Появление на советских верфях эскадренных миноносцев проекта 7 и 7У на канале было описано уже несколько раз. Дабы сильно не повторяться, напомню кратко, что с проектом советского "серийного эсминца" РККФ сильно помогло сотрудничество с итальянской фирмой "Ансальдо", благодаря чему советская кораблестроительная школа приобрела узнаваемый и элегантный стиль. Одной из особенностей проекта было некоторое облегчение конструкции корпуса. Не критичное, эти эсминцы прослужили десятки лет на всех флотах, ходили Северным морским путем, то есть выдерживали очень серьезные нагрузки.
По основному проекту (проект 7 или «Гневный») было построено 28 эсминцев. Машинные и котельные отделения на них располагались по линейной схеме, а труба была одна, но массивная. В процессе строительства правительство решило отказаться от линейной схемы, как опасной выводом из строя всех машин или всех котлов одним попаданием. 18 эсминцев было перезаложено под доработанный проект 7У, с эшелонным расположением машинных и котельных отделений и, соответственно, с двумя трубами.
Первые шесть «семерок» заложили уже в конце 1935 года. К началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ было 22 эсминца типа «Гневный». Это были самые массовые надводные боевые корабли довоенной постройки. Один эсминец проекта «7» стал гвардейским, четыре — Краснознаменными.
Боевая практика показала отсутствие значительных преимуществ одной из схем, удачно попавший в стометровый корабль снаряд и там и там мог нанести непоправимые повреждения.
Среди первой партии эсминцев-«семерок», которые построили по основному проекту, был и «Сокрушительный». Эскадренный миноносец «Сокрушительный» был построен на заводе № 189 имени С. Орджоникидзе. Заводской номер С-292. Заложен 29.10.1936 года, спущен на воду 23.08.1937 года, приемный акт подписан 13.08.1939 года.
Он прошел испытания на Балтике, а через месяц отправился по Беломорско-Балтийскому каналу в состав молодого Северного флота.
Чтобы пройти по мелководному каналу, с эсминца сняли всю артиллерию, торпедные аппараты, мачты, винты, а сам корпус приподнять понтонами, чтобы уменьшить осадку.
К июню 1941 года крупнейшими кораблями Северного флота были именно «семерки». Пять эсминцев этого типа («Громкий», «Грозный», «Гремящий», «Стремительный» и «Сокрушительный») вместе с тремя «новиками» составляли 1-й отдельный дивизион эскадренных миноносцев. В конце 1942 года, с прибытием тихоокеанских «Разумного», «Разъяренного» и лидера «Баку», была сформирована бригада эскадренных миноносцев (командир — капитан 1-го ранга, затем контр-адмирал, П.И. Колчин).
«Сокрушительный» Судостроительный (Балтийский) завод № 189 (им. Орджоникидзе), Ленинград. Заводской номер С-292. Заказан во 2-й пятилетке. Заложен 29 октября 1936 года, спущен на воду 23 августа 1937 года, вступил в строй 13 августа 1939 года, первоначально включён в состав КБФ. 17 сентября 1939 года ушёл из Ленинграда в Полярный по Беломорско-Балтийскому каналу. 8 ноября 1939 года включён в состав СФ. Затонул во время шторма 21 ноября 1942.
Водоизмещение 1612 тонн (стандартное), 2215 тонн (полное). Длина 112,5 м. Ширина 10,2 м. Осадка 3,1 м.
Двигатели- 2 ПТУ ГТЗА-24, 4 котла, 48 000 л. с. Скорость хода 38 узлов (максимальная). Дальность плавания 2200 миль (на 20 узлах). Экипаж 246 чел.
Вооружение 4х1х130 мм/50 АУ Б-13. Зенитная артиллерия 2х76-мм 34-К, 2x45-мм 21-К, 2х12,7-мм пулемёта (ДШК или ДК). Минно-торпедное вооружение-2х3х533-мм ТА 39-Ю. 60 мин КБ-3, или 65 мин обр. 1926 г., или 95 мин обр. 1912 г.
Эсминцы типа «Гневный» имели перегрузку от проектного водоизмещения почти на 200 метрических тонн (197 длинных тонн). Водоизмещение 1612 метрических тонн (1587 длинных тонн) при стандартной нагрузке и 2039 метрических тонн (2 007 длинных тонн) при полной загрузке. Общая длина корабля 112,8 метра (370 футов 1 дюйм), ширину 10,2 метра (33 фута 6 дюймов) и осадку 4,8 метра (15 футов 9 дюймов) при полной загрузке.
