Для Советского флота, который к концу 20-х годов остался с несколькими "новиками", построенными еще при царском режиме, новые эскадренные миноносцы, еще с мировой войны проявившие себя как рабочие лошадки флота, были жизненно необходимы. Как только экономические возможности и производственная база позволили, в СССР приступили к созданию проекта универсального эсминца.
К счастью, СССР удалось использовать богатый итальянский опыт судостроения и наши корабли приобрели такие узнаваемые черты красоты и элегантности средиземноморского стиля.
Несмотря на некоторую хлипкость конструкции, созданной для теплого внутреннего моря, выбор был удачным. Эскадренные миноносцы проектов "7" и "7У" не только стали надежной основой РККФ во время Великой Отечественной войны, но и заложили основы военного судостроения в послевоенный период.
История создания и технические особенности этого типа неоднократно уже разбирались на канале в статьях про знаменитые корабли этого проекта. Повторяться не считаю необходимым.
Сегодня будет рассказ об одной из черноморских "семерок"- эсминце «Беспощадный», одним из 29 кораблей проекта 7, типа «Гневный». История его трагична и познавательна.
Более того, она местами загадочна. Первая загадка- место постройки, в отечественной и зарубежной литературе упоминаются Николаевский судостроительный завод № 198 (Андре Марти (Юг)), Судостроительный завод № 200 имени 61 коммунара и даже Севастопольский военно-морской завод. Ответ достаточно прост-это Николаевский судостроительный завод № 198.
Вторая загадка-это потерянный в бою нос корабля. "Пришили" от погибшего систершипа, получилось.
Третье, это, разумеется, трагическая гибель 6 октября 1943 года сразу трех кораблей Черноморского флота.
«Беспощадный». Судостроительный завод №198 (Андре Марти, (Юг)), г. Николаев. Заводской № 322. Заложен 15 мая 1936 года. Спущен на воду 5 декабря 1936 года. Завершен 22 августа 1939 года. Введен в эксплуатацию 2 октября 1939 года. Потоплен авиацией 6 октября 1943 года
Водоизмещение 2402 тонны. Длина 112,8 м. Ширина 10,2 м. Осадка 4,8 м
Двигатели-котлотурбинная установка, 56 000 л. с. Движитель2 винта. Скорость хода 38,6 узла. Дальность плавания 2565 морских миль при 19,5 узлах. Автономность плавания 7 суток. Экипаж 236 человек.
Вооружение 4 × 130 мм/50 корабельные пушки Б-13-2, 2 × 76 мм/55 орудия 34-К. Зенитная артиллерия 3 × 45 мм/46 полуавтоматические пушки 21-К, 4 × 12,7-мм зенитные пулемёты ДШК. Противолодочное вооружение бомбомёт БМБ-1, 10 глубинных бомб Б-1 и 20 глубинных бомб М-1. Минно-торпедное вооружение 2 × 3 533-мм торпедных аппарата 1-Н (торпеды 53-38), 48 морских мин
ТТХ головного корабля серии. «Гневный» в завершенном виде на 1938 год.
Водоизмещение 1612 тонн (1587 длинных тонн) ( стандарт ), 2039 тонн (2007 длинных тонн) ( полная загрузка ). Длина 112,8 м( o / a ). Ширина 10,2 м . Осадка 4,8 м
Двигатели- 2 вала; 2 паровые турбины с редуктором, 3 водотрубных котла.48000 л.с. Скорость 38 узлов . Дальность 2720 миль при 19 узлах . Экипаж 197 человек (236 военного времени)
Вооружение- 4 одиночных 130-мм (5,1 дюйма) орудия, 2 одиночных 76,2-мм (3 дюйма) зенитных орудия, 2 одиночных 45-мм (1,8 дюйма) зенитных орудия, 2 одиночных 12,7-мм (0,50 дюйма) зенитных пулемета, 2 тройных 533-мм (21,0 дюйма) торпедных аппарата, 60–95 мин, 25 глубинных бомб. Гидрофон "Марс"
Эсминцы проекта 7 имели довольно посредственную мореходность, острые носовые обводы приводили к зарыванию на волне, при 8-балльном шторме скорость падала до 5-8 узлов. В 1940-1941 годах на часть кораблей проекта был установлен балласт-от 67 до 82 тонн для повышения остойчивости.
Силовая установка линейной схемы планировки состояла из двух турбозубчатых трехкорпусных агрегатов и трех водотрубных котлов общей мощностью 48 000 л. с., работающих на два гребных винта.
