Росстат опубликовал данные, в которых сравниваются цены на товары и услуги сейчас и в 2013 году (как мы помним, сильное обесценивание рубля и разгон инфляции начались в 2014-м). Исследование показало, что за этот период больше всего поднялись цены на продукты питания.
Ведомство сообщает, что 103 из 121 продукта, включенных в потребительскую корзину, сейчас стали менее доступными для представителей среднего класса, а если рассматривать все товарные группы, то доступность 65 непродовольственных товаров выросла, а 172 - снизилась.
Чтобы прийти к такому выводу, в Росстате сравнивали цены и реальные доходы граждан: если цена выросла сильнее, чем реальные доходы - товар стал менее доступен, если слабее - более доступен.
Одновременно более подробное исследование на основе тех же данных Росстата провел Forbes.
Согласно их данным, больше всего подорожали овощи, фрукты, гречка, пшено, макароны, подсолнечное масло, сахар, рыба, молочные продукты, куриные яйца, хлеб и другие продукты.
Лидерами по падению покупательной способности стали орехи и творожные сырки: сейчас среднестатистический россиянин сможет купить их на свою зарплату в 2 раза меньше, чем в 2013 году.
Зато мед, зарубежное пиво, соль, вареная колбаса стали, наоборот, доступнее.
Хуже всего дела обстоят с рыбой, молочными продуктами, куриными яйцами и хлебом: здесь доступность упала по всем категориям. Например, сейчас среднестатистический россиянин на свою месячную зарплату может купить на 35 кг рыбного филе или на 82 кг мороженой рыбы меньше, чем в 2013 году, масла - на 34 кг меньше, сыров - на 27-50 кг меньше, хлеба - на 97 кг меньше.
А вот как упала покупательная способность по непродовольственным товарам и услугам: существенно менее доступными стали наем гос. и муниципального жилья, банковские ячейки, зубные коронки, баня, нотариальные услуги, обучение в государственных и муниципальных вузах, проезд в троллейбусе и т.д.
При этом сильно доступнее стала аренда квартир, интернет, полеты экономклассом и потребительские кредиты.
В целом, за анализируемый период цены выросли на 63%, а доходы - на 51%, что означает падение реальных доходов, покупательной способности россиян на 12%.
Доступность 74% товаров и услуг, пользующихся большим спросом, с 2013 по 2021 год упала на 69%!
Для восстановления покупательной способности до уровня 2013 года необходим рост реальных доходов хотя бы на 10%, что аналитики агентства считают просто невозможным в ближайшей перспективе.
Подписывайтесь на этот канал и повышайте свою финансовую грамотность!