Найти в Дзене
365 самостей.

Срединный путь: как перестать путешествовать из крайности в крайность?

Оглавление

Буддизм – учение, которое не принимает дихотомичность человеческого мышления как благо. Согласно Учению, любая крайность плоха. Вернее сказать, неэффективна. Жизнь в крайностях ведёт к новым страданиям. Именно поэтому Учение подчёркивает значимость Срединного пути – дороги баланса между крайностями.

Обложка создана автором
Обложка создана автором

Любой абсолют вращает колесо сансары

Иногда бывает достаточно сложно понять, почему крайности приводят к страданию. Казалось бы, что плохого в том, чтобы стремиться только к добру? Разве не в этом суть Учения? Как бы ни казалось со стороны, но нет, вовсе не в этом. Каждая вещь – не вещь вовсе, а лишь набор постоянно меняющихся элементов. Эти элементы просто есть, они не характеризуются как хорошие и плохие. И когда мы приходим к тому, что добра и зла нет, становится очевидным, что остальные дихотомии тоже не имеют особого смысла. Более того, следование крайностям губительно.

Представим себе двух сестёр. Назовём их Надежда и Вера. Первая из девушек выбрала путь алчности, зависти, гнева. Идёт по головам и не считает, что поступает неправильно. Другая следует пути любви, тепла, нежности. Осуждает себя за каждую негативную мысль, а потом ещё и за то, что осуждение – это негатив. В итоге первая оказывается одержима собственными желаниями и потребностями, готова на всё ради того, чтобы ей было хорошо. Она полностью находится во власти желаний, а именно они, навязчивые желания, ведут к новым страданиям. У второй сестры, казалось бы, другая история. Так, да не совсем. У неё тоже есть одержимость, только благими деяниями. Она не может принять деструктивную сторону вещей, считая, что так не должно быть. В результате её жизнь также полна страданий.

Таким образом можно разобрать любую дихотомию, которая в итоге всё равно, как правило, сводится к добру и злу, хорошему и плохому, противоположностям, которые не могут существовать одновременно. И подобное мышление ни к чему не ведёт. У всего вокруг есть масса свойств. Зачастую в одном явлении сочетаются те самые противоположности, образовывая гармонию. Не говоря уже о том, насколько противоречив и при этом гармоничен сам человек. Именно сочетание, а не противопоставление характеристик является наиболее эффективным восприятием.

Я есть всё и всё есть я

Главная истина, которую подарил мне буддизм, – истина о взаимосвязи. Не существует меня как некоего "я", потому что я нахожусь в зависимости от всего вокруг. Всё вокруг находится в зависимости от меня, поэтому всё есть я, поэтому нет ничего вокруг. Осознать это бывает достаточно сложно, но с осознанием и чувствованием такой простой вещи становится намного легче жить.

Следование Срединному Пути означает принятие всех как себя. Принятие чужой боли как своей, чужой радости как своей. Это осознание, что каждый так же важен, как и я, что я так же важен, как и все. Что жизнь – это бесконечный поток, которым не может управлять один, поэтому должен управлять каждый. Когда ты понимаешь, что тебя злит кто-то рядом, но осознаёшь его как себя, то понимаешь, что и ты также злил кого-то. Понимаешь, что не хотел бы видеть агрессию в качестве реакции на свои действия, и потому перестаёшь злиться, меняя свой подход.

Жизнь многообразна. Она не бывает только хорошей или только плохой, только счастливой или только несчастной. Наша задача – найти баланс, гармонию, единство всего, что есть вокруг. Это и есть счастье.