Найти в Дзене
КиноMAN

История съёмок «Криминального чтива» или как зарождался шедевр

Оглавление

Фильм, который с упоением смотрели тысячи зрителей, мог не увидеть свет и остаться записями в блокноте Тарантино. Сегодня пройдемся от возникновения идеи фильма, до премьерного показа ленты в кинотеатрах. Хочу расшевелить ностальгические тестикулы фанатов «Криминального чтива». Поехали…

Кадры из фильма "Криминальное чтиво" - никто не думал что фильм выстрелит
Кадры из фильма "Криминальное чтиво" - никто не думал что фильм выстрелит

Как все начиналось

Идея создания фильма возникла в голове работника «Видеоархива», так назывался пункт видеопроката на Манхеттен Бич, куда Тарантино устроился в середине 80-х. В то время он начал писать свои первые истории, среди которых был скрипт, он лёг в основу «Бешеных псов».

Если кто ещё не знает, «Бешеные псы» – первая картина Квентина, за которую он получил 50000 долларов.

Квентин Тарантино собственной персоной
Квентин Тарантино собственной персоной

В его записях уже тогда находились наброски «Криминального чтива». Он хотел снять фильм за «копейки», но не мог представить себе, как это сделать. Ему в голову пришла идея, снять антологию, то есть, снять несколько отдельных историй и объединить их одной сюжетной линией.

«Я взял за основу несколько самых банальных историй. Парень, который должен нянчиться с женой босса, боксер, должен «лечь» на ринге, киллеры едут на дело. Всё это стало основными фрагментами картины» – рассказывал в интервью Тарантино.

Он не просто показал эти действия, он показал всё, что было до, вовремя и после этого. Помните, как киллеры едут за чемоданчиком Марселласа Уоллеса или как они «мочили» парней с чужим чемоданчиком? Автор потратил на это много экранного времени. И в этом «фишка» фильма.

Вспомните, как в современных фильмах снимается сцена убийства – максимум пару минут показано как киллер готовится, несколько минут на само действие. Внимание уделяется самому действию убийства, а все остальное не попадает в глаза зрителям.

Чтобы реализовать свои задумки, Тарантино отправляется в Амстердам. Он хотел набраться вдохновения, новых впечатлений и всего того, за чем обычно ездят в Амстердам. Кстати, свои эмоции после поездки он вложил в уста Винсента Веги.

Амстердамский стиральный порошок
Амстердамский стиральный порошок

Помните, когда они едут за чемоданчиком в машине с Джулсом и обсуждают чизбургеры, «стиральный» порошок, которые можно там свободно купить, а использовать в баре нельзя?

Винсент Вега вспоминает своё, а может не своё, путешествие в Амстердам
Винсент Вега вспоминает своё, а может не своё, путешествие в Амстердам

Набравшись эмоций и потратив все деньги на новые «впечатления», он выдал на-гора первый манускрипт будущего фильма размером более 150 страниц. Карл, 150 страниц. Моя дипломная работа по газотурбинным установкам была меньше! Это с тем условием, что средний размер сценария в Голливуде еле переваливал за сотню.

С этим сценарием он возвращается в Америку. Первой, кто заинтересовался им, была студия «TriStar». Тарантино вывалили им на стол своё детище. Они были впечатлены его размером, я имею в виду размером сценария. Не осилив и половины его, они отказались от него.

«Слишком большой, лента получиться неприлично длинной. В фильме много сцен с насилием и вообще, мы устали его читать». Короче, они послали его в сад.

ТриСтар тоже удивились, когда увидели сценарий Тарантино
ТриСтар тоже удивились, когда увидели сценарий Тарантино

Следующим, кого словил Тарантино – продюсер Харви Вайнштейн. Это сейчас его хотят упечь в тюрячку за домогательства, а все знают, что делают в тюрячке. В 90-х годах он был влиятельным человеком при бабках.

Читать сценарий продюсер решил в своём самолете. Через время раздался звонок: «Какого фига здесь написано? Я прочитал первую историю – что в ней может зацепить зрителей»? Тарантино: «Расслабься, читай дальше и всё поймешь».

