Найти тему
62,9K подписчиков

Такси на дровах инженера Пельтцера. От такси до гоночных болидов

6,9K прочитали

Рано утром 30 сентября 1938 года по Варшавскому шоссе в Москве стартовал не совсем обычный автомобиль. Проехав пять тысяч километров за четыре дня, он даже установил мировой рекорд скорости.

Автомобиль отличался от других тем, что не потреблял бензина – топливом для него были дрова. Сделали этот испытательный образец во втором таксомоторном парке, а конструировали в конструкторском бюро НИИГТ.

Автомобиль ГАЗ М-1 с газогенераторным мотором Пельтцера. Источник: https://rus-texnika.ru/gaz-m1-s-gazogeneratornoj-ustanovkoj-peltcera.html
Автомобиль ГАЗ М-1 с газогенераторным мотором Пельтцера. Источник: https://rus-texnika.ru/gaz-m1-s-gazogeneratornoj-ustanovkoj-peltcera.html

В то время к газогенераторным моторам уделялось большое внимание, работало много КБ, разрабатывая альтернативное топливо бензину. Ведь леса, угля и торфа было много, а вот довезти бензин куда-нибудь в сибирскую тмуторакань это требовало много денег и времени. Зато древесины в Сибири хоть отбавляй.

Принцип действия газогенераторного двигателя простой – вместо жидкого топлива, загружалось твёрдое. При сжигании дров или чего-то подобного, получалась смесь газов из окиси углерода СО и водорода Н2, это приводило в действие поршни мотора и колёса начинали крутиться.

Но не так всё было просто. Хотя моторы на дровах были изобретены задолго до бензиновых и тем более господина Дизеля, но именно переработка дров и прочего, вызвало головную боль у инженеров.

Сложностей в конструкции было много, например, топливо должно было сгорать при ограниченном количестве воздуха. Потом ещё надо охлаждать газ, чистить и снова смешивать с воздухом, а только потом подавать к поршням. А для полноценного запуска этого агрегата надо было сначала завести бензиновый двигатель и уже потом, плавно переводить на другой тип топлива. Уже молчу про то, что сокращался пробег, снижалась грузоподъёмность, уменьшался полезный объём кузова (за счёт газогенераторной установки), запуск генератора занимал до 15 минут, и главное – существенно снижалась мощность двигателя. Но это с лихвой окупалось, особенно в Сибири, бензин доставить туда было весьма и весьма проблематично. Но зато, топливо было в буквальном смысле под рукой.

Интересная история, скажешь мой любознательный читатель. И спросишь, а где прочитать подробности? А их нет. Есть группа товарищей, которые буквально по крупицам восстанавливают эту историю. Мне, благодаря этим людям, удалось узнать многое. За что им огромное спасибо. И в процессе поиска наткнулся на фамилию Пельтцер. И тут многие почешут в затылке – а ведь фамилия очень знакомая, но где я её слышал? Будут морщить лоб, но…

Ага, все слышали, и даже знают человека, знаменитейшую актрису – Татьяну Пельтцер! Так вот это даже не однофамилец – а её младший брат! Их семья была весьма артистичной, блистала на подмостках ещё до революции. Между прочим, их отец Иван Романович стал первым заслуженным артистом РСФСР, по словам современников – блистательный комедийный актёр. Но вот сын решил протоптать свою стезю, рискованную, но всё же…

Александр Пельтцер. Источник: https://www.kolesa.ru/article/zvezda-skorosti-pelttsera-kak-i-pochemu-v-sssr-poyavilis-spetsialnye-gonochnye-avtomobili
Александр Пельтцер. Источник: https://www.kolesa.ru/article/zvezda-skorosti-pelttsera-kak-i-pochemu-v-sssr-poyavilis-spetsialnye-gonochnye-avtomobili

Александр Иванович в 1929 году закончил Высший электромеханический институт, потом уехал на строительство автозавода в Нижнем Новгороде. Конструировал газомоторные автомобили. Особенно большой вклад внёс в разработку грузовика ЗИС-13, работавшем на газе. В 1935 году принял участие в автопробеге Москва – Киев. Два грузовика ГАЗ-А успешно доказали, что газогенераторный двигатель это не фантастика. Кстати, во время Великой Отечественной войны грузовики на дровах и торфе успешно снабжали бойцов Красной Армии.

В 1938 году Пельтцер доказал, что легковой автомобиль тоже можно перевести на альтернативный вид топлива.

После 5000 км пробега мотор вполне мог работать и дальше. Но требовалось внести небольшие изменения. В 1940 году доработанная версия автомобиля уже работала в качестве такси в Москве.

После войны в СССР сложилась парадоксальная ситуация – с одной стороны огромное превосходство военно-промышленного комплекса, а с другой – гражданское машиностроение находилось в критическом состоянии. Поэтому была поставлена задача, показать на мировой арене, что в Советском Союзе могут не только танки строить.

В 1946 году Пельтцера назначили начальником конструкторского бюро гоночных автомобилей ЦКБ Главмотовелопрома. Позже был главным конструктором бюро скоростных автомобилей Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Моторы были на бензине и предназначены исключительно для скоростных рекордов.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Мотор для первого гоночного автомобиля был DKW-UL 350 от немецкого мотоцикла. Болид назвали «Звезда-1».

Кроме страсти к конструированию, у Александра Пельтцера была любовь к скорости. 5 ноября 1946 года он установил первый рекорд пройдя «километр с хода» со средней скоростью 139,64 км/ч. Во время заездов Александр Иванович простыл, в результате осложнения у него отнялись ноги. Сказалось повреждение позвоночника, полученное им ещё во время войны, когда испытывали новый двигатель для торпедного катера. Что-то пошло не так и мотор разлетелся на куски.

Но не прекратил конструировать гоночные советские автомобили.

Гоночный автомобиль "Звезда-5", сконструированный А.И. Пельтцером. Источник: Яндекс.Картинки
Гоночный автомобиль "Звезда-5", сконструированный А.И. Пельтцером. Источник: Яндекс.Картинки

За неполные 20 лет на автомобилях, сконструированных при участии Александра Пельтцера было установлено 30 рекордов скорости, 16 из которых побили иностранные достижения.