По официальным сведениям Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), розничные цены на бензин растут 11-ю неделю подряд и достигли очередного максимума. А в 35 регионах России этот рост опережает инфляцию.
Только россиянам, официальные выводы не нужны. Каждый из нас уже 11-ю неделю ужасается от произвола цен на АЗС. И это при том, что летом россияне, традиционно, отправляются в отпуска и полным ходом идет уборка урожая.
О том, что цены на энергоносители тянут за собой остальные и говорить не стоит. Ведь в цене товаров на прилавках магазинов, доля транспортных расходов составляет от 5 до 25%. Ну и какие после этого прогнозы.
Казалось бы, власть обязана оперативно разобраться и остановить рост цен на топливо, хотя бы для сдерживания инфляции.
Но реакция Правительства скорее напоминает телодвижение, которое изобразил на днях вице-премьер Правительства А. Новак.
СМИ помпезно презентовали его предложение о временном прекращении экспорта бензина за рубеж и его перераспределения на внутренний рынок, где ценовой рост вызван дефицитом топлива.
Но в России, к сожалению, сложилась практика, когда статусное лицо Правительства, наделенное значительными полномочиями, может сказать, а вот довести дело до логического конца – вовсе, не обязательно.
На совещании, куда были приглашены заинтересованные лица, нефтяное лобби оказалось столь убедительным, что предложение вице-премьера растаяло, как «дым сигарет с ментолом».
В защиту бизнеса выступили и аналитики исследовательской группы «Петромаркет». Вот их железные аргументы:
«Введение запрета на экспорт автобензина может увеличить предложение продукта на внутреннем рынке на 120 тыс. – 350 тыс. т, или на 4–11% от уровня текущего спроса. В этом случае произойдет очень заметное снижение оптовых цен на продукт – на 6–7 тыс. руб. за тонну, а возможно, и более, но…. падение оптовых цен негативно отразится на маржинальности российских НПЗ». (Маржинальность - это разница между прибылью и затратами на производство, авт.)
И действительно, мыслимо ли, чтобы цены в России снижались. Даже звучит кощунственно и противоестественно для российского бизнеса. Особенно когда голову кружит предчувствие барышей от рекордных индексов цен на биржевых торгах, которые взлетели на 30% за истекший период 2021 года.
Нельзя не учитывать и то, что за более низкую цену внутреннего рынка по сравнении с ценой на бирже, государство компенсирует убытки производителю топлива. Если же бизнес выходит на уровень сверхприбыли, часть его дохода возвращается в госказну.
В итоге, получается обоюдовыгодная схема, когда и нефтяники остаются при своих интересах и государство не в накладе. Единственно, чьи интересы не учтены в этой замечательной схеме - конечный потребитель, т.е. мы.
К утешительной новости этих дней, можно отнести (можно ли?) обещание нефтяников, под честное "пионерское", о сокращении объемов продаж топлива на экспорт. Повлияет ли это на внутренние цены, предсказать трудно.
Печальный парадокс состоит в том, что при принятии решений, многомилионное население России, о котором якобы так печется власть, всегда остается менее убедительным, чем бизнес.
Да и кто ж его спрашивает.
Спасибо за читательское внимание к публикации. Пишите свои комментарии и подписывайтесь на канал. С уважением, Пенс.