Всего лишь 15% отечественных промышленных предприятий сегодня признаны эффективными и конкурентоспособными, об этом говорится в информационно-аналитическом материале, подготовленном Центром конъюнктурных исследований ВШЭ. Эксперты отмечают, что в июле промышленная отрасль находилась в «незначительном позитивном экономическом «дрейфе» по показателям спроса и объемам выпуска. При этом по ряду ключевых индикаторов показатели были отрицательными, что позволяет аналитикам сделать вывод о том, что 15% из принявших в исследовании 4 тыс. предприятий — потенциальные банкроты.
В результате исследования и опроса руководителей предприятий выяснилось, что на российском промышленном рынке сегодня функционирует только 15-18% эффективных конкурентоспособных на внутреннем рынке предприятий, обладающих хорошей финансовой устойчивостью и постоянно осуществляющих инвестиционные и инновационные маневры.
«На другом полюсе расположились примерно 15% крайне неэффективных, убыточных промышленных предприятий, балансирующих на грани банкротства, выпускающих неконкурентную, а зачастую и не нужную продукцию, не пользующуюся спросом. Как правило, подобные экономические агенты, работающие даже с отрицательной добавленной стоимостью, сосредоточены в малых и моногородах и финансируются в том числе за счет патернализма местных властей путём бюджетной субсидированной помощи в целях сохранения хоть каких-то рабочих мест и доходов для проживающих на этой территории людей», — отмечают исследователи.
Они обращают внимание, что банки под давлением властей вынуждены кредитовать эти «зомби предприятия», участвуя в распространении дефолтов и безнадежных долгов, нанося ущерб не только банковской системе, но и экономике в целом. По данным Росстата за январь-май, среди крупных и средних промышленных предприятий в добывающих и обрабатывающих отраслях функционировало 38,9 и 27,8% убыточных экономических агентов от их общей численности, соответственно. Наиболее логичным выходом из этой ситуации экспертам видится реорганизация и ликвидация «зомби-предприятий». По ряду причин избавиться сразу от всех аутсайдеров не получится, поэтому начать стоит хотя бы с 10-12% наиболее убыточных.
Что касается оставшихся 65% промышленных предприятий, оказавшихся между лидерами и «зомби», то они являются наиболее зависимыми от экономической и ценовой конъюнктуры, кадровой политики и прочих факторов. Именно им, как считают аналитики, и стоит помогать в первую очередь. «Передовикам» же, по мнению исследователей, просто не нужно мешать излишним форсированием законодательных норм.
Также в рамках исследования эксперты рассмотрели отдельные факторы, влияющие на промышленный сектор. Прежде всего, индекс предпринимательской уверенности (ИПУ). Среди обрабатывающих промпредприятий он находится в отрицательной зоне (-1%), по итогам июня он составлял -2%. Основным драйвером, обеспечившим рост показателя, как полагают эксперты, стало ожидание увеличения объема выпуска продукции в ближайшие три-четыре месяца. ИПУ в секторе добывающей промышленности составил -3% (увеличился на один пункт), в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром -5%. Как пояснили аналитики, нахождение индекса в отрицательной зоне говорит о «преобладании в отрасли неблагоприятной экономической конъюнктуры».
«Несмотря на очевидное текущее замедление темпов роста промышленного производства многие из участников опросов дают относительно благоприятные прогнозы на ближайшие три-четыре месяца по ожиданиям изменения производственной и спросовой ситуации на своих предприятиях. Июльские ожидания респондентов из обрабатывающих производств по основным индикаторам промышленной деятельности выглядят, хотя и незначительно, но самыми благоприятными за последний год», — отмечают исследователи.
В будущем ситуация в промышленности будет полностью зависеть от заболеваемости коронавирусом и темпов вакцинации, полагают эксперты ВШЭ. Причем, не только в России, но и во всем мире, ведь многие предприятия связаны с иностранными партнерами, закупками комплектующих, экспортными обязательствами и проч. При благоприятном сценарии, к концу года экономический рост сектора может достичь 4% по сравнению с 2020-м.
Из благоприятных факторов, отмеченных в июле, исследователи выделяют уровень загрузки. Он падал весь 2021-й, а в июле показатель вырос на 1% и составил 60,7%.
Также позитивно эксперты ВШЭ оценивают занятость в промышленном секторе. В июле 18% менеджеров предприятий ожидают увеличение численности занятых в ближайшие три-четыре месяца и лишь 6% прогнозируют снижение. При этом 76% из числа опрошенных не предполагают за этот краткосрочный период принципиального изменения кадрового состава.
Из негативных факторов, наиболее сильно бьющих по промышленности, больше половины респондентов назвали «неопределенность экономической ситуации в стране». 43% опрошенных пожаловались на недостаточный спрос на продукцию предприятия внутри страны, 39% — на высокий уровень налогообложения.
В целом же, несмотря на неоднозначную оценку некоторых аспектов, эксперты ВШЭ признают промышленность локомотивом восстановления экономики после пандемии. Ускорить этот «локомотив» может восстановление потребительского спроса, который напрямую зависит от реальных располагаемых доходов населения. Ростом последнего пока похвастаться нельзя, по итогам года исследователи ожидают снижение реальных доходов граждан на 10% по сравнению с показателем 2013-го.