Так получилось, что театром я сильно была увлечена в юности. И мне повезло так, как везет немногим: волею случайного знакомства я попала в мир театрального "Зазеркалья", то есть на несколько лет получила право приходить в театр "со служебного входа".
Нет, в театре я не служила, а училась в старших классах школы, но неожиданной привилегией пользовалась"по полной программе". Театр дал мне много жизненного опыта, в первую очередь, опыта непростых взаимоотношений в творческой среде.
Это был крупный театр в областном центре с сильным худруком, классическим репертуаром и с большим количеством премьер в год. Зрители приходили постоянно. И это все в "трудные" 90-е годы, когда людям было, в общем-то, не до искусства.
Что происходит в московскими театрами сейчас наблюдать непросто. Кажется, не осталось уже столичных "храмов искусства", не омраченных cкaндaлaми, которые широко обсуждаются в СМИ.
И все эти pacпpи связаны с тем, что театры за последние 30 лет непозволительно сильно коммерционализировались, превратившись в места для извлечения сверхприбыли. А как когда-то говорил А. Тарковский, там где начинаются большие деньги, искусство заканчивается.
Вот и коллектив театра им. Ермоловой возмущается: 21 актер был уволен из-за "оптимизации". Люди пpoтecтyют громко, как умеют это делать актеры. В ответ худрук и по совместительству народный артист Олег Меньшиков только пожимает плечами, считая себя правым.
Если кратко, то сейчас О. Меньшиков занимает в театре сразу несколько постов: актера, режиссера, худрука и ... бухгалтера. Его совокупный среднегодовой доход (согласно сайту Госзакупок) 25 миллионов рублей. Средняя ежемесячная зарплата рядового штатного актера чуть больше 25 тысячи рублей.
Потенциалом труппы Олег Евгеньевич не пользуется, предпочитая приглашать актеров со стороны, платя им достаточно высокие гонорары. Часть помещений театра, расположенного на Тверской улице, сдает в аренду. Стоимость затрат на создание премьерного спектакля в его театре около 8 миллионов рублей (тоже информация с сайта Госзакупок).
Сейчас в театре получили распространение так называемые "киноспектакли", когда приглашенные "звезды" читают со сцены сценарии популярных фильмов. Публика на такие представления ходит с удовольствием (а что еще надо: "звезду" на сцене живьем увидели, в театре побывали, в буфет заглянули и хватит!)
Так что понять Меньшикова можно: актеры труппы ему просто не нужны. Считай, что даром хлеб едят, а на сцену выходят в лучшем случае пару раз в месяц. Потому он и принял решение их уволить.
И похожие ситуации в других столичных театрах. Актеры многих трупп стали "лишними людьми". А нужны только несколько "звезд" (Саша Петров, Саша Бортич и т.п.), на которых пойдет зритель.
Ведь с ними можно быстренько сварганить какой-то спектакль за пару репетиций и пустить его на сцену. С одной стороны, получаешь госфинансирование на премьеру (те же 8 миллионов), а с другой, - зритель валом валит. И это тоже деньги. И немалые.
Вот такая вот нехитрая арифметика.
А на самом деле современная "актерская братия" резко разделась по имущественному признаку: разделилась на "звезд", которые получают все, и "неизвестных артистов", которые почти ничего не получают. Этакие дворяне и крепостные. Помнится, дворян в царской империи было не более 2%.
И этих "звезд" очень мало. Вот они и занимают все "теплые места". И норовят даже стать "бухгалтерами", чтобы уж точно все было "шито-крыто".
А зритель видит во всех сериалах одни и те же лица. И одни и те же ужимки знаменитостей. В общем, "скучно, девочки!"
Сейчас уволенные актеры театра Ермоловой пишут письма В.В. Путину, призывая его разобраться в ситуации. И почему-то мне это все напоминает сцены из русской истории, когда крепостные обращались к батюшке-царю с просьбами найти управу на "злых" помещиков, которые их беззаконно гpaбят.
Только просьбы их очень редко оказывались услышанными...