К концу полета, весь скрипт не был прочитан до конца, но Харви так был впечатлён подходом автора к изложению материала, что сразу согласился дать денег на съёмки. Этот старый еврей уже в то время чувствовал, что пахнет большими деньгами.
Режиссеру дали денег на съёмки фильма
Режиссеру дали денег на съёмки фильма

На проект было выделено 8 млн. долларов. Но Тарантино на этом не остановился. Его главным условием было: «Я хочу видеть в своём фильме определенных актеров, под которые я писал сценарий. Буду самостоятельно монтировать кино, и мне нужно 2,5 часа экранного времени». Вайштейн немного офигел от наглости молодого человека и стал в позу.

Чтобы расшевелить этот мешок с деньгами, ему позвонил агент Квентина с одним предложением: «Если вы не примите решение в течение 15 секунд, мы отдадим сценарий двум другим студиям, согласным на наши условия». Чувствуя, что из рук ускользает «курица, несущая золотые яйца», Вайнштейн согласился. Никого у них не было – это был блеф, который сработал.

Или ты нам даёшь денег или мы уходим к другим, кто будет сговорчивее - беседа агента с продюсером
Или ты нам даёшь денег или мы уходим к другим, кто будет сговорчивее - беседа агента с продюсером

Подбор актёров

Сложность заключалась в том, что сценарий писался исключительно под определенных актеров, а их уговорить сниматься было не всегда просто.

Мия Уоллес

На эту женскую роль Тарантино хотел видеть только Уму Турман. А она отказалась от его предложения. Квентину пришлось уговаривать её. Делать массаж ступней, читать сценарий с выражением по телефону.

Всё это дало плоды. Актриса согласилась. И режиссер пошёл дальше по списку.

Ума Турман в роли Мия Уоллес
Ума Турман в роли Мия Уоллес

Винсент Вега

Изначально планировалось снимать в этой роли Майкла Мэдсена, с которым режиссер работал в «Бешенных псах». Помните «Мистера блондина», который под музыку хвастался полицейскому опасной бритвой.

Но Квентин здесь был бессилен, и даже массаж не смог бы уговорить актера сниматься в его фильме. В это время Мэдсен был занять на съёмках другого фильма, а переносить производство на поздний срок никто не хотел.

Майкл Мэдсен (слева) и Джон Траволта (слева) - оба актера рассматривались на роль Винсента Веги
Майкл Мэдсен (слева) и Джон Траволта (слева) - оба актера рассматривались на роль Винсента Веги

Пришлось корректировать сценарий, и превращать Вика Вега в Винсента Вегу и вести переговоры с Траволтой. Последний, тоже выделывался. Квентину пришлось с ним играть всю ночь в настольные игры, которые были в квартире актера, убеждая сыграть в фильме.

Но вмешался Вайнштейн. «Мои деньги и я заказываю музыку. Я хочу Шона Пена или Дэниела Дэй-Льюиса, и кого-нибудь из них даже снять в кино». В это время карьера Траволты находилась где-то в районе «полупопьев». Рисковать своими деньгами продюсер не хотел, согласившись на такого актера.

Я не знаю, что там делал Тарантино, но он смог уговорит Вайнштейна на Траволту. В выигрыше оказались все. Зрители получили киллера-неудачника, а актер перезапустил свою карьеру.

"Меня взяли на роль"?!
"Меня взяли на роль"?!

Буч

Роль Буча могла достаться Сильвестру Сталонне. Получилась бы интересная пародия на его «Рокки». Но этого не произошло по непонятным причинам, история умалчивает.

В это время хотел отметиться своей игрой в независимом кино Брюс «Лысая башка» Уиллис. Изначально актер претендовал на роль Винсента Веги, но не срослось, она уже была занята. Предложили стать на экране боксером. Но великий Брюс был звездой в то время и не хотел сниматься, по его словам, во второстепенных ролях.

