Найти в Дзене
Страна Огней

Иревану больше 2 800 лет? О чем умалчивает армянская пропаганда?

Оглавление
.
.

Город Иреван — несомненно древний азербайджанский город, который в настоящее время является столицей Республики Армения. К сожалению, сейчас в данной стране на уровне государственной политики искажается реальная история региона и города. Периодически выдвигаются новые тезисы об истории основания данного населенного пункта. «Страна Огней» попытался разобраться на каких мотивах пытается заиграть армянская пропагандистская машина.

Иреван — историческая тюркская земля

Историки, путешественники и исследователи давали достаточно информации об Иреване еще со времен средневековья. Так, источники тех лет представляли этот город-крепость как тюркско-исламский город. Район, где в настоящее время расположен город Иреван, является древней тюркской азербайджанской землей. Это очевидный неоспоримый факт!

Древние народы исторической азербайджанской географии — хурриты, киммерийцы, скифы, саки, гунны и другие тюрко-огузы и кыпчаки, жили в этом регионе и оставили богатое историческое наследие.

Хотя Иреван, исторически расположенный на торговом пути Тебриз-Эрзурум, много раз разрушался в результате войн Сефевидов и Османской империи, его умело восстанавливали за короткое время. Здесь также находилась самая большая мечеть на Южном Кавказе — Голубая (Гёк) мечеть или мечеть Гусейн-Али хана, строительство которой было завершено в 1766 году.

Голубая мечеть (Göy məscid) — пожалуй один из единственных сохранившихся из сотни тюрко-мусульманских памятников культуры, уничтоженных с момента появления армян в регионе. В настоящее время в Армении данное сооружение преподносится как «иранский культурный объект».
Голубая мечеть (Göy məscid) — пожалуй один из единственных сохранившихся из сотни тюрко-мусульманских памятников культуры, уничтоженных с момента появления армян в регионе. В настоящее время в Армении данное сооружение преподносится как «иранский культурный объект».

Армянские интерпретации

В свою очередь некоторые историки, поддерживающие армянские и проармянские тезисы, представляют Иреван как «армянский город». Это в корне неверно.

Так, армянские историки и их спонсоры даже утверждают, что название города Иреван происходит от замка Эребуни (Ирпуни), построенного во времена правления урартского царя Аргишти (782 г. до н.э.). Факт в том, что данный урартийский замок, как и все урартийское наследие не имеет никакого отношения к «Еревану» ни пространственно-географически, ни исторически. Да и вообще в целом армянам.

Вид на город Иреван (худ. Г. Сергевич)
Вид на город Иреван (худ. Г. Сергевич)

Как армяне вообще появились тут?

Впервые армяне поселились здесь в окружных поселениях, на торговых путях в качестве христианских миссионеров. Массовое же расселение армян вокруг территории современного Иревана произошло в 1441 году, после того как Армянский Католикосат переселился из города Сис в Киликии в церковь Учмуэдзин (Эчмиедзин) в селе Валаршабад Чухур-Саадской области. До этого же периода в Чухур-Сааде (историко-географическая территория Азербайджана) не было земель, принадлежащих армянам.

Тут стоит делать 2 небольшие ремарки:

1. Говоря о «первичном поселении», подразумевается то, что армяне первично с небольшим количеством пришли на данную территорию. То есть разница с массовым переселением 1828-го года со стороны России и этим в том, что в первом случае армянский этнос приобрел в регионе роль геополитического фактора — реальной силы.

2. Общеизвестно, что город Иреван был основан Реван-Гулу ханом Каджаром, приближенным Шаха Исмаила Хатаи в 10-ых гг. XVI века. Об этом, в частности, подробно пишет турецкий путешественник Эвлия Челеби. То есть относительно основания сегодняшнего города Иреван опять же нет никаких сомнений. Но внимательные читатели заметят, что наверху речь шла о 1441-ом годе, то есть о XV веке. Например добавим, что о поселении на территории Иревана упоминается и в источниках времен Тимуридов (XIV век). Стоит отметить, что этот момент умело используется армянской пропагандой.

Эвлия Челеби
Эвлия Челеби

Поселение или город? В чем разница?

На самом деле тут никаких противоречий нет. Ибо известно, что города всегда возникали на больших караванных путях или стратегически важных точках первоначально в качестве поселений. То есть, до момента основания города Иреван, ни в одном историческом источнике или карте тех лет нет ни единого упоминания данного города.

В частности, тот же Эвлия Челеби упоминает, что на территории города Иреван находилась деревня, построенная в 810 году по Хиджре, а 105 лет спустя, в 915 году Хиджры, по приказу Шаха Исмаила, его полководец Реван-Гулу хан Каджар начал строить в этой деревне крепость. Крепость, построенная за 7 лет, в честь хана была названа Реванской или Иреванской крепостью.

Настенные росписи азербайджанского художника Мирзы Гадима Иревани в Сардарском дворце (в настоящее время не сохранились — были разрушены армянами)
Настенные росписи азербайджанского художника Мирзы Гадима Иревани в Сардарском дворце (в настоящее время не сохранились — были разрушены армянами)

Подмена понятий как инструмент пропаганды

Опять же речь идет именно о городе, а не о каких-то поселений или крепостей на территории Иревана. Таким образом, конкретно город-крепость Иреван был основан Реван-Гулу ханом Каджаром в качестве эффективного оборонительного сооружения против османов. Вот в чем играет армянская пропаганда — на понятиях «поселение» и «город». Вот в чем весь вопрос.

Таким образом, территория сегодняшнего Иревана становился центром Чухур-Саадского эмирства в период Каракоюнлу, Чухур-Саадского Беклярбекства в период Сефевидов, Иреванского ханства в период Каджаров и Иреванской губернии в период царской России.

.
.