Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.
Маленькая ножка, а, если быть точнее, маленькая ступня, была для Пушкина принципиальным моментом при оценке внешности женщины. Большие ступни? - извините, но вы не подходите. Карету мне, карету.
Но почему именно ступня, когда у Пушкина написано "ножка"? Потому что Александр Сергеевич в своих стихах имел в виду именно ступни. Бальные платья были длинными, и мужчины в лучшем случае могли лицезреть лишь небольшой участок женских ножек, а именно, медиальную и латеральные лодыжки (извините за анатомические подробности).
Любителей маленьких женских ступней в старину называли ретифистами - по имени французского писателя Николы Ретифа де ла Бреттона (1734-1806 гг). Никола написал роман "Ножка Фаншетты или Розовый башмачок", главный герой которого буквально помешан на маленьких женских ножках.
“Иногда она откидывалась мечтательно назад, заложив ногу на ногу, так что была видна изящная лодыжка. Какие мгновения!”.
Но неужели Пушкин был ретифистом? Роман "Ножка Фаншетты" был невероятно популярен в России, так что Александр Сергеевич вполне себе мог его читать, например, в Лицее, ночью, под простыней со свечкой.
Пушкин - ретифист. Неприятно узнавать такое о Солнце нашей поэзии.
Однако, не будем спешить с выводами. Маленькая ступня в годы Пушкина - это не только культ Ретифа, но и показатель аристократичности дамы. Да-да. В дворянской среде считалось, что чем меньше у женщины ступни и ладони - тем она аристократичнее. Так что далеко не один только Пушкин был ценителем маленьких ступней, а, пожалуй, все мужчины-дворяне того времени.
Крупные, рабочие ладони, большие, устойчивые ступни - считалось, что это все "атрибуты" крестьянки. А дворянке, изнеженной барышне, не знающей, что такое физический труд, надлежало иметь маленькие ладошки и маленькие же ступни. В эту же копилку необходимо отправить и аристократически бледную кожу: загар пристало иметь какой-нибудь Акулине, а не Наталье Николаевне.
Кстати, о Наталье Николаевне. Во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге хранится уникальный экспонат - визитная туфелька Натальи Николаевны Гончаровой. Судя по этой туфельке, размер ноги у супруги Пушкина был 35-ым. Учитывая, что рост Натальи Николаевны составлял 173 сантиметра, а объем талии всего-навсего 47 сантиметров, можно представить, как поразительно красива она была. Неслучайно в свете Гончарову называли "фарфоровая дама".
Согласно распространенным во времена Пушкина понятиям об "анатомии" дворянок, Наталья Николаевна была сложена идеально. Это была идеальная аристократка, без малейшей примеси крестьянских кровей.
Так что Пушкин, скорее всего, не был ретифистом, а просто, как и многие мужчины его времени, искал себе настоящую барышню. Впрочем, с крестьянками он тоже не прочь был провести время. Но не жениться же!
Такова тайна маленьких ступней Пушкина.
Еще больше статей про тайны великих личностей, про живопись, про историю России, про гениев и их темные стороны, про художников, писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про кино, литературу, философию, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!
Мои книги
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.