На кораблях была установлена пара паровых турбин, каждая из которых работала на один гребной винт, мощностью 48 000 лошадиных сил на валу с помощью трех водотрубных котлов. Проектная скорость 37 узлов. Турбины имели запас мощности, на испытаниях многие корабли этого типа значительно превысили расчетную скорость. Расположение машинных и котельных отделений было линейным.
Экипаж насчитывал 197 офицеров и матросов в мирное время и 236 в военное. Дальность плавания эсминцев варьировалась от 1670 до 3145 морских миль со скоростью 19 узлов.
Вооружение составляли четыре 130-миллиметровых (5,1 дюйма) орудия B-13 в двух парах линейно-возвышенных одноорудийных установок в носовой и кормовой частях надстройки. Противовоздушная оборона обеспечивалась парой 76,2-миллиметровых (3 дюйма) 34-K зенитных пушек, парой 45-миллиметровых (1,8 дюйма) 21-K зенитных полуавтоматических пушек, а также двумя 12,7-миллиметровыми (0,50 дюйма) пулеметами ДК или ДШК в одинарных установках. Во время войны ПВО было в середине 1941 года усилено парой 37-миллиметровых (1,5 дюйма) 70-К орудий в одиночных установках, а бесполезные 45-мм установки 21-К были сняты в начале 1942 года.
Корабли также несли шесть 533-мм (21 дюйм) торпедных аппаратов в двух вращающихся тройных установках; два паравана К-1 для уничтожения мин. Кроме того эсминцы могли сами устанавливать мины, загруженные вместо глубинных бомб. Применялись мины: от шестидесяти 1065-килограммовых (2348 фунтов) типов KB до шестидесяти пяти 960-килограммовых (2120 фунтов) моделей 1926 года или девяноста шести 600-килограммовых (1300 фунтов) моделей 1912 года.
Противолодочное вооружение включало две кормовые стойки для десяти 135-килограммовых (298 фунтов) глубинных бомб BB-1 и пятнадцать 25-килограммовых глубинных бомб BM-1.
Эсминец вышел на север 17 сентября и встал на якорь в Полярном 8 ноября 1939 года. Как раз к началу Зимней войны. Корабль нес патрульную службу, сопровождал конвои, повышал уровень боевой подготовки. Всего до начала Великой Отечественной войны он прошел 10 380 миль.
Начало войны с Германией его застало на переоборудовании на заводе № 402 в Молотовске, которое проходило с 18 июля 1940 по 4 июля 1941 года. После завершения ходовых испытаний «Сокрушительный» был до 29 сентября в составе Беломорской флотилии. Провел несколько конвоев, произвел три минные постановки (поставил 90 мин КБ-1 и 45 мин образца 1908 года), прошел кратковременный ремонт.
Затем «Сокрушительный» был включен в 1-й дивизион эсминцев флота, Вместе с однотипным «Грозным» и минным заградителем "Канин" 23-24 июля он установил 275 мин на входе в Белое море. «Грозный» стал практически постоянным боевым напарником «Сокрушительного».
31 июля в Баренцевом море эсминец встретил британский крейсер-минный заградитель HMS Adventure и сопроводил его до Архангельска. На борту английского корабля находились 200 морских донных мин, 1000 глубинных бомб, парашюты и специальные пиротехнические материалы. 1 августа первый за войну британский военный корабль вошел в советский порт.
С 10 по 18 августа «Сокрушительный» сопровождал конвои вдоль побережья Карелии. Вместе с «Грозным» 23-24 августа он провел суда с шахтерами, эвакуированными со Шпицбергена через Белое море в Архангельск. Через неделю эсминцы «Сокрушительный», «Грозный», "" «Валериан Куйбышев» и «Урицкий» приняли "Дервиш", первый конвой из Великобритании до Архангельска. С 10 по 15 сентября, эсминец и его систершипы из 1-го дивизиона эсминцев («Грозный», «Гремящий» и «Громкий») установили пару минных полей у полуострова Рыбачий, используя британские мины, доставленные HMS Adventure.
