Найти в Дзене

Советские велосипеды были лучше, чем современные?

Оглавление

Регулярно слышу утверждения в духе того, что раньше было лучше и надёжней. А сейчас, лишь бы выжать лишнюю копейку, поэтому всё хлипкое.

К велосипедному производству это тоже относится.

Как же часто я слышу или читаю:

  • Да я 30 лет на "Прогрессе" катал!!!
  • Лучше "Салюта" до сих пор ничего нет!
  • "Школьник" не убиваемый аппарат!

Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Кандидаты на рассмотрение

Естественно, что нельзя сравнивать дорогой гравийник какого-нибудь Cube, за 200 тысяч рублей, с советским старичком, который был рассчитан на массового потребителя.

Всё таки нужно сопоставлять агрегаты со схожим уровнем доступа. Ну а поскольку клепались велосипеды для обычных пролетариев, то и мы будет сравнивать его с велосипедами до 50 тысяч рублей максимум.

Самым близким к современникам, я считаю велосипед "Турист" и некоторые его спортивные версии. Он стоил около 100-120 рублей и был доступен широким массам. Это был один из самых популярных велосипедов в СССР.

Вот краткие характеристики:

  • Стальная рама
  • Стальная вилка
  • Руль алюминий или стальной (в зависимости от модели велосипеда)
  • Стальные шатуны и педали
  • Передняя звёздочка на 48 зубьев
  • Задняя звёздочка на 19 зубьев
  • Спортивная модель оснащалась бестормозной втулкой с трещоткой на четыре передачи
  • Ободные тормоза
Я даже видел его в Китае, у знакомого коллеги. Его отец привёз велосипед с собой, после учёбы в СССР.
Фотография с сайта — www.krutipedaly.ru
Тут видна дорожная версия "Туриста" с ободными тормозами и одной скоростью.
Фотография с сайта — www.krutipedaly.ru Тут видна дорожная версия "Туриста" с ободными тормозами и одной скоростью.

А вот с каким велосипедом, из современных вариантов, сравнить советского дедушку? Честно говоря, от разнообразия выбора, разбегаются глаза.

Я хотел бы ограничить выбор отечественным производителем, но понимаю, что из отечественного там не так уж и много. Рама, может быть обода и покрышки (в лучшем случае).

Естественно, что я полез разглядывать агрегаты отечественного Stels. Но не нашёл похожего велосипеда даже в пределах 30 тысяч рублей. Единственное, что мне попалось на глаза это образец за 17 тысяч рублей.

Вот это "чудо" инженерной мысли, красуется на сайте — www.Velosklad.ru
Внешне он весьма похож на классику из СССР. Хотя, мне кажется, что больше смахивает на "Прогресс".
Вот это "чудо" инженерной мысли, красуется на сайте — www.Velosklad.ru Внешне он весьма похож на классику из СССР. Хотя, мне кажется, что больше смахивает на "Прогресс".

Конечно же, без слёз на него не взглянешь. Однако в характеристиках заявлены стальная рама и стальная вилка, а также целых семь скоростей и удобное сиденье. Да и вес в 100кг обещает выдержать. А самое главное это большое количество положительных отзывов.

Но объективно, Туристу, этот пепелац не конкурент. Всё таки цены слишком далеки друг от друга. На нём вы сможете катать по дорогам в городе и парках. Но на просёлочных ухабах он долго не протянет, если вы не весите как лепесток ромашки.

Хотел было глянуть на модельный ряд Format, но у них слишком много из Китая (не упрёк, просто искал производителя с минимальным объёмом забугорного производства). Да и классического дизайна, я тоже не нашёл.

Помощь пришла откуда не ждал. Оказывается Shulz производят не только складные велосипеды. Яндекс.Макрет подсказал, где искать аутентичный аппарат.

На мой взгляд сходство на лицо. Фотография с сайта компании Shulz очень напоминает советскую классику.
www.Shulz.ru
На мой взгляд сходство на лицо. Фотография с сайта компании Shulz очень напоминает советскую классику. www.Shulz.ru

Правда стоит он не 50, а 27 тысяч рублей. Но в характеристиках мы увидим хромомолибденовую раму и вилку. А это уже неплохо.

Характеристики:

  • Рама — Cro Mo хромомолибденовая (хромомолибденовая) даже сплав указали – 4130
  • Вилка — Cro Mo (есть крепление для переднего багажника)
  • Обода — двойные алюминиевые
  • Руль — алюминиевый, кованный вынос
  • Педали — алюминиевые (шатуны не указали, но думаю, что тоже алюминиевые)
  • Передняя звёздочка на 46 зубьев
  • Задняя звёздочка на 22
  • Тормоза зависят от версии — есть дисковые, есть ободные
  • Планетарная втулка на 3 скорости

Видно, что производитель старался сделать хоть какое то качество. Что в наше время уже можно ставить в заслугу.

А что там с опытом эксплуатации?

Я катался на советских версиях Аиста, Камы, Туриста и Спутника (спортивной версии Туриста). Это были надёжные велосипеды, на которых не страшно было проехать по просёлочной дороге или спустится с высокой горки. Конечно, с трамплинов не попрыгаешь, да и в гору тяжеловато было ехать, но тот же Спутник вполне мог бы составить конкуренцию, современным аналогам.

"Аист" с новой вилкой и передней звёздочкой.
"Аист" с новой вилкой и передней звёздочкой.

Турист справлялся с задачей по перевозке путешественников, вместе с их баулами. Скрепя и кряхтя, но он вывозил людей по лесным дорогам.
Ломались эти велосипеды не часто, но для ремонта требовались неплохие познания в технике.

Но самое важное во всём этом — велосипедам на которых я катался, было по 15-20-30 лет. Но они по прежнему выполняли свою работу, будучи практически в заводском состоянии (точно помню, что с дедом мы меняли шатуны на Туристе).

Это модифицированный "Турист" с заменённой передней звёздочкой и переключателем скоростей.
Это модифицированный "Турист" с заменённой передней звёздочкой и переключателем скоростей.

Сомневаюсь, что современные производители из России могут дать гарантию на 15-20 лет, даже исходя из маркетинговых задач. Мой Stels прожил 2 года и у него треснула подседельная труба. У Format постоянные проблемы с кареткой, которую надо менять после покупки (при чём может быть косяк с резьбой).

Ничего плохого не могу сказать про Shulz. Большого велосипеда у меня не было, но я катался на их складном Shulz Hopper. Понятно, что это только по городу и по ухоженным паркам Москвы. Может в этом и есть сила наших производителей?

Пускай производят доступную технику для городских поездок, а серьёзные гравийники и горняки, пускай продают иностранцы.

На велосипеде Cube я проехал около 4 тысяч км за лето и осень 2017 года. И это был не мой велосипед, а взятый у знакомого, который уже года три его эксплуатировал. Кроме проколов и повреждённого обода, поломок не было.

Отмытый Cube в 2018 году.
Отмытый Cube в 2018 году.

Итог

Современные велосипеды уступают советским, когда речь заходит о прочности и выносливости. Но превосходят по удобству в пути.
Конечно, если вы будете хорошо обслуживать свой велосипед, то он прослужит вам долго.

В конце концов, велосипед это всего лишь груда металла. Главное в нём это человек.

Может это не велосипеды стали хуже, а просто люди измельчали?

Спасибо за внимание и хорошего настроения.

Авто
5,66 млн интересуются