21 сентября 1942 года, в самый драматичный период битвы за Сталинград, командующего 3-й танковой армией генерала Романенко вызвали в Ставку Верховного Главнокомандования. 45-летний Прокофий Логвинович Романенко был опытным офицером. Он начал службу в 1914 году урядником 14-го Оренбургского казачьего полка, а с 1933 года связал свою судьбу с танковыми войсками. Разбирался в них досконально.
Помимо всего прочего, Сталин спросил генерала – какова средняя живучесть наших и немецких танков на этой войне?
Неутешительная статистика
Романенко ответил честно: советский танк живёт от одной до трёх атак, а потом выходит из строя – не всегда безвозвратно, но всё-таки выбывает. Статистику по немецким танкам Романенко доложить затруднился.
Его поддержал начальник Главного автобронетанкового управления генерал Яков Федоренко. Он сказал, что таких данных у нас нет.
Вождь осуждающе возразил, что данные эти есть:
– Немецкий танк выдерживает от 5-ти до 12-ти атак, и об этом вы обязаны знать! Теперь скажите, товарищ Романенко, почему наши танки уступают в живучести? Они что, хуже немецких по качеству?
Прокофий Логвинович решительно ответил Верховному, что дело не в этом, а в слабой подготовке наших механиков-водителей:
– Им даётся практика вождения не более 5-10 моточасов, после чего люди уже идут в бой. Этого мало для того, чтобы научиться уверенно водить танк.
Главное – человеческий фактор
Стали выяснять: существует приказ наркома обороны, который запрещает выпускать в войска механиков-водителей, прошедших менее десяти учебных моточасов. Однако норматив этот в условиях военного времени массово не соблюдается.
Сталин дал распоряжение генералу Федоренко – срочно пересмотреть вопрос обучения механиков-водителей.
Понять огромное влияние подготовки механиков-водителей на живучесть танка нетрудно. Успех боя и жизнь всего экипажа напрямую зависит от их мастерства. Меняя скорость и направление движения, в нужные моменты мгновенно останавливая тяжёлую бронемашину или срывая её с места, механик-водитель даёт возможность командиру и наводчику точно навести орудие на цель.
А когда по тебе бьёт танк или артиллерия противника – мгновенным маневром может увести машину из-под огня. Или – не может, когда опыта и умения не хватает. Зачастую только благодаря мастерству и мгновенной реакции механиков-водителей танки уходили от неминуемой гибели.
В учебные центры по подготовке танкистов полетел приказ, строго запрещающий экономить моторесурсы в ходе боевой подготовки танковых экипажей. Это поспешная мера изменила показатели живучести советских танков к лучшему и вплотную подобраться к немецкой статистике.
В среднем, каждый советский танк совершал во второй половине войны всего 5 атак, прежде чем сгореть от вражеских снарядов или выбыть из строя по другим причинам. Потери советской бронетехники до самого конца войны превышали потери в немецких танковых и моторизированых частях.
В целом, ветераны танковых войск подтверждали: выживаемость больше зависит не столько от модели танка, сколько от умелого применения самой машины и танковых подразделений в целом. То есть, когда умелый человек применяет технику; когда подразделение возглавляет опытный командир – тогда и выживаемость больше.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал у нас есть 👉 Телеграм , 👉 сайт и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!
Вопрос к читателям:
Как Вы считаете, что важнее: характеристики танка или навык экипажа?