В оптике часто проблемы с поиском кандидатов, особенно, в мелких населенных пунктах. Там нет речи, кого выбрать, там проблема: хоть бы кто-нибудь откликнулся.
И всё же давайте пофантазируем или смоделируем ситуацию, вдруг вам написали сразу несколько соискателей на вакансию, и вы думаете, кого из них пригласить на интервью.
Да, вы вправе потратить свое драгоценное время и встретиться с каждым, кто (слава богу!) отозвался, и все же рекомендую сперва посмотреть в тело резюме и исключить некоторые из них по следующим критериям:
1. Лицом к лицу продавца не узнать
Если она вообще есть, вам крупно повезло. В основном, в оптике, приходят резюме типа "Дофантазируй меня сам, мой будущий босс". Может, в других сферах также, я не знаю, но в оптике такое точно происходит. Стесняются себя показать? А как же с людьми работать?
К внешности лично я отношусь нейтрально: никак не оцениваю с точки зрения генов. Если человек не наделен природной красотой, во-первых, это субъективно и, скорее всего, вы тоже можете быть не в его вкусе, но прием на работу - не клуб знакомств.
Во-вторых, что касается одежды, то дело можно исправить дресс-кодом, деликатными советами по совершенствованию. Прием на работу в оптику - не кастинг в модельное агентство.
А вот человеческую сущность поменять трудно. Если для аватара соискатель выбрал фото с декольте или в соблазнительной позе, или взял его из паспорта, или вообще поленился даже развернуть, как надо, и прислал вверх тормашками или боком, то это повод отклонить кандидатуру сразу. Почему?
Не у всех вас есть рабочий телефон, а на личном телефоне у человека, скорее всего, стоит похожая фотография или еще хуже: при общении с клиентами это первое, что увидит ваш покупатель.
На всякий случай перепроверьте, чтобы не сделать поспешных выводов. Посмотрите в указанных соцсетях или мессенджерах, какой стоит #аватар у кандидата. Сходится?
Резюме в корзину.
Еще такой момент - обратите внимание на глаза кандидата, вернее, на взгляд. Отстраненный? Горящий? Выразительный или безразличный? Если вам показалось, что взгляд у человека потухший, то вам не показалось.
2. Зри в корень е-мейла
Дарю вам #лайфхак. Обращайте внимание на электронную почту: как себя позиционирует ваш потенциальный работник? Сandy@, bandit@, huligan@, nepristupnaya@, missmira@, xxx666yyy@ и так далее. Е-мейл человека многое о нем может рассказать.
Люди, серьезно настроенные на работу, создадут себе приличный е-мейл, дабы не возникало лишних вопросов. К чему эти психологические травмы, выливающиеся в логин почтового адреса? Он кричит всему миру, кто он в душе? У вас прием на работу, а не к психотерапевту.
Резюме в корзину.
3. Первые десять работ - комом
Попрыгунчик или зайчик-побегайчик - много названий придумали таким горе-работникам.
Есть исключения, когда перед вами поистине профессионал, а у него в трудовой случайные 3 месяца на прошлой работе (сам принял решение не работать далее в компании или "выжили" старожилы), но когда это образ жизни, то тут стоит задуматься.
У кандидата с завидным постоянством стоит 3-4 месяца на каждом месте работы, самое большее - 7 месяцев или даже 1 год 3 месяца? И так на протяжении всего трудового стажа? Вы просто будете следующим.
Прием на работу в салон оптики - не перевалочная база.
Резюме в корзину.
4. И швец, и жнец, и на дуде игрец
Когда в графе "Желаемая должность" стоит конкретная должность, это определившийся человек. В оптике часто бывает совмещение должностей, поэтому допустимы следующие связки "Оптик-консультант/Продавец-консультант/Продавец-оптометрист/Оптометрист".
Но когда через слэш написано: "Продавец-консультант/Менеджер по продажам/Юрист/Помощник руководителя/Оператор Call-центра", то резюме - в корзину.
Или #оптика, или пусть решит точно, что ему нужно.
Вы же ищете себе работника, а не играете в Юлия Цезаря "Кто больше?"
Если человек откликнулся на вашу вакансию в оптику, а в желаемой должности у него стоит: "Менеджер по продаже автомобилей", при этом опыта работы в автомобильном бизнесе никогда не было, а в оптике и медицине - был, я бы задумалась, что бы это значило... А вы?
Еще одно резюме под названием: "А при чем тут оптика?" Массаж, массаж, психолог, снова массаж... Возьмите оптометристом! Пожалуйста))) Массаж надоел...
В резюме нужно указать причину такой резкой смены рода деятельности, но, увы, соискателю это не кажется важным.
5. Кто грамоте горазд, тому не пропасть
Сотрудник оптики не просто будет устно общаться с клиентами, но и письменно. Если за 10 лет школы его не научила Мария Ивановна по русскому языку, как писать без ошибок, то вряд ли это получится у вас.
Сейчас есть приложения по проверке грамматики, но, если человек не воспользовался ими при написании резюме, которое составляется не на скорую руку, то на ответы покупателям времени и желания точно не найдется. Опозоритесь перед доброй половиной любимых заказчиков, не рискуйте.
Вы оптика, а не курсы русского языка.
#Резюме в корзину.
6. Краткость - сестра таланта или... лени
Когда, кроме названий должностей, ничего нет или, например, соискатель указал, что работал продавцом с 2019 по 2021 год, а входило в его обязанности... продавать #очки, то, поверьте, перед вами типичный охранник торгового зала или а-ля кассир, как в Ашане. Лень описать свой функционал? Ему также будет лень выполнять функционал.
У вас прием на работу, а не гадание на кофейной гуще.
Резюме в корзину.
Краткость - сестра таланта, но не до такой же степени... Продавец продает, #оптометрист проверяет зрение, ассистент - выполняет обязанности ассистента, руководитель руководит и так далее. Кто бы мог подумать)))
Еще есть варианты интересных написаний из жанра страшилок:
Все заказы удачные? А кто знает - дошли ли люди вообще домой)))
А это пример, как описать функции оптометриста. Оказывается, он не только проверяет зрение! Берите на заметку. В резюме совмещение должности, но вы поймете, где обязанности врача, а где - менеджера.
7. Следовать первым шести правилам
Теория вероятности здесь не "прокатит", вам нужно создать воронку как можно более эффективную, чтобы не растерять свое время и быстрее найти работников.
Когда вы отобрали несколько кандидатов для собеседования, теперь переходите и читайте следующие статьи:
Елена, основатель и бизнес-тренер Школы продаж в оптике Дмитренинг
🔹 Чат для общения оптиков в Телеграм
🔹 Тик-Ток