«Сокрушительный» вернулся в Полярный 1 октября и вошел в отдельный дивизион эсминцев. 24 октября корабль обстрелял немецкие позиции у реки Западная Лица 114 снарядами из своих 130-мм орудий. Пять дней спустя он столкнулся с тральщиком Т-896 в Кольском заливе и на пять дней ушел на ремонт. Эсминец обстреливал немецкие войска 6, 9, 16 и 18 ноября, выпустив в общей сложности 435 снарядов из главного калибра.
«Сокрушительный» был назначен в ближний эскорт конвоя PQ 3 23 ноября. Он вернулся к обстрелам немецких позиций в период с 26 по 30 ноября, выпустив 985 снарядов за четыре дня. Тяжелый крейсер HMS Kent в сопровождении «Сокрушительного» и «Грозного» 17 декабря вышел на неудачный перехват немецкой 8-ю флотилии эсминцев, которая атаковала два британских тральщика, идущих на встречу с конвоем PQ 6.
Наиболее тяжелым походом стала совместная с «Грозным» эскортная операция 24–26 декабря. При 9-балльном шторме с 7-балльной волной и сильном обледенении надстроек крен корабля доходил до 45°, а из-за течи и засоленности холодильника пришлось идти на одном ТЗА. Чудом корабли избежали больших повреждений, «Сокрушительному» просто повезло.
31 декабря и 1 января 1942 года «Сокрушительный» вновь ежедневно выпускал по сто 130-мм снарядов по немецким позициям возле Мотовского залива.
До конца 1941 года эсминец произвёл три минные постановки, 11 раз обстреливал вражеские позиции (выпущено всего 1297 снарядов).
«Сокрушительный» и «Гремящий» сопровождали конвой PQ 8 в Кольском заливе 20 января, а затем, 24-28 января вошли в состав сопровождения конвоя QP 6. 1 февраля «Сокрушительный» и «Грозный» совершили выход на поиск немецких транспортов в районе Варде и Киркенеса, но операция была отменена из-за морозов и плохих погодных условий.
«Сокрушительный» прошел очередной ремонт с 20 февраля по 25 марта 1942 года. 29 марта 1942 года «Сокрушительный» и «Гремящий» с английским эсминцем «Ориби» вступили в охранение конвоя PQ-13. В тот же день конвой был атакован тремя эсминцами 8-й немецкой флотилии эсминцев. В условиях плохой видимости в 11-18 прогремели немецкие пушки, вокруг советских эсминцев появились столбы взрывов. Из тумана в 15 кбт на курсовом угле 130° появился эсминец Z26. Немецкий эсминец был уже изрядно потрепан в перестрелке с английским крейсером «Тринидад» из охранения конвоя. «Сокрушительный» и «Гремящий» прибавили скорости и открыли по нему огонь. На семь залпов советских эсминцев немецкий ответил пятью. Вторым залпом ( всего выпущено 20 снарядов) «Сокрушительный» добился попадания в районе котельного отделения.
Однако, развить успех не удалось, Z26 отвернул влево и скрылся в снежном заряде.
Чуть позже этот эсминец вместе с Z-24 и Z-25 атаковал британские корабли, но получил еще несколько попаданий с крейсера «Тринидад». В бой вновь включились «Сокрушительный» и «Гремящий». В итоге немецкий эсминец Z-26 был потоплен крейсером «Тринидад». После боя британские корабли занялись оказанием помощи повреждённому крейсеру «Тринидад», а советские эсминцы довели конвой без потерь.
Это был единственный для советского флота за войну бой надводных кораблей этого класса, причем успешный. И приз за меткую стрельбу-у комендоров «Сокрушительного». В описании боя есть некоторые нестыковки и даже нестандартные версии. Наиболее вероятным является то, что залпы в сторону советских эсминцев были сделаны с английского крейсера, принявшего их за немцев. У Z26 к этому времени оставалось в строю одно орудие и он физически не мог совершить 5-орудийные залпы по нашим кораблям.
С 10 по 12 апреля два наших эсминца сопровождали обратный конвой QP 10, а затем с 17 по 19 апреля встречали прибывающий конвой PQ 14. Кораблю вновь пришлось пройти 9-10-балльный шторм и выдержать воздушные атаки противника.