"Семерки" вооружались четырьмя 130 мм орудиями. Снаряды всех типов для них- осколочно-фугасные, полубронебойные и дистанционные гранаты- имели вес 33,5 кг, начальную скорость 870 м/с с максимальной дальностью 139 кбт (25,7 км). Подача снарядов осуществлялась вручную, досылка пневмодосылателем. Боекомплект-150 выстрелов на ствол, в перегруз 185.
Для ПВО устанавливались две 76-мм универсальные установки 34-К, два 45-мм полуавтомата 21-К, два 12,7-мм пулемёта ДШК. Во время войны зенитное вооружение усиливалось за счет замены полуавтоматов 21-К на автоматические пушки 70-К и установки дополнительных 1-3 автоматов 70-К, пулеметов ДШК или ленд-лизовских зенитных пулеметов Виккерса или Кольта.
Торпедное вооружение состояло из двух 533-мм трехтрубных торпедных пороховых аппаратов 39-Ю. Скорость вылета торпеды составляла 12 м/с. 533-мм торпеды 53-38(53-38У) имела длину 7,4 м, массу 1615 (1725) кг, массу ВВ (тротил) 300 (400) кг, дальность: 4,0 км ходом 44,5 узла, 8,0 — 34,5, 10,0 — 30,5. По проекту эсминцы могли нести дополнительно 6 запасных торпед в стеллажах, но это оказалось бесполезным, ибо в свежую погоду вручную перезаряжать оказалось невозможным.
Корабль принимал 60 мин КБ-3 или 65 мин образца 1926 г. или 95 мин образца 1912 г. (в перегруз) на рельсы на верхней палубе. Кроме того было 25 глубинных бомб (10 больших Б-1 и 15 малых М-1); позже до 40 Б-1 и 27 М-1. Большие бомбы размещались в кормовых бомбосбрасывателях ; малые - 12 в погребе (12) и в кормовом стеллаже на юте (8).
«Беспощадный» пополнил состав Черноморского флота в начале октября 1939 года. Буквально через неделю, в ночь с 9 на 10 октября он пережил шторм в 8 баллов. Корпус не выдержал, в районе 84-90 шпангоутов появилась деформация, трещины, были срезаны заклепки, погнулись шпангоуты и бимсы. Корабль пришлось ставить на срочный ремонт.
Уже 19-24 октября эсминец вместе с лидером «Москва» совершил официальный визит в Стамбул.
Однако, вскоре на корабле стали проявляться дефекты постройки, в том числе в механизмах и электрооборудовании. Речь шла о длительном гарантийном ремонте, на котором эсминец провел уже полгода. Заменили турбину высокого давления ТЗА № 2. В итоге к началу войны корабль был вполне в приличной форме. Эсминец входил во 2-ю дивизию эсминцев Черноморского флота. Тактический номер 24.
С началом войны эсминец приступил к постановке минных заграждений, с 22 по 30 июня 1941 года ежедневно он ставил мины у Севастополя, всего выставил 114 мин.
9 июля 2-я дивизия эсминцев (лидер эсминцев «Харьков», эсминцы «Беспощадный», «Бодрый », «Бойкий » и «Безупречный» совершили безуспешный набег на судоходство противника у Фидониси .
13 июля на выходе из Севастопольской бухты (по другим данным 14 июля у маяка Евпатории) эсминец ветром и течением снесло на камни. Были погнуты лопасти винтов. Командир корабля капитан 3 ранга П. В. Глазовский был отдан под трибунал и осужден на 5 лет.
14–17 августа «Беспощадный» сопровождал эвакуируемые с верфей в Николаеве недостроенные корабли .
16–21 сентября эсминец сопровождал в Одессу транспорты со 157-й стрелковой дивизией.
С конца июля по сентябрь «Беспощадный» практически постоянно был в море, сопровождал транспорты в Одессу, обстреливал румынские войска, нес сторожевую службу. 22 сентября эсминец занимался артиллерийской поддержкой десанта под Григорьевкой. Здесь он был атакован 22 немецкими бомбардировщиками из StG 77, которыми было сброшено 84 бомбы на корабль. Пикировщикам «Юнкерс-87» удалось добиться удачных попаданий.
Близким разрывом была повреждена корма, от ударной волны сработал кормовой торпедный аппарат. Торпеды вышли, стукнулись в переборку, но не взорвались. Через трещины корму начало затапливать. Эсминец начал терять скорость.
В это время корабль получил два прямых попадания бомб в носовую часть. Одна пробила палубу на полубаке, вышла через борт и взорвалась уже в воде. Вторая взорвалась внутри корпуса, возле мотора носового шпиля. Вся носовая часть до 35 шпангоута повисла только на листах обшивки.
