Вирджиния Холл родилась в богатой семье в Балтиморе, штат Мэриленд, в 1905 году. Ее безбедные и влиятельные родители обеспечили хорошее безоблачное детство, а неброская внешность не давала надежд на такую необычную жизнь. В общем, никто не ожидал, что в будущем эта девочка станет одной из самых известных шпионок в истории.
Изначально Холл намеревалась стать сотрудником дипломатической службы, но все изменилось, когда она отправилась в поездку в Измир, Турция. Во время охоты на птиц она по случайно выстрелила себе в левую ногу. Позже ногу ампутировали.
Сам факт того, что она была инвалидом и зависела от протеза, делал ее ненужной в эпоху войны. Однако в этой невероятной женщине было нечто большее – она оказалась способной на очень смелые поступки.
У Вирджинии не было другого выбора, кроме смены карьеры, и она записалась во французский корпус скорой помощи, чтобы помогать раненым и выполнять другие обязанности в больнице.
Через некоторое время Холл решила, что сможет сделать больше для мира, чем просто помогать в больнице. Она отправилась в разведывательное управление и встретилась с его руководителем. Ее подробно опросили и сделали вывод, что барышню можно использовать.
Она была направлена во Францию, где в течение года изображала из себя репортера "New York Times". В какой-то момент ей пришлось использовать поддельное удостоверение личности, действуя под прикрытием.
Помимо различных текущих заданий, Холл внесла большой вклад в вербовку бойцов сопротивления для помощи союзникам. Она собирала нужную информацию, устраивала побеги из тюрем и совершала множество смелых операций во время военных действий.
Вирджиния работала в разных странах и даже стала аналитиком разведывательного управления во Франции, а затем стала аналитиком по работе с СССР во время холодной войны.
Несмотря на свою выдающуюся особенность, она смогла так законспирироваться и быть настолько незаметной, что не воспринималась как человек, которого позже признали самым опасным из всех союзнических шпионов. В то время она координировала поставки оружия, создавала конспиративные квартиры для передачи данных о миссии, и организовывала побеги из тюрем.
Холл была настоящей королевой маскировки и как-то даже изображала четырех разных женщин за день (и это на протезе). Она даже обратилась к услугам визажиста, который учил ее рисовать морщинки на лице им накладывать грим. Имея более 20 имен, Вирджиния всегда меняла свою внешность, чтобы ее было нелегко опознать и схватить. Она постоянно находилась в бегах от нацистов.
Более 20 лет Холл работала с Управлением специальных операций, Управлением стратегических служб и Центральным разведывательным управлением. Ее соотечественники из французского Сопротивления назвали ее «La Dame Qui Boite», что буквально означало: «хромая женщина».
Настойчивость, несмотря на трудности
Несмотря на большие трудности с больной ногой, Холл никогда не позволяла этому влиять на ее работу или настроение. Она использовала протез, который назвала «Катберт».
Однажды, находясь в пастушьей хижине, она связалась со своими лондонскими кураторами в Кенте. В донесении Виржиния в шутку сказала: «Катберт утомил меня, но я справлюсь». Офицер, который был на связи, подумал, что Катберт - это вражеский шпион, сказал в ответ: «Если Катберт мешает вам, устраните его».
Холл умудрялась выпутываться из любой ситуации, даже когда все шансы были против нее. Несмотря на дискомфорт из-за травмы ноги, она продолжала с блеском выполнять свои обязанности.
Брак и семья
Холл вышла замуж за Пола Гойо, агента Управления стратегических исследований США в 1957 году. Она была на восемь лет старше своего мужа.
В то время Вирджиния работала качестве аналитика по разведке французского департамента иностранных дел, будущий муж работал вместе ней как сотрудник отдела специальных мероприятий.
Они жили вместе в Соединенных Штатах и оставались преданными друг другу до ее смерти.
Награды и признание
В Лондоне Холл однажды получила награду от короля Георга Орден Британской империи.
В знак признания ее храбрости Вирджинии вручили Знак Особого Отличия, она стала единственной женщиной во время Второй мировой войны, которой США вручили такую награду.
Великобритания и Франция признали храбрость Холл на частных церемониях, но она отклонила решение президента Гарри Трумэна почтить ее честь на публичной церемонии в Белом доме из-за намерения оставаться под прикрытием.
Выдающиеся достижения Холл настолько поразили руководителей специальных операций, что они постепенно изменили свое мнение о применении женщин в зонах боевых действий. Со временем они стали использовать больше женщин-агентов.
Холл стала знаменита. "Geheime Staatspolizei", официальная тайная полиция нацистов начала охоту на «хромую даму" признав ее «самым опасным из всех союзных шпионов».
Холл никогда не раскрывала много информации о своей жизни, а разведывательному сообществу были известны лишь небольшие подробности.
Она использовала разные прозвища во время шпионажа. Ее звали то Марией Лионской, то Камиллой, то Дайаной, Жермен или Николь. Немцы называли ее «Хромая Дама» и «Артемида».
Холл работала на ЦРУ, пока не вышла на пенсию в 1966 году после достижения обязательного пенсионного возраста. После этого она вела гражданскую жизнь со своим мужем в Мэриленде. В 1982 году Холл умерла в возрасте 76 лет и был похоронена в Пайксвилле.
Она остается легендой ЦРУ и признана настоящим героем французского сопротивления.
Спустя годы после окончания войны сертификат Холл, приложенный к ее Ордену Британской Империи, оставался в хранилище более 50 лет, потому что британское правительство не могло отследить ее местонахождение.
Сони Пурнелл, биограф Вирджинии, писала: «Тот факт, что молодая женщина, потерявшая ногу в то время, когда другие женщины и мужчины-инвалиды были вынуждены сидеть дома, смогла преодолеть предрассудки и помочь союзникам выиграть вторую мировую войну, просто поразителен!».
Если Вам понравилась эта статья, ставите ЛАЙК и подписывайтесь на канал "Простая история"!