Вечером 30 апреля эсминец вступил в охранение торпедированного немецкой подлодкой крейсера «Эдинбург» с пятью тоннами советского золота на борту. Однако топлива хватило только на 8 часов, потом «Сокрушительный» ушел на базу. Когда «Сокрушительный» вечером 1 мая вернулся, было уже поздно. За шесть часов до возвращения эсминца «Эдинбург» был потоплен. По поводу оставления советскими эсминцами поврежденного британского крейсера Великобритания высказала претензии. К сожалению недостаточная дальность плавания была, пожалуй, главным недостатком «семерок», гораздо более чувствительным, чем облегченный корпус.
8 мая «Сокрушительный» дважды выходил в губу Ара для обстрела береговых целей. Оба обстрела были удачными и нанесли противнику определенный урон. Во время второго обстрела «Сокрушительный» внезапно был атакован 28 немецкими самолетами. Экипажу удалось срочно отклепать якорную цепь и активными маневрами избежать попаданий бомб. Зенитчики эсминца при этом сбили из 37-мм автомата один бомбардировщик.
10 мая «Сокрушительный» обстрелял немецкие позиции у реки Западная Лица. Во время стрельбы эсминец вновь был атакован немецкими самолетами, один бомбардировщик был сбит.
Эсминец сопровождал конвой QP 12 21-23 мая, а затем с 28 по 30 мая «Сокрушительный» вместе с «Грозным» и «Куйбышевым» находился в охранении союзного конвоя PQ-16, Транспорты конвоя подвергались массированным атакам фашистских бомбардировщиков и торпедоносцев. 29 мая немцы сбросили на суда конвоя 14 торпед, все прошли мимо, но один «фокке-вульф» был сбит 76-мм снарядом с «Сокрушительного» с дистанции 35 кабельтовых. На следующий день прямым попаданием 76-мм снаряда эсминца был уничтожен «Юнкерс-88», еще два самолета были повреждены. Команда «Сокрушительного» снова отличилась, его зенитчики считались лучшими на Северном флоте. Вечером 30 мая транспорты конвоя благополучно достигли Кольского залива.
4 июля 1942 года по приказу из британского адмиралтейства рассеялся конвой PQ 17 и началась самая страшная трагедия в истории Северных конвоев. 8 июля «Сокрушительный» вместе с «Гремящим» вышли навстречу судам конвоя, подвергавшимся атакам немецкой авиации и подводных лодок.
По пути эсминцы попали в плавучий 4-балльный лед и были вынуждены снизить ход. В ночь на 10 июля они подверглись атаке четырех бомбардировщиков Ю-88, на каждый корабль они сбросили по 8 бомб. Прямых попаданий, к счастью, не было, но близкими разрывами был деформирован корпус и нанесены другие повреждения.Потом была еще одна атака и вновь эсминцам повезло. Зато не повезло в поисках, ни одного транспорта они тогда не смогли довести в Ваенгу. В связи с повреждением рулевого механизма и дальномеров возвращаться пришлось налегке.
После ремонта 23 августа он встретился с кораблями союзников, которые доставили припасы для двух британских эскадрилий торпедоносцев, действующих на севере.
17-20 сентября эсминец был в советском сопровождении конвоя PQ 18. 4-7 ноября он сопровождал грузовое судно из Иоканги в Архангельск.
Всего за год войны «Сокрушительный» выпустил 1639 130-мм снарядов (в том числе 84 по самолетам), 855 — 76-мм и 2053 — 37-мм снаряда, сбив при этом 6 самолетов врага (2 из них совместно с другими кораблями). С начала войны по 1 сентября 1942 года эсминец совершил 40 боевых выходов, преодолев 22 385 морских миль за 1518 ходовых часов.
За этот период на корабле произошли два случая самопроизвольного выстрела торпед, во время одного из них погиб краснофлотец Старчиков. Еще два матроса упали за борт во время шторма. Боевых потерь корабль не имел.
Это был один из самых активных боевых кораблей советского ВМФ и на начало ноября 1942 года один из самых удачливых.
17 ноября 1942 года «Сокрушительный» ( командир капитан 3-го ранга М.А. Курилех) и лидер «Баку» (командир капитан 2-го ранга В.П. Беляев, командир дивизиона капитана 1-го ранга П.И. Колчин) вышли на сопровождение конвоя QP-15 (26 союзных транспортов и 11 британских кораблей охранения) из Архангельска. 20 ноября 1942 года в условиях 11-балльного шторма и снежных зарядов суда конвоя и корабли охранения рассеялись и потеряли друг друга из виду, кораблям пришлось возвращаться на базу поодиночке.
