Найти тему
ЗОЖ и Галка

Как противостоять действию навязчивой рекламы. Нашла 2 способа: простой и надёжный

Сколько раз убеждалась, что разрекламированные товары ничуть не лучше своих скромных аналогов, а переплачивать приходится значительно. Сколько раз себя ругала за импульсивные покупки, а потом испытывала разочарование, что продукт из рекламного ролика не сделал мои волосы такими, как у известной кинодивы, а мазь из рекламы не оживила суставы.

Да разве я одна такая? Вот яркий пример:

Читайте с удовольствием, ставьте ЛАЙК, если статья оказалась полезной
Читайте с удовольствием, ставьте ЛАЙК, если статья оказалась полезной

Случай в аптеке

Милая женщина лет 60 озвучивает фармацевту перечень препаратов примерно из 10 пунктов. Где-то на 5 наименовании девушка начинает предлагать аналогичные и более дешевые средства, но покупательница деловито отказывается и продолжает называть препараты, которые у всех на слуху благодаря рекламе.

То, что это не рецепт от доктора, становится понятно из того, что препараты были от различных проблем. Видно, что женщина, наслушавшись и насмотревшись рекламы, просто решилась запастись "на всякий случай".

Моё предположение подтверждается после после того, как женщина запрашивает известный препарат от кашля. Девушка спрашивает: "Вам от сухого или влажного?", на что женщина ответила: "Давайте и то, и другое".

Щедро расплатившись за покупку, женщина с довольным лицом, несколько высокомерно осмотрев выстроившуюся за ней очередь, важно направилась к выходу, всем своим видом давая понять, что она такая вся современная, информированная, продвинутая и деловая.

Вот такое поведение покупателей- типичный и предсказуемый пример целенаправленного воздействия рекламы на потребителя.

Изучив более детально принцип действия рекламы, пришла к выводу, что её можно "перехитрить". Я нашла как минимум 2 способа, как это можно сделать. В конце публикации я резюмирую это достаточно кратко, а пока попытаюсь объяснить, как и почему мы так "ведёмся" на рекламу.

1. Органы чувств. Рекламный ролик сделан так, что за очень короткий период (около 30 секунд) он успевает задействовать сразу почти все наши органы чувств. Для этого используется яркая запоминающаяся мелодия или песенка, красочные иллюстрации, знакомые персонажи. А если сложно воздействовать на органы обоняния и вкуса, то приходят и к таким уловкам: «Смотри, как вкусно, попробуй, как красиво» (Реклама чая Tess).

2. Слоганы — это отдельный, очень важный вид рекламного искусства. Они не только помогают продать товар, но и формируют образ компании в головах потребителей. Люди используют яркие и меткие рекламные фразы в повседневной речи так же, как прежде использовали крылатые фразы из книг и фильмов, как пословицы, поговорки и фразеологизмы. Люди помнят их десятилетиями. Например: слоган-констатация —«Молоко вдвойне вкусней, если это Milkyway»; слоган-вовлечение — «Fanta. Вливайся!»; слоган-поэтапное решение — «50 шагов к Вашему новому Форду».

3. Чувство выгоды. Нам рассказывают о преимуществах данного продукта на доступном для нас языке. Наглядно показывают, что будет, если не использовать этот продукт. Дают нам возможность почувствовать выгоду и удовольствие от использования этого продукта ( «Самая вкусная защита от кариеса», Orbit).

Таким образом, реклама – это своего рода психологическое «оружие», средство убеждения. Благодаря такой ее функции, рекламодатель общается с потенциальными клиентами, манипулируя эмоциями и потребностями человека, внушая ему необходимость совершения покупки.

Казалось бы, лучший способ не вестись на рекламу - просто её не слышать и не видеть! Да, смотреть любимые фильмы в записи через интернет, а не по телевизору, слушать музыку на компакт дисках, а не на "Радиодаче", выходить из комнаты или убавлять звук и отворачиваться, когда реклама разрывает интересную телепередачу, уехать на дачу и вообще на время не смотреть телевизор и не включать радиоприемник.

Чисто теоретически, это сделать можно. Это должно снизить влияние на нас рекламных роликов. Назовем это способом №1- простым.

Но не все так прозаично и однозначно! И производители рекламы знают об этом. Поэтому они задействуют в своей сфере и другие, более совершенные методы психологического воздействия на нас с вами.

Одним из таких психологических подходов является Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что всё поведение состоит из рефлексов, реакций на определённые стимулы в среде.

Фундаментальная цель бихевиоризма – предсказание реакции особи на обстоятельства и события.

Ключевая идея данного направления психологии заключается в том, что всё поведение человека является следствием не мыслей и чувств, а реакции на внешние стимулы. Таким образом, всегда должна присутствовать связка из двух элементов:
  • Стимул. Некое воздействие внешнего мира, произошедшее в данный момент или оказавшее влияние на человека ранее.
  • Реакция. Действия, предпринимаемые для того, чтобы приспособиться к воздействию.
Схема формирования реакции на стимул
Схема формирования реакции на стимул

Понимание того, какие стимулы могут провоцировать определенные поступки, позволяет не только предсказывать поведение человека, но и влиять на него, достигая желаемого результата.

Исходя из этого положения можно предположить, что действие рекламы должно одинаково действовать на всех потребителей и вызывать естественное желание приобрести товар.

Однако, в реальной жизни это не совсем так. Есть люди, которые совершенно не "ведутся" на рекламные уловки. Почему?

Ошибкой сторонников бихевиоризма является то, что они считают, что различий в поведении людей и животных нет. Ведь большинство их опытов проводилось на крысах, а результаты потом распространялись на поведение людей. Но ведь человек- существо разумное, хотя уровень интеллектуального развития у всех разный.

Противостоять рекламе- это целое искусство, которому можно научиться
Противостоять рекламе- это целое искусство, которому можно научиться

Вот почему в результате исследований реакции потенциальных покупателей на действие рекламы, выяснилось, что:

  • Чем ниже интеллект потенциального покупателя, тем выше внушаемость.
  • Чем шире кругозор, больше багаж знаний, тем сложнее воздействовать на человека.
  • Женщины, в силу врожденной уникальности психики, больше склонны усваивать информацию, не подкрепленную фактами, нежели мужской пол.

Вот вам и Второй способ противостоять рекламе- размышлять, анализировать, сопоставлять, обдумывать решения. Да, сложно, но надёжно!

Таким образом, вот 2 способа не поддаваться навязчивому действию рекламы: минимизировать уровень её воздействия на наши органы чувств и осознавать, что кроме рефлексов у человека есть высшая нервная деятельность, способная осознанно регулировать наше поведение.

А Вы "ведётесь " на рекламу или знаете другие способы, как ей противостоять? Интересно узнать Ваше мнение!

Спасибо за комментарии и ЛАЙКи!