Найти тему

Порядок создания резерва для финансирования компании в случае кассового разрыва



Почему тема актуальна именно сейчас, в начале августа? Потому что впереди для многих бизнесов активный высокий сезон, за который есть возможность создать (или хотя бы начать создавать) подушку безопасности.

В этой статье:

- Для чего создаем и используем. Как пополняем
- Какой объем резерва нужен
- Какой способ создания «подушки безопасности» выбрать?
- Когда нельзя создавать «подушку безопасности»
- Кто должен отвечать за создание и использование этого резерва и как ему об этом сказать?

Подушка безопасности = резервы на операционную деятельность = покрытие кассового разрыва. Суть одна. Далее по тексту я буду использовать слово «Резерв»

Для чего создаем и используем. Как пополняем

Данный вид резерва создается для:

1. Финансирования деятельности в низкий сезон – деньги от покупателей не поступают, операционные расходы нужно платить

2. Финансирования закупа товаров/материалов перед началом сезона – склады полупустые, начало сезона и важно, чтобы товар/материалы были для быстрого старта продаж

3. Финансирование закупа материалов/товаров при росте продаж (рост оборотки) – товар привозим импортный, цикл оплаты поставщику за 2 месяца до начала поставки + потом еще 2 месяца срок доставки до нашего склада. Деньги необходимо вложить в оборот задолго до их возвращения от покупателей. Либо другая ситуация – в бизнесе, связанном с выполнением подрядов, срок оплаты за выполненные работы часто после сдачи всех работ, но в период исполнения работ необходимо финансировать материалы, ФОТ за свой счет

4. Другие цели, связанные с финансирование операционной деятельности.

Список открыт, эти деньги при необходимости можно извлечь и на инвестиционные цели, но лучше для инвестиций создавать отдельный резерв

Принцип пополнения следующий:

- Собрали бюджет движения денег на какой-то период (от месяца до года)
- Увидели кассовый разрыв в 100 000 рублей (условная сумма)
- Приняли решение, что финансируете из резерва
- Ответственный СРАЗУ же формирует план восполнения. Принцип такой: взял из резерва – отдай/верни как только сможешь.

Какой объем резерва нужен

Определяется разными способами
1. Считаем сумму операционных расходов компании * период месяцев низкого сезона + сумма закупа перед началом сезона. Низкий сезон длится с декабря по март
Например, операционные расходы компании в месяц 10 000 000 рублей. Для оплаты аванса поставщикам перед началом сезона нужно 45 000 000 рублей. Итого сумма резерва 10 000 000* 4 месяца + 45 000 000 = 85 000 000 рублей.

2. На «глазок» - так создают обычно, если в компании нет финансиста. Примерно считают, что нужно на 3-4 месяца при выручке = 0, столько-то денег для поддержания жизнедеятельности.

3. Из бюджета движения денежных средств. Финансист создает и рассчитывает резерв.

Какой способ создания резерва выбрать

1. Равномерными долями. Для создания резерва есть 8 месяцев в году. 85 000 000 / 8 = 10 625 000 рублей в месяц нужно откладывать в резерв. Надежный способ

2. Из крупного поступления. Т.е. вся сумма резерва создается из одного поступления. Но – это ненадежно, поступления может не случиться, либо деньги будут истрачены на что-то другое

3. От каждого поступления – определенный %, например 5%. То есть с любых денег, поступивших в компанию, 5% сразу же отчисляется в резерв до его полного формирования. Самый надежный способ при исполнении условия «сразу же». Здесь важно при планировании денег навсегда запомнить, что компания распоряжается только 95% поступлений.

Стандартов «сколько нужно откладывать» нет, но в этот вид резерва рекомендуется направлять (до его наполнения) до 15% чистой прибыли. Для тех, кому нужен % от выручки, можно пересчитать, подставляя цифры вашей компании:
Выручка 150 000 руб/мес
Рентабельность чистой прибыли 20%, значит чистая прибыль = 30 000 рублей
Резерв на покрытие = 30 000 * 15 % = 4 500 рублей
Обратным счетом: 4 500 рублей/ 150 000 выручки = 3% в месяц

Когда нельзя создавать «подушку безопасности»

1. Когда в компании затянувшийся убыток. Внимание: не кассовый разрыв, а убыток! Принципиально разные вещи. В этот момент перестроить финансовую модель так, чтобы сначала пройти точку безубыточности, а затем создавать резерв.

2. Когда собственников несколько и между ними нет соглашения о резервах. Потому что задергаете финансиста и друг друга

3. Когда резерв уже есть и принимается решение «создать побольше». Обычно это обозначает, что компания нашла отличную финансовую модель и денег много, больше, чем собственники были готовы «переварить» и нет решения по дальнейшей стратегии

Кто должен отвечать за создание и использование этого резерва и как ему об этом сказать

Кто отвечает:
1. Финансист
2. Главный бухгалтер
3. Директор

Как регулировать:
Это блок учетной политики (Пример регламентирующих документов доступен для скачивания)

Где хранить резерв:
Отдельный расчетный счет, чтобы он не попадался на глаза каждый день и не было соблазна купить/расширить/пристроить и как-то по-другому истратить.

Скачайте бесплатно комплект документов (4 шт),
которые помогут в создании резерва на нашем сайте:
https://canconsult.ru/anketa-rezerv