«Сокрушительный» шел носом против волны на 6 узлах. В 14-30 ударами волн была оторвана и через 10 минут затонула вместе с 6 матросами корма эсминца.
«Услышав жуткий треск и увидев, как корму сразу же повело в сторону, я понял, что нельзя терять ни секунды и выскочил через 4-й кубрик в тамбур предпоследним. Последним выбегал старшина группы торпедистов Петр Ершов, который помогал морякам из 5-го кубрика. Еще через мгновение — корму эсминца оторвало по 173-й шпангоут. Корма перевернулась и затонула. Вскоре раздался сильный взрыв глубинных бомб, оставшихся на ней», — вспоминал бывший комендор БЧ-2 Табалыкин Андрей Владимирович.
Вскоре взорвались глубинные бомбы. Оставшаяся на плаву часть корабля заполнилась водой по кормовую переборку второго машинного отделения. Бортовая качка достигала 50 градусов. Эсминец остался без руля, винтов, хода и управляемости. Бывший ближе всего лидер «Баку» сам был не в лучшей форме, носовые отсеки затоплены и лишь один рабочий котел. Он еле дошел до базы.
Эсминец дрейфовал в четырехстах двадцати милях к северу от Иоканьги.
К аварийному эсминцу были немедленно отправлены «Урицкий» и «Валериан Куйбышев» из Иоканьги и «Разумный» из Ваенги. Около 18 часов 15 минут подошли "новики". «Сокрушительный» больше десяти раз пытались взять на буксир, но шторм рвал толстые канаты как гнилые нитки. Людей начали спасать при помощи беседок, перетягиванием на спасательных кругах.
Во время спасательных работ с тонущего корабля в условиях сильнейшего шторма был снят 191 (по другим данным 192) человек, ещё 14 человек при этом погибли.
Все корабли получили различные повреждения. 21 ноября в 15-30 кораблям пришлось вернуться на базу для дозаправки. На «Сокрушительном» остались 13 матросов, командир БЧ-3 старший лейтенант Г. Е. Лекарев и старший политрук И. А. Владимиров (по другим данным осталось 17 моряков).
1. Лекарев Геннадий Евдокимович, 1916 года рождения, старший лейтенант, командир БЧ-3.
2. Владимиров Илья Александрович, (1910), политрук БЧ-5.
3. Белов Василий Степанович, (1915), главстаршина, старшина команды трюмных машинистов.
4. Сидельников Семен Семенович, (1912), мичман; главный боцман.
5. Бойко Трофим Маркович, (1917), старшина 2-й статьи, командир отделения машинистов-турбинистов.
6. Нагорный Федор Васильевич, (1919), краснофлотец, сигнальщик
7. Любимов Федор Николаевич, (1914), старший краснофлотец, котельный машинист старший.
8. Гаврилов Николай Кузьмич, (1917), старший краснофлотец, машинист-турбинист старший.
9. Пурыгин Василий Иванович, (1917), старший краснофлотец, котельный машинист старший.
10. Зимовец Владимир Павлович, (1919), краснофлотец, электрик.
11. Савинов Михаил Петрович, (1919), краснофлотец, трюмный машинист.
12. Терновой Василий Иванович, (1916), старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов.
13. Артемьев Прохор Степанович, (1919), краснофлотец, котельный машинист. 14. Дремлюга Григорий Семенович, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
15. Чебиряко Григорий Федорович, (1917), старший краснофлотец, дальномерщик старший.
16. Шилатыркин Павел Алексеевич, (1919), краснофлотец, котельный машинист. 17. Большов Сергей Тихонович, (1916), старший краснофлотец, электрик старший.
Владимиров, оставшийся на корабле за старшего, в ответ на запрос штаба флота сообщил, что командование покинуло корабль, и отчитался о принятых мерах- были подняты пары и запущены механизмы, корабль на тот момент держался хорошо.