За дело взялся Харви Кейтель. Он смог по-мужски поговорить с Брюсом и тот согласился попробовать себя в этой роли. Благодаря Уиллису, студия смогла накрутить цену на право показывать фильм в мировом прокате, выгодны продав права.

"Мистер Вульф" вступил в переговоры с Брюсом Уиллисом
"Мистер Вульф" вступил в переговоры с Брюсом Уиллисом

Джулс

Сэмюэл Л. Джексон мог и не попасть в проект. Подробности никто не знает, но в последний момент хотели отдать эту роль Полу Кальдерону, хотя сценарий писался именно под Джексона.

Узнав, что на его роли прослушивается другой человек, Джексон вылетел в Лос-Анджелес, где всё это происходило. Ворвался в зал, где шло прослушивание с чизбургером и содовой. Он молча ел и смоктал напиток, сверля глазами режиссера. Ничего не напоминает?

Джексон так внимательно смотрел на режиссера, что тот просто растаял перед ним
Джексон так внимательно смотрел на режиссера, что тот просто растаял перед ним
Эту сцену Тарантино удачно повторил в фильме, когда Джулс и Вега приперлись за чемоданчиком к молодым людям.

Но всё обошлось. Не у молодых людей, а у Джексона. Он смог намекнуть Тарантино, чтобы он не борзел, а снимал именно его.

Марселас

Это была настоящая проблема. Никто из чернокожих актеров, даже никому не известных, не хотели сниматься в фильме, где их будет «насиловать» перед съёмочной группой и камерами.

Единственный чернокожий, который согласился подставить свой "авторитет" ради фильма
Единственный чернокожий, который согласился подставить свой "авторитет" ради фильма

Нашелся смельчак, который был готов пожертвовать самым дорогим ради искусства – Рэймс Винг. Чтобы на самом деле «инструмент» Зеда не дотронулся выхода «пятой точки» чернокожего здоровяка, и первого не отправили на больничную койку, на этот «инструмент» надели мешочек для драгоценностей. В каком-то роде, в нем действительно хранилась драгоценность Зеда.

Мешочек, который сохранил драгоценности "Зеда" и здоровье актеру
Мешочек, который сохранил драгоценности "Зеда" и здоровье актеру

Чем всё закончилось

Каждый из нас, кто читает эту статью, прекрасно знают, чем всё это закончилось. Это великолепные диалоги и монологи главных и не очень актеров, которые уже живут самостоятельно жизнью и гуляют по сети, став культовыми фразами и выражениями, полностью отвязанными от фильма.

Музыка, которая не стареет на протяжении многих лет после выхода кино на большие экраны. Некоторые треки с фильма, дали «новую жизнь» их исполнителям. Помните, в начальных титрах играет композиция Дика Дейла? После успеха фильма, о нём все вновь вспомнили.

Начальные титры фильма "Криминальное чтиво"
Начальные титры фильма "Криминальное чтиво"

Фильм, которого разносили в пух и прах критики и сулили ему полный провал, получил мировое признание, сделав всех, кто участвовал в создании картины, знаменитыми на весь мир. Лента смогла изменить кинематограф, стилю режиссера стали подрожать многие "фильмоделы".

Критики хотели что-то возразить против фильма, но не смогли - кадры из фильма "Криминальное чтиво"
Критики хотели что-то возразить против фильма, но не смогли - кадры из фильма "Криминальное чтиво"

При бюджете в 8 млн. долларов, картина собрала в прокате только в США 107 млн., в мире 213 млн. Фильм стал сенсацией фестиваля в Каннах, забрав главную награду «Золотая пальмовая ветвь». Кроме этого, Тарантино получил «Золотой глобус», «Оскара» и всё что могут получить успешный режиссер.

А как вы относитесь к «Криминальному чтиву»? Я с удовольствием могу пересмотреть его 105 раз и получить удовольствие.

У меня ещё есть материал, который не вошёл в эту статью, и так она получилась о-о-очень растянутой. Если вам это интересно, дайте мне знать.

Спасибо за внимание.