. Кстати в 58, в фильме "Будь красива и помалкивай" они впервые сыграли вместе с другой, тогда тоже восходящей звездой #АленомДелоном.

"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар

Но вернемся к работе Годара. Который выбрал для фильма банальную, на первый взгляд историю. Некий не совсем чистый на руку молодой человек по фамилии Пуаккар угоняет автомобиль, дабы посетить заболевшую маму. По дороге он убивает полицейского мотоциклиста. Все, больше никакой истории за этим не стояло. Однако Годар, которому было 29 лет, привлекает для написания набросков сценария 26-и летнего Франсуа Трюффо и они вместе придумывают некую идею о молодом повесе по имени Мишель Пуаккар (Жан-Поль #Бельмондо, ему в тот момент 27) который промышляет угоном дорогих американских автомобилей. У него куча любовниц, он живет здесь и сейчас. Не задумываясь о том, что ждет его завтра. Фильм начинается с того, что Пуакар угоняет Oldsmobile 88 уезжает на ней в Париж.

Я намеренно упоминаю #автомобили, они играют в короткой жизни главного героя не последнюю роль. По дороге в столицу его пытаются остановить полицейские. Но не выпускающий изо рта сигарету молодой человек ловко, как он считает, избегает встречи с ними. Увы, один из преследователей, на мотоцикле, настигает беглеца. И Пуаккар убивает его из найденного в бардачке револьвера. Он бежит в #Париж. Но у него нет ни копейки денег. Все попытки найти хоть какую-то сумму оборачиваются провалом. Денег нет и у его бывших подружек. В отчаянии он идет на Елисейские поля и встречает девушку с которой встречался всего пять раз.

"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар

Это американская которая хочет стать журналисткой и собирается написать книгу Патрисия Франкини (ее играет совершенно фантастическая, великолепная Джин Сибберг, американка которая стала самым настоящим открытием кинематографа Франции, ей на тот момент лишь 22 года). Что связывает этих людей непонятно. Она любитель классической музыки, она учится в Сорбонне и читает массу книг. Девушка упоминает Моцарте, говорит о Фолкнере и Дилане Томасе(валийский поэт), развешивает репродукции Пикассо и Ренуара. Он совершенно необразован и ему ничего не интересно, кроме дорогих машин и ресторанов. Но тем не менее, они вместе.

Фильм снимался в необычной и довольно динамичной манере. Дело в том, что для съемок на штативе и с использованием операторских кранов и рельсов необходимо получать разрешение, да и стоили они немало. А денег не было. Но для получения разрешения нужно было представить сценарий. Как вспоминал сам Годар они написали фальшивый сценарный план, полную белиберду. Но разрешение все равно не получили. Именно поэтому по тому как трясется камера, можно понять, что ее оператор несет на плече. Склейки встык. Это отлично видно когда оператор сидит на заднем сидении и просто снимает Патрисию Франкини.

"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар

Шум улиц, рычание моторов автомобилей, звуки клаксонов и проходящие мимо люди. Они реальны, все настоящее, не киношное, не сыгранное. При этом именно Годар использует приемы которые позднее возьмут на вооружение все режиссеры. Вот сбитый автомобилем Renault 4 CV человек. Он реален.

"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар

Но в самом начале фильма Пуаккар стоит около кинематографа. И мы видим афишу Plus dure sera la chute (в американском прокате The Harder They Fall), можно перевести как "тем тяжелее падение". Это драма нуар, в главной роли в этом реальном фильме снялся Хамфри Богарт, звезда фильмов нуар. Именно его фотографию рассматривает Пуаккар. И он начинает подражать американцу, он пытается вести себя так же как киношный персонаж Богата, держать в зубках сигарету, или класть ее так, что бы она "висела" на нижней губе.

Когда Патрисия Франкини идет в ресторан со своим будущим работодателем. То в окнах мелькают все те же неповоротливые и кажущиеся огромными американские автомобили.

Если смотреть внимательно, то можно заметить "прямые" склейки. Голова актера дергается, поскольку кадры смонтированы в стык. "На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
Если смотреть внимательно, то можно заметить "прямые" склейки. Голова актера дергается, поскольку кадры смонтированы в стык. "На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар

Вот, Chrysler Windsor, а вот Chrysler Custom Imperial и Buick Super Estate Wagon. Пуаккар следит за девушкой которая направляется к автомобилю, как он считает его соперника. Они походят мимо белого Chevrolet Bel Air к принадлежащему редактору газеты Jaguar XK 120.

Когда же придя домой Патрисия обнаруживает у себя в кровати Мишеля, то после недолгого разговора она вворачивает в "трубочку" плакат и смотрит на него. Очень похоже на прием использованный Сэмом Фуллером американским кинорежиссёром, сценаристом и прозаиком, прославившимся в 1960-е годы малобюджетными фильмами на «неудобные» и запретные для Голливуда темы.

Девушке нужно успеть на интервью с неким писателем Парвулеску, его играет Жан-Пьер Мельвиль, еще один из основоположников "Новой волны". Именно он, в момент когда Годар столкнулся с проблемами при монтаже картины подсказал просто склеить самые удачные дубли. Так родилась техника "рваного" монтажа.

Ford Thunderbird "На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
Ford Thunderbird "На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар

Ну а наш "герой" конечно же угоняет огромный кабриолет Ford Thunderbird. Патрисия успевает на встречу с Парвулеску, который рассуждает об изменах, женской эмансипации и заставляет девушку задуматься над своей жизнью. Мишель пытается продать машину, но все уже знают, что тучи над ним сгущаются, его портрет во всех газетах, он убийца полицейского. И его попросту "кидают". Он остается без машины.

"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар

Пара вечером идет в кино. И что мы видим, что они смотрите фильм - вестерн Westbound (Идущий на Запад). Один из самых дорогих фильмов того времени, бюджет составил более 500 миллионов долларов. На этот раз Мишель угоняет ненавистный ему, совсем маленький и не такой вальяжный Peugeot 403.

Peugeot 403 "На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
Peugeot 403 "На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар

Он сам говорит о том, что не может находится за рулем этой коробки на колесах. Именно поэтому они угоняют из гаража кабриолет Cadillac Series 62.

Cadillac Series 62 "На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
Cadillac Series 62 "На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар

Их разыскивают. Подельники пристраивают Патрисию и Мишеля на ночлег. А утром девушка сдает его полиции. Его друг привезя деньги пытается всучить Пуаккару пистолет, но тот отказывается. Тот кидает его вслед удаляющемуся Мишелю и того убивают приехавшие полицейские.

Последнее что мы видим как Мишель пытается что-то сказать Патрисии.- "ты действительно образина" Но теперь она проводит подхваченный у Хамфри Богарта жест и проводит большим пальцем по губам - "что значит образина"?

"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар

Наверное ни Бельмондо, ни Сиберг, да и наверное сам Годар не думали о том, что в один миг станут самыми знаменитыми в Европе. Что именно они будут называться основоположниками "Новой волны". И получат за эту работу приз Берлинского кинофестиваля.

"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар
"На последнем дыхании" режиссер Жан-Люк Годар

Джин Сиберг не стало в 1979, ей было всего 40 лет. Жан-Пьер Мельвиль умер 1973, в возрасте 55 лет. Оператор Рауль Кутар, бывший самым возрастным во время съемок ушел в 2016. И вот 6 сентября не стало Жана-Поля Бельмондо.