К месту аварии был выслан эсминец «Громкий», а за ним тральщики ТЩ-36 и ТЩ-39 и спасательный буксир. «Громкий» получил повреждения при шторме и вернулся, а тральщики прибыли на место лишь 25 ноября, когда корабля уже не было. Когда погода улучшилась, к поискам подключились самолёты и подводные лодки. Поиски с помощью тральщиков, самолетов и подводных лодок продолжались три недели.
Но, видимо, вскоре после ухода эсминцев «Сокрушительный» затонул примерно в точке с координатами 73 градуса 30 минут северной широты, 43 градуса 00 минут восточной долготы.
14 декабря 1942 года нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов подписал директиву: «поиски «Сокрушительного» прекратить, корабль, числившийся до сих пор пропавшим без вести, считать погибшим».
Всего при катастрофе «Сокрушительного» погибли 35 членов экипажа: 6 в оторванной кормовой части, 14 в ходе спасательных работ от ударов о корпус и винтов, 15 оставшихся на корабле. Спасен 191 моряк: эсминцем «Куйбышев» 179 человек, «Урицким» — 11 и «Разумным» — 1 (только один человек смог перепрыгнуть с палубы на палубу). Потом из спасенных еще 4 человека скончались Из числа спасённых при возвращении кораблей на базу от переохлаждения и травм.
Большая часть офицеров и командир эсминца покинули корабль первыми, до эвакуации всего экипажа и пошли под трибунал. По приговору военного трибунала Северного флота за проявленные во время гибели корабля нарушение воинской дисциплины, трусость и малодушие командир корабля капитан 3-го ранга М. А. Курилех и командир боевой части № 2 капитан-лейтенант Я. Т. Исаенко были расстреляны.
Политрук Калмыков был осуждён на 10 лет, командир БЧ-4 Анисимов, командир БЧ-1 Григорьев и командир БЧ-5 Сухарев были направлены в штрафной батальон на фронт.
«В этой сложной обстановке командир корабля капитан 3 ранга Курилех и большая часть командного состава эсминца “Сокрушительный” вместо того, чтобы мобилизовать все силы и средства на борьбу за живучесть корабля, оказались трусами, безвольными и беспомощными людьми, изменившими своему воинскому долгу и командирской чести. Командир корабля капитан 3 ранга Курилех вместо объявления тревоги и четких приказаний командира, лежа на диване в штурманской рубке, вызывал поочередно командиров и растерянно повторял одну и ту же фразу: “Действуйте, как подсказывает честь командира”, — начальник политического управления ВМФ генерал-лейтенант береговой службы И.В. Рогов.
«Поведение командира «Сокрушительного» Курилеха начинает проясняться. Это он все время считал нецелесообразным буксировать тонущий корабль. Сам Курилех, нарушив устав и старый морской обычай, покинул корабль чуть ли не с первой группой переправленных на «Куйбышев». А должен был уходить последним!, — адмирал Головко А.Г.
Старший помощник командира капитан-лейтенант О. И. Рудаков согласно официальным документам,
...во время трагедии «Сокрушительного» обвязал себя тремя спасательными поясами и стал упрашивать командира оставить корабль, для того, чтобы потом оправдать и свое собственное бегство. Потеряв самообладание, он передал на подходившие корабли семафор истерического содержания: “Спасайте. Наступает конец. Немедленно подходите. Корабль тонет”
Благодаря вмешательству вице-адмирала А. Г. Головко смертный приговор О. И. Рудакову был заменён лишением воинского звания капитан-лейтенанта и 10 годам в исправительно-трудовых лагерях, с отсрочкой исполнения до окончания военных действий и направлением на фронт в штрафную роту. Воевал он рядовым в минометном взводе 50-й отдельной штрафной роты Карельского фронта на полуострове Рыбачий.
Рудаков был «ботиком», занимался доставкой боеприпасов и горячей пищи в окопы. Обычно штрафника хватало на 2-3 ходки. Рудакову везло, он выжил и стал помощником командира минометного взвода, потом командиром противотанковой батареи.
В январе 1944 года после двух ранений рядового Рудакова приказом Верховного Главнокомандующего восстановили в воинском звании “капитан-лейтенант” и откомандировали в распоряжение командующего Северным флотом.
Судьба дала Олимпию Ивановичу шанс исправить последствия минуты слабости. И он им воспользовался.
После возвращения в Полярный он стал помощником командира эсминца «Громкий», а в середине 1944 года и.о.командира эсминца «Доблестный». С октября- он уже командир эсминца.
