Найти тему
История от историка

О том, как Семьян губернатора Текслера на "колеснице" "ариев" катал

Оглавление

13 ИЮНЯ 2021 ОГБУК «Челябинский государственный историко-культурный заповедник «Аркаим» организовал V фестиваль исторической реконструкции «Пламя Аркаима».

Одним из гвоздей программы стал показ новой "реконструкции" "знаменитой синташтинской колесницы" (здесь и далее цитируются слова "реконструктора" И.А.Семьяна из его паблика Вконтакте в открытом доступе).

Как указывает И.А.Семьян, научным соавтором проекта "реконструкции" "древней боевой повозки" выступил к.и.н. и PhD И.В.Чечушков, сама же реконструкция была осуществлена Ассоциацией экспериментальной археологии "Археос" под руководством аспиранта Южно-Уральского госуниверситета в Челябинске и по совместительству заведующего лабораторией экспериментальной археологии И.А.Семьяна — доктора исторических наук, как уже более года гласит подпись у его фотографии на официальном сайте университета.

-2

Ну, челябинские аспиранты — они такие: не защитив даже кандидатскую диссертацию (не говоря уже о докторской) — сразу становятся и гордо именуются докторами исторических наук. А почему бы и нет, правда?

Как указывает И.А.Семьян, финансирование процесса "реконструкции" "древней боевой повозки" взяли на себя Российский фонд фундаментальных исследований (по гранту) и Фонд поддержки гражданских инициатив Челябинской области (по гранту).

В связи с этим И.А.Семьян выражает отдельную благодарность учредителю "Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив" Ирине Николаевне Текслер и губернатору Челябинской области Алексею Леонидовичу Текслеру, "который посетил наш фестиваль и даже испытал колесницу в деле".

Но к делу. Как утверждает И.А.Семьян, "мы продемонстрировали первый рабочий прототип колесницы. Модель показала хорошие ходовые качества и с лёгкостью несла двух человек. Это только первый прототип".

Что бы ЭТО значило? Что всё-таки показали губернатору — колесницу или "модель древней боевой повозки" или же "первый рабочий прототип колесницы"?

И что такое "первый рабочий прототип колесницы"?

Насколько я понимаю, первым рабочим прототипом колесницы была неизвестная исторической и археологической науке двухколёсная стоячая повозка эпохи бронзы, послужившая прототипом для изготовления уже собственно колесниц.

Так что всё-таки "реконструировал" И.А.Семьян по проекту И.В.Чечушкова?

Первое — "реконструкция" (лесо)степной "колесницы" Евразии эпохи бронзы И.В.Чечушкова совершенно не похожа на то изделие, которое показал губернатору И.А.Семьян.

-3

Псевдореконструкция "колесницы" синташты-петровки-алакуля И. В. Чечушкова (диссертация к.и.н.), а — вид сверху, б — вид сзади, в — вид справа, г — вид спереди

Общее у них — только колёсная пара на оси.

Второе — И.А.Семьян явно создал свой вариант "реконструкции" "древней боевой повозки", стремясь обойти главное препятствие для всех археологов и реконструкторов псевдоклесничной школы РФ — отсутствие следов надколёсной надстройки в погребениях.

Чтобы обойти это препятствие, И.А.Семьян оставил от надколёсной надстройки только переднюю стойку с поддерживающими её боковыми подпорками.

То есть у этой "реконструкции" колесницы нет ни бортов, ни системы перил, а стоящие на ней люди должны держаться за поручень передней стойки, чтобы не упасть при движении.

И тут начинается самое интересное...

Обратите внимание — И.А.Семьян стоит на своём детище враскорячку — ведь, извините, но в днище дыра (которую красиво называют пазом для основания дышла). И это ещё "колесница" не едет со скоростью 40—45 км/ч... По ухабам и на поворотах...

-4

Стоит один раз забыть о дыре в днище или на резком повороте оступиться — травма неизбежна.

-5

-6
-7
-8

А что делать, если при движении возница или колесничий непроизвольно чуть отставит ногу вбок — ступня попадает между спицами стремительно вращающегося колеса — снова как минимум перелом со смещением...

-9

Продолжаем разбирать по фотографиям очередной новодел Семьяна.

Тут они типа вдвоём с губернатором "едут")))

Обратите внимание, как они судорожно вцепились оба руками в поручень передней стойки, чтобы не упасть с еле-еле катящейся платформы — ведь бортов-то на этот раз нет и боковых перил тоже — чуть тряхнёт на ухабе — и полетели кверх тормашками...

Упряжку коней ведут тихим шагом, чтобы никого не уронить...

Ну супер "боевая", супер "манёвренная", супер "надёжная" и супер "удобная" "колесница"...

А ведь возница вообще не должен держаться руками за поручень — у него в руках должны быть вожжи, ему повозкой управлять надо.

А воину надо стрелять из лука, не держась за поручень передней стойки, на скорости 40-45 км/ч.

Они того и гляди оба с этой платформы сейчас свалятся...

Двум людям ещё неудобнее стоять на такой платформе — ведь посередине в днище дыра!

Чуть оступился — сломал ногу как минимум...

-10
-11

Теперь внимание ещё раз на эти фотографии — И.А.Семьян явно не вмещается со своими ногами на платформе колесницы.

Обратите внимание — у него пятка практически свисает.

Возница или воин, стоящие на колеснице, не должны думать о том, куда ставить ноги, во время движения и боя с колесницы.

Площадь днища явно мала, тем более для двух человек.

-12

Теперь вопрос по способу крепления основания дышла к днищу "колесницы"

— оно пропущено в дыру или паз в днище

— якобы для того, чтобы гасить поступательное движение дышла при езде

— но ни у одной из примерно 2000 изученным нами колесниц Старого Света от эпохи бронзы до 500 года нашей эры нет ни намёка на такую оригинальную конструкцию.

Конечно же, её следов Вы не найдёте ни в одном из погребений эпохи бронзы (лесо)степей Евразии.

То есть И.А.Семьяном вместо подлинной реконструкции (которая в данном случае за исключением пары колёс на оси недостоверна и научно невозможна — так как поддающихся реконструкции следов надколёсной надстройки повозок пока не выявлено ни в Восточной Евроепе, ни на Урале, ни в Казахстане) производится необоснованная псевдонаучная модернизация.

Ещё одно принципиальное замечание.

— "Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?" — "Доедет", — отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" — "В Казань не доедет", — отвечал другой. Этим разговор и кончился"...

ДОЛГО ЛИ ПРОДЕРЖИТСЯ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ РАЗВАЛИТЬСЯ ОТ ПОСТОЯННОЙ ТРЯСКИ НА УХАБАХ ВО ВРЕМЯ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ "КОЛЕСНИЦА", СКРЕПЛЁННАЯ В СОЧЛЕНЕНИЯХ ЭЛАСТИЧНЫМИ, ТО ЕСТЬ СКЛОННЫМИ К РАСТЯГИВАНИЮ, КОЖАНЫМИ РЕМНЯМИ?

ОДНУ ПОЕЗДКУ ДЛИНОЙ 30—50 КМ?

ИЛИ ПОСЛЕ КАЖДОЙ ТАКОЙ ПОЕЗДКИ ПЕРЕМАТЫВАТЬ ВСЕ СОЧЛЕНЕНИЯ ПРИКАЖЕТЕ?

ТАКАЯ КОНСТРУКЦИЯ ЯВНО НЕПРАКТИЧНА.

ИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКОВ — ДНИЩЕ ПОВОЗКИ НА ФОТОГРАФИЯХ ЯВНО НЕПАРАЛЛЕЛЬНО ЗЕМЛЕ — НЕ СМОГЛИ НАЙТИ ДОСТАТОЧНО МАЛЕНЬКИХ ЛОШАДЕЙ.

1. ИТАК, У И.А.СЕМЬЯНА НЕ БЫЛО НИКАКИХ ДОСТОВЕРНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ НАУЧНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ НАДКОЛЁСНОЙ НАДСТРОЙКИ ПОВОЗКИ.

2. НОВОДЕЛ И.А.СЕМЬЯНА КРАЙНЕ СИЛЬНО ТРЯСЁТ ПРИ ДВИЖЕНИИ.

3. НОВОДЕЛ И.А.СЕМЬЯНА КРАЙНЕ ТРАВМООПАСЕН.

3.1. НОГИ ВОЗНИЦЫ ИЛИ КОЛЕСНИЧЕГО МОГУТ ПОПАСТЬ В ПАЗ ИЛИ ДЫРУ В ДНИЩЕ.

3.2. НОГИ ВОЗНИЦЫ ИЛИ КОЛЕСНИЧЕГО МОГУТ ПОПАСТЬ МЕЖДУ ВРАЩАЮЩИМИСЯ СПИЦАМИ КОЛЕСА.

3.3. ПЛОЩАДЬ ДНИЩА ЯВНО МАЛА ДЛЯ ЭРГОНОМИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ СТОЯ ДВУХ ЧЕЛОВЕК.

3.4. НОГИ ВОЗНИЦЫ/КОЛЕСНИЧЕГО НЕ ВМЕЩАЮТСЯ НА ПЛАТФОРМЕ ПОВОЗКИ — ПЯТКИ СВЕШИВАЮТСЯ.

4. ДНИЩЕ НОВОДЕЛА И.А.СЕМЬЯНА НЕПАРАЛЛЕЛЬНО ЗЕМЛЕ.

5. СТЯГИВАЮЩИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ СОЧЛЕНЕНИЯ НОВОДЕЛА СЕМЬЯНА КОЖАНЫЕ РЕМНИ ЭЛАСТИЧНЫ И ИМЕЮТ ТЕНДЕНЦИЮ РАСТЯГИВАТЬСЯ ПРИ СКОЛЬКО-НИБУДЬ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ И ИНТЕНСИВНОЙ НАГРУЗКЕ — ЧТО ДЕЛАЕТ ВСЮ КОНСТРУКЦИЮ ЕЩЁ БОЛЕЕ НЕУСТОЙЧИВОЙ И КРАЙНЕ ТРАВМООПАСНОЙ ПРИ БЫСТРОЙ ЕЗДЕ И РЕЗКИХ ПОВОРОТАХ.

Корреспондент "31 канал Челябинск" попробовал ехать простым шагом на новоделе И.А.Семьяна — говорит, что её всю страшно трясёт ("шатает — просто ужас" (с)) и он не понимает, КАК они на ТАКОМ ездили...

(Ролик на Ютюбе называется "На рубеже истории и мистики. В выходные на Южном Урале прошел фестиваль «Пламя Аркаима», URL: https://youtu.be/26elBtYFmbg — дата обращения 13.08.2021).

P.S. Никаких претензий собственно к мастерам, изготовившим этот новодел, нет.

Все фотографии взяты из открытых источников социальной сети Вконтакте.

Автор текста — дипломированный историк со специализацией по кафедре археологии и истории древнего мира ВГУ, к.и.н. Семененко А.А., Воронеж

Автор благодарит за ценный обмен мнениями профессионального археолога и реконструктора, к.и.н., начальника группы «Археология» ООО «ВолгоНИИГипрозем» Горащука И.В., Самара

См. также:

Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 1.

Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 2.

Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 3.

Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 4.

Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 5.

Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 6.

Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 7.

Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 8.

Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 9.

Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 10.

Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 11.

Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 12.