Для ускорения пересадки пассажиров между линиями метро в столичной подземке был организован ряд так называемых кросс-платформенных пересадок, когда параллельно возводятся две станции метро, разделенные стеной, либо одна большая станция с 4 путями и 2 платформами. На них на разные пути приходят поезда разных линий, при этом движение по линиям остается полностью изолированным в отличие от вилочного движения.
При данной схеме для пересадки в зависимости от направления нужно либо просто перейти на другую сторону платформы или в соседний зал по мостику через пути, что экономит пассажирам 3-4 минуты времени. Однако в ряде случаев их постройка нецелесообразна из-за большого перепада глубины залегания тоннелей либо когда линии идут в перпендикулярных направлениях.
Для пассажиров сложно договариваться о встрече на таких станциях, поскольку они называются по-одинаковому и не привязаны к конкретной метролинии. Также нередко люди путаются, когда нужно пересесть в противоположном направлении.
В Москве по такому принципу реализованы 7 пересадочных узлов, про которые мы и расскажем в нашей сегодняшней статье. Кросс-платформенные пересадки также имеются в Санкт-Петербурге (кстати, именно там в 1961 году была реализована первая в СССР кросс-платформенная пересадка) и Нижнем Новгороде.
1.Каширская
Замоскворецкая и Большая кольцевая линии
Это первая построенная в Москве пересадка, открытая в 1969 году. 2 зала мелкого заложения соединены между собой 3 переходами в торце и середине платформы.
До 1984 года, когда было реализовано вилочное движение до Каховской и Орехово, она была не задействована, а поезда прибывали на средние 2 и 3 пути. После открытия вилки был задействован 1 путь, а полностью пересадка заработала лишь в 1995 году, когда Каховская и Замоскворецкая линии были разделены после постройки оборотных тупиков.
С 2019 года пересадка вновь временно не действует на период закрытия Каховской линии для ее реконструкции и интеграции в Большую кольцевую. После реконструкции колонны залов облицованы соответственно черным и белым мрамором для их различия.
2.Китай-город
Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская линии
Станция глубокого заложения (30 метров), открытая в 1971 году, стала первой в Москве полностью введенной в эксплуатацию кросс-платформенной пересадкой. В советское время станция называлась Площадь Ногина. Сейчас она является одним из наиболее загруженных узлов.
Для отличия двух залов их неформально именуют Кристалл и Гармошка в соответствии с сечением колонн, однако самое популярное место встречи - у бронзового бюста Виктора Ногина (в советское время говорили "на Ноге у головы") в северном подходном коридоре к эскалаторам.
3.Третьяковская
Калужско-Рижская и Калининская линии
Кросс-платформенную пересадку имеют 2 линии пересадочного узла из 3 - кроме Замоскворецкой линии со станцией Новокузнецкая. Южный зал станции для рыжей ветки был открыт в 1971 году и до 1983 года назывался Новокузнецкая, а северный - в 1986 году при продлении Калининской линии. В этом же году и появилась быстрая пересадка между линиями. На Новокузнецкую переход осуществляется по классической схеме.
Станция имеет пилонную конструкцию и глубокое заложение 46 метров. Залы отличаются цветом отделки путевых стен - одна серая, а другая красно-розовая, а также квадратными и закругленными пилонами.
4.Парк Победы
Арбатско-Покровская и Солнцевская линии
Самая глубокая в столице станция глубиной около 73 метров имеет 2 зала и изначально предназначалась для пересадки между Арбатско-Покровским радиусом и хордой Митино-Бутово. Однако позднее проект был изменен, и к пересадке подключили Солневскую линию, в связи с чем около станции она имеет S-образные кривые.
Станция открылась в 2003 году, а как пересадка стала использоваться с 2014 года. Сейчас в часы-пик на платформах наблюдается огромная толкучка, т.к. Солнцевская линия до центра не доходит, и почти все здесь делают пересадку, чтобы продолжить поездку.
5.Петровско-Разумовская
Серпуховско-Тимирязевская и Люблинско-Дмитровская линии
Западный зал станции с тонкими колоннами на глубине 61 метр открыли еще в 1991 году для серой ветки. При запуске участка салатовой ветки в 2016 году был запущен и восточный зал колонно-стенового типа с массивными колоннами, наклоненными в разные стороны, с организацией удобной пересадки. Между собой залы связаны 2 лесничными переходами.
Стоит отметить, что линии имеют еще одну совместную пересадку в центре: Цветной бульвар - Трубная.
6.Кунцевская
Арбатско-Покровская и Филевская линии
Наземная островная станция была открыта в 1965 году в составе Филевской линии и работала в таком режиме до 2008 году, когда сбоку была пристроена дополнительная платформа, и 2 из 3 путей отошли Арбатско-Покровской линии, а Филевской линии, для которой Кунцевская стала конечной, достался лишь 1 крайний путь. На него поезда приходят, высаживают пассажиров и отправляются в обратном направлении без использования оборотного тупика.
Станция является единственной наземной в Москве, имеющей пересадку. Переход между платформами осуществляется по 2 мостикам в торцах платформ.
7.Нижегородская
Некрасовская и Большая кольцевая линии
Самая широкая в России колонная станция мелкого заложения с одним залом на 4 пути с 2 островными платформами была открыта в 2020 году и пока используется только Некрасовской линией (средние пути), которая временно использует участок БКЛ Авиамоторная - Электрозаводская. Полноценный запуск Большого кольца с организацией движения по 2 линиям планируется к 2023 году. Тогда же заработает и кросс-платформенная пересадка. Переход между платформами осуществляется через накопительную площадку на верхнем ярусе.
Имеется пересадка на электропоезда МЦК и Горьковское направление МЖД.
👍 Подписывайся, ставь лайк, комментируй!
Читай также: 5 самых старых линий метро Европы