Рудаков участвовал в выводе из Карского моря ледоколов «Сталин» и «Северный ветер». Провел семь операций по поиску и уничтожению подводных лодок противника, семьдесят одну конвойную операцию по проводке отечественных и союзных транспортов. Был награжден тремя боевыми орденами.
В 1945 году приказом наркома ВМФ капитан 3-го ранга Рудаков получает назначение старшим помощником на флагман Северного флота линейный корабль «Архангельск», а затем капитан 2-го ранга принял крейсер «Мурманск».
В 1952 году капитан 1-го ранга Рудаков принял на Балтике новейший легкий крейсер 68-бис проекта «Свердлов», а в 1953 году Олимпий Иванович триумфально представил «Свердлов» в Портсмуте на международном военно-морском параде в честь коронации английской королевы Елизаветы.
Олимпий Рудаков стал настоящей звездой коронационного парада. Главной интригой стала романтическая история между советским капитаном и молодой британской королевой.
Подробнее здесь:
Есть предположения, что Рудаков трижды встречался с Елизаветой- в 1937 году, во время визита в Англию линкора «Марат» в 1937 году на коронацию Георга IV, во второй на «Свердлове», и, в последний раз во время приезда Елизаветы в Ленинград в шестидесятые годы.
После возвращения с Альбиона капитан 1-го ранга Рудаков стал начальником штаба эскадры 4-го ВМФ на Балтике. Вскоре получил контр-адмирала. В начале 60-х Рудаков стал начальником кафедры организации оперативной и боевой подготовки ВМФ, а позже начальником кафедры управления силами командного факультета Военно-морской академии.
Скончался Олимпий Иванович 2 июня 1974 года в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.
Кстати, именно он увековечен как натурщик в статуе матроса на станции метро "Площадь революции". Он позировал Матвею Манизеру для скульпторы "Краснофлотец с линкора "Марат". Согласно поверью прикосновение к сигнальным флажкам в руке у матроса гарантирует удачу на 24 последующих часа.
Причудливая судьба Олимпия Рудакова заставляет задуматься о наличии у него не только могучего ангела-хранителя, но и покровителя в нижестоящих штабах для представительного и способного офицера. Но временную слабость на борту эсминца «Сокрушительный» пришлось компенсировать десятилетиями достойной службы.
Однако, нельзя не сказать об офицерах, которые не запятнали своей чести в тот ноябрьский шторм.
«Владимиров и Лекарев — вот имена, которые останутся в истории флота. И не случайно, не только потому, что оба они в самый решающий момент показали себя настоящими советскими морскими офицерами. Тот же старший лейтенант Лекарев еще в сентябре, когда «Сокрушительный» находился в охранении очередного конвоя, проявил самоотверженность, спасшую корабль от аварии.
Конвой тогда попал в шторм. Ударами волн на «Сокрушительном» сорвало тележки с глубинными бомбами. Пробраться к месту происшествия было невозможно без риска для жизни. Минер Лекарев добрался. Волны несколько раз сбивали его с ног, и все-таки он сумел разоружить бомбы и закрепить тележки, тем самым он предотвратил возможный взрыв, последствиями которого могла быть серьезная авария корабля.
Зная эти подробности биографии коммуниста Лекарева, не сомневаешься, что он выполнил свой долг до конца, так же, как выполнили свой долг все, кто остались на борту эсминца», — адмирал Головко А.Г.
В честь двух старших лейтенантов были названы два базовых тральщика Северного флота- Т-111 "Старший лейтенант Лекарев" и Т-112 "Старший лейтенант Владимиров" американской постройки серии АМ (Admairable) 6-го Краснознамённого дивизиона тральщиков бригады траления Северного флота.
Их сменили морские тральщики проекта 264А- «Старший лейтенант Владимиров»(№944) и «Старший лейтенант Лекарев» (№952) постройки 1960 года.
Приблизительное место гибели эскадренного миноносца «Сокрушительный»: широта 73 градуса 30 минут северная, долгота 43 градуса 00 минут восточная. Ныне этот район Баренцева моря объявлен памятным местом, проходя которое корабли Северного флота приспускают Андреевские флаги.
Больше, лучше, подробнее ЗДЕСЬ:
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам