Лесные пожары начались далеко не вчера и терзают нашу планету с самого окончания ледникового периода. Другое дело, что мы с вами живем в тот период планетарной истории, который следует называть глобальным потеплением, т.е. резким, неконтролируемым скачком общепланетарной температуры.
Проблема климата заключается даже не в том, что планета становится теплее (хотя и началом индустриальной эры мы разогрели ее на 1,5 градуса Цельсия и это очень много), проблема кроется в том, что климат становится менее стабильным, а в отдельных регионах засухи все чаще чередуются с аномальными осадками.
Именно этот механизм является одним из виновников аномальной засухи в Якутии случившейся в июле 2021 года, ну а там где есть засуха, там всегда будет огонь.
Разумеется, лесные пожары на порядок проще предотвращать, чем тушить. В СССР это понимали и к 1980-м в стране была построена одна из лучших в мире систем предупреждения лесных пожаров, которая в включала в себя обширную сеть т.н. лесничих, отвечавших за отведенные им участки леса и оперативно оповещали центр о небольших очагах возгорания.
Флагманом пожарной авиации тех лет был старина-кукурузник Ан-2. самыми известными модификациями считаются АН-2П, АН-2ПП, АН-2Л, а вертолеты Ми-2, Ми-8 и Ка-27 имелись вблизи каждого населенного пункта и легко оснащались противопожарным оборудованием в виде знаменитой бочки.
С падением СССР влету канули и пожарные Ан-2 и обширная сеть лесничеств, где трудилось свыше 100 тысяч человек, а значит предупреждать пожары стало некому.
К слову, единственной страной в мире, где система предупреждения о пожарной опасности активно работает- это Китай. Несмотря на увеличившиеся периоды засухи, в стране наблюдается снижение общего количества лесных пожаров в силу комплексного подхода к природоохране.
В том же Союзе умели строить комплексные системы, но сейчас с этим имеются проблемы.
На вооружение МЧС России в 2000-х поступили одни из лучших в мире противопожарных самолетов Бе-200 и Ил-76 ТПД. Парк машин обширен- это порядка 12 Бе-200. Количество модификаций Ил-76 определить сложно, но по ряду источников их более 10 штук.
Другое дело, что используют самолеты не совсем по назначению.
Главная задача противопожарного борта- сбить огонь в первые часы возникновения пожара но для этого о нем сначала нужно узнать. Таких систем в России нет и об очаге МЧС узнает лишь тогда, когда тушить его самолетами становится слишком поздно, а полоса огня может тянуться на сотню километров.
В таких условиях Ил-76ТПД и Бе-200 работают лишь над самыми критическими участками, фактически игнорируя все основные очаги возгорания, а эффективность их применения в таком ключе вызывает сомнения даже в профильном ведомстве.
Что требуется сделать, дабы противопожарная авиация перестала быть дорогой и имиджевой игрушкой?
Требуется возродить систему предупреждения, но делать это уже не основе сети лесничеств, а данных оперативного спутникового наблюдения как это делается в Китае.
Сегодня авиация является единственным инструментом с помощью которого можно быстро и эффективно тушить удаленные лесные пожары. Она важна и требует своего развития, но для этого нам нужно думать головой и развивать отрасль комплексно.
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