Правда ли, что пока не подмажешь, не поедешь?
Таможня плотно обрастает мифами, часть из которых мы сегодня развенчаем. Это явление закономерно, ведь в повседневной жизни (даже когда заграничные путешествия были неотъемлемой её частью для россиян со средним достатком) мы редко сталкиваемся с таможней.
Миф №1. Таможенники забирают конфискат себе
Многие далекие от таможни люди считают, что то, что таможня конфисковала, распределяется между своими. На самом же деле, когда таможня принимает решение о невозможности выпустить груз, она его задерживает. Или конфискует сразу (если это, например, подделки под известные бренды). Впоследствии товары передаются в Росимущество, которое организует аукционы. Подробнее про тему таможенного конфиската мы рассказали в предыдущем посте.
Миф №2. “Брат в таможне” – решение всех проблем
“Брат, сват, дядя в таможне” – нередко используется нашими хитренькими коллегами в качестве маркетинговой уловки. Ведь кажется, что наличие своего человека в таможенном органе станет гарантией беспрепятственного прохождения таможни.
Однако таможенное оформление в современном виде выглядит так, что свой человек – это не тот же добрый родственник, который закроет глазки в момент заезда вашей японской “тойоты” без платежей на российскую территорию.
Повсеместная автоматизация процессов, внедрение в работу искусственного интеллекта в системе таможенных органов, камеры, покрывшие все кусочки таможенных постов и приграничной территории – всё это свело к минимуму участие “своего” человека в оформлении. Теперь важно не то, кем служит твой брат в таможне, а то, насколько правильно заполнены документы, кто твой поставщик, какая у тебя история в налоговой, как часто ты возишь товары и именно эти товары, какой сертификационный орган тебе выдал разрешительные документы и кто тебя оформляет: профессионал или так, серединка на половинку. “Своими людьми” можно впечатлить, пожалуй, только тех, кто рос в 90-е, но сам ещё никогда с таможней не сталкивался.
Миф №3. Оформлять товар через Беларусь дешевле
Белорусская схема была популярна несколько лет назад. Сейчас в экономическом смысле различий между импортом через Беларусь и напрямую в РФ практически не осталось.
Как это работало? Можно было занизить цену на таможне аж на 90% и заплатить пошлины, исходя из “убитой” цены. А при нужных посредниках на территории РБ таможенники принимали эту фиктивную стоимость. Наша таможня уже ничего сделать таким коммерсантам не могла, но могла и может налоговая. Если у предприятия образуется сверхприбыль, то ФНС мгновенно обращает свое внимание в вашу сторону и легко играючи восстанавливает цепочку событий, привлекая к ответственности.
Чисто в бюрократическом смысле через Беларусь работать проще: у таможни меньше претензий к маркировке, реже корректируют таможенную стоимость. Но это скорее приятные мелочи, чем реальные причины уводить оформление в РБ. Главная сохраняющаяся причина привлекательности оформления через РБ – возможность отсрочки уплаты НДС. Если на российской границе НДС нужно платить сразу, то при оформлении через Беларусь – только в отчетный период.
Миф №4. Сам на пост приеду и всё решу
Существует представление, будто бы на пост можно "прийти" самостоятельно, объяснить все инспектору (или поругаться) и тем самым ускорить прохождение груза через границу. Во-первых, в зону таможенного контроля без специального пропуска, выданного начальником поста, вас не пустят.
Во-вторых, фактическим и документальным контролем занимаются разные инспектора. И если в документах непорядок, то перебранка с досмотровым инспектором ничего не даст: не он проверяет документы, а его коллега где-нибудь в Москве, а не на границе, где стоит ваш груз.
Ну и в-третьих, перебранка в принципе не действенный способ разрешения спорных ситуаций. Для этого нужны компетенции, правильные не вызывающие вопросов документы, нужно филигранно следовать указаниям таможенного органа, чтобы получить желаемый результат. А иногда иметь запас терпения, чтобы отвечать на действительно дурацкие и необоснованные запросы таможенных органов, чтобы и в третий раз присылать документ, который они не увидели с первого раза и запрашивают вновь.
Миф №5. Таможенники купаются в роскоши
Некоторые наверняка купаются. Бывший глава ФТС Андрей Бельянинов так точно. Но если бы зарплаты обычных, рядовых таможенников были сравнимы со средним московским заработком, таможенное оформление происходило бы куда быстрее. Максимальная зарплата выпускающего инспектора (тот, кто принимает решение, пускать конкретный груз в страну или “завернуть”) – 25 тыс. р. с учетом премий. Ставки утверждаются на федеральном уровне. При этом часто даже эта цифра съедается штрафами и взысканиями за невыполнение каких-нибудь показателей.
Вообще в структуре ФТС зарплаты сильно разнятся. Прежде всего здесь есть деление на “сотрудников” (которые носят погоны) и служащих. У второй категории существенно меньше бонусов, чем у первой, а зарплаты ниже. Заработок простых инспекторов, причем что где-нибудь в Подмосковье, что в Смоленске – около 15 000, старших и главных – 18 000-25 000. Не разгуляешься.
С какими ещё мифами о таможне и таможенном оформлении вы сталкивались? А какие находили подтверждение в реальности?