Князя Дмитрия Донского у нас принято представлять как русского национального вождя в борьбе за свержение монголо-татарского ига. Однако это то, что называется модернизацией истории. В те времена не существовало единого Русского государства, и у каждого русского князя были свои взгляды на политику. Разумеется, приходилось и московскому князю Дмитрию Ивановичу нередко обнажать свой меч против своих соотечественников.
Война с Суздалем
В 1360 году суздальский князь Дмитрий Константинович, по праву старшего в роде, получил в Орде ярлык на великое княжение Владимирское. Но Золотая Орда в тот период не была единой. Московский князь Дмитрий Иванович бы тогда отроком, и его именем вели политику его верные бояре. Пользуясь «замятней» в Орде, они заручились поддержкой сильного беклярбека Мамая. Мамай выдал ярлык Дмитрию Ивановичу, своему будущему победителю. Опираясь на помощь татар Мамая, московские войска выгнали Дмитрия Константиновича из Владимира в его родное княжество.
Война с Тверью
В 1371 году аналогичный конфликт за великокняжеский ярлык возник уже у взрослого Дмитрия Ивановича с тверским князем Михаилом Александровичем. Вновь московское войско вступило в другую русскую землю, злодействуя и опустошая всё вокруг себя.
Долгая война с Рязанью
Московские летописи того времени полны осуждения рязанского князя Олега, с которым неоднократно пришлось биться Дмитрию Донскому. Из-за их оценок и русская историография стала предельно москвоцентричной. Олегу, в частности, приписывалось предательство Руси в борьбе с Мамаем, хотя Олег, наоборот, регулярно снабжал Дмитрия Донского сведениями о движениях Мамая и литовского войска, готового прийти к тому на помощь. Причина заключается в том, что Рязань была одним из соперников Москвы в борьбе за главенство на объединяющейся Руси.
Первое нападение на Рязань Дмитрий произвёл в 1371 году, выгнав оттуда Олега. После этого Олег неоднократно был изгоняем из родного княжества и снова возвращался туда. Борьба с Москвой не мешала Рязани быть авангардом русских сил в борьбе с татарами. Рязанская земля всегда принимала на себя первый удар ордынских полчищ. Так произошло, например, в 1379 году. Постоянным нахождением между двух огней объясняется та политика Олега, которой не были довольны московские летописцы. Рязанскому князю приходилось думать о защите своей земли не только мечом, но и дипломатическими средствами. Тем более, что Рязанской земле постоянно грозила опасность разорения со стороны Москвы, как произошло и в 1380 году, когда возвращавшееся с Куликова поля войско победителей пограбило Рязанскую землю.
Война Москвы с Рязанью, так и кончившаяся в тот период ничем, продолжалась, принося бедствия русскому народу, до 1386 года. Тогда она была завершена родственным браком: сын Олега Фёдор женился на дочери Дмитрия Софье.
Оценка Костомарова
Наиболее точную характеристику Дмитрию Донскому дал историк Николай Костомаров: «Следуя задаче подчинить Москве русские земли, он не только не умел достигать своих целей, но даже упускал из рук то, что ему доставляли сами обстоятельства. Он не уничтожил силы и самостоятельности Твери и Рязани, не умел и поладить с ними так, чтобы они были заодно с Москвою для общих русских целей. Дмитрий только раздражал их и подвергал напрасному разорению ни в чём не повинных жителей этих земель. Раздражил Орду, но не воспользовался её временным разорением, не предпринял и мер к обороне против опасности. Последствием всей его деятельности было то, что разорённая Русь опять должна была ползать и унижаться перед издыхающей Ордой».