05.08.2021. АПИ — При прощении кредитором задолженности заемщик получает доход, подлежащий налогообложению по ставке 13 процентов. К такому выводу пришел Третий кассационный суд.
Справка
По данным Банка России, по состоянию на 1 июля общая задолженность граждан по кредитам достигла 22,2 трлн рублей, в том числе 935,6 млрд (4,2 процента) – просроченная.
Кредит на приобретение грузовика Volvo в ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» взяла вологжанка Елена Жакова. Поскольку она не смогла его вернуть, банк предъявил иск о взыскании задолженности и изъятии заложенных по договору тягача и прицепа. Но через два года после удовлетворения таких требований заемщица подписала с банком соглашение о частичном погашении задолженности, то есть прощении так и не выплаченной недоимки в 840 тысяч рублей. В установленном порядке кредитная организация информировала о такой сделке налоговую службу.
В фискальном ведомстве квалифицировали прощенную сумму как доход гражданина в виде материальной выгоды. Елене Жаковой было выслано уведомление об уплате налога на доход физических лиц (НДФЛ) в размере 109,2 тысячи рублей. Не согласившись с таким начислением, она оспорила требование налоговиков в суде.
Служители Фемиды констатировали, что согласно Налоговому кодексу РФ, должны учитываться все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. «Поскольку банк признал задолженность истца по кредитному договору безнадежной ко взысканию, то у Жаковой Е.П. возникла экономическая выгода в виде экономии на расходах по возврату сумм основного долга, процентов по нему и, соответственно, доход, подлежащий обложению НДФЛ», – заключил районный суд, подтверждая законность требований фискального органа.
К такому же выводу пришла и апелляционная коллегия. «В результате исполнения соглашения о погашении задолженности (прощении долга) Жакова Е.П. получила доход не в виде денежных средств, а в виде материальной выгоды, заключающейся в экономии собственных денег, которые бы пришлось направить на погашение основного долга и причитающихся процентов», – отмечается в определении Вологодского городского суда.
Не усмотрела оснований для пересмотра дела и кассационная инстанция. «В момент прекращения обязательства налогоплательщика перед организацией-кредитором у такого налогоплательщика возникает доход (в форме экономической выгоды), подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке», – констатировалкассационный суд.