«Беспощадный» с полутораметровым дифферентом на нос смог своим ходом дойти до Одессы. 23 сентября на эсминце укрепляли переборки, палубу и борта, а вечером буксир СП-14 увел его в Севастополь. Буксировать пришлось кормой вперед на 2-3 узлах. Но волнение моря в 5-6 баллов раскачивало полуоторванный нос эсминца, который начал бить по левому борту. Эсминец получил крен, возникла угроза затопления еще одного отсека.
Из-за угрозы гибели всего корабля было принято решение отрубить нос, что простым топором, спустившись по штормтрапу за борт, за час сделал старшина 2-й статьи Владимир Георгиевич Сехниашвили.
Затем «Беспощадный» был взят на буксир «Сообразительным», а спасательное судно СП-14 прикрыло эсминец от волн сзади.
За подвиг старшина был представлен к ордену Красной звезды, получил медаль «За отвагу». Позже, по представлению командования РККФ американской медалью «За выдающуюся службу»(DSM) награждены ... старшина 1-й статьи В.Г. Сехниашвили. (Газета «Известия», 23 июня 1943 г.).
В Севастополе «Беспощадный» встал на ремонт в Северном доке, а затем был переведен на завод № 201. Носовую часть удалось взять с погибшего 1 июля 1941 года на немецкой донной мине однотипного эсминца «Быстрый» (до 18 шпангоута), секцию от 18 до 40 шпангоута собирали заново.
К началу ноября 1941 года эсминец был почти готов, но 12 ноября во время авианалета пикировщиков из StG 77 вновь получил сильные повреждения. Одно прямое попадание 250 кг бомбы, которая пробила корабль насквозь и взорвалась под днищем на грунте. В падении она задела второй котел и перебила главную паровую магистраль. Еще две бомбы взорвались в пяти метрах от правого борта, превратив корпус у 190-го шпангоута в гофру. 2-е и 3-е котельные отделения были затоплены, заклинило валопроводы, вышли из строя многие механизмы. В 1-ом котельном возник пожар, который вскоре потушили. Экипажу удалось отстоять корабль, пробоину закрыли пластырем, воду помог откачивать буксир СП-14.
Вечером 12 ноября израненный корабль с дифферентом в 1,75 м и креном в 14 градусов на правый борт ввели в Северный док.
Судьбу решили больше не испытывать и для дальнейшего ремонта «Беспощадный» решили отправить в Поти. Пробоины заделали пластырями, носовой отсек засыпали пробковой крошкой, в котельных отделениях уложили мешки с пробкой. Всего на корабле приняли около 90 кубометров крошеной и листовой пробки.
17 ноября «Беспощадный» на буксире эсминца «Шаумян» вышел из Севастополя в Поти. Скорость буксировки колебалась в пределах 8-13 узлов, но потом упала до 5 из-за постепенного заполнения водой пустых топливных цистерн эсминца, опять появился крен. Волны повредили пластыри, течь усиливалась, насосы не справлялись с нагрузкой. Спас дополнительный двигатель, которым стал специально взятый с собой трактор ХТЗ. Дополнительная помпа, подключенная к нему, скорее всего, стала решающей.
Трое суток моряки боролись за эсминец. 20 ноября он прибыл в Поти, но местные судоремонтные мощности были крайне слабы и очередь на постановку в док подошла только через 2,5 месяца. Ремонт был завершен в сентябре 1942 года.
9 октября испытания и доводка были завершены. Уже 19–28 октября 1942 года эсминец участвовал в переброске 8-й, 9-й и 10-й гвардейских стрелковых бригад и других частей из Поти в Туапсе. С 21 октября до конца ноября «Беспощадный» сам перевез из Батуми в Поти 596 красноармейцев.
29 ноября 1942 года эсминцы «Беспощадный» и «Бойкий» получили приказ атаковать суда Оси у болгарского побережья и обстрелять румынский порт Мангалия. Увы, в таких делах советскому флоту категорически не везло. Никаких вражеских судов корабли не встретили, а показавшиеся 1 декабря в густом тумане силуэты оказались не румынским или немецким конвоем, а прибрежными скалами, по которым краснофлотцы добросовестно и вколотили 141 казенный снаряд главного калибра и шесть казенных торпед. Отчитались о потоплении торпедами вражеского транспорта.
В начале декабря вместе с легким крейсером «Красный Крым» и эсминцем « Незаможник » «Беспощадный» перебросил 9-ю горнострелковую дивизию и другие войска из Батуми в Туапсе. Сам эсминец перевез из Поти в Туапсе 522 бойца.
Потом «Беспощадный» и «Сообразительный» прикрывали набег тральщиков на румынское побережье. 26–29 декабря «Беспощадный» безуспешно пытался перехватить вражеские суда у Фидониси. Снова был густой туман и никаких судов врага.
В начале февраля Черноморский флот совместно с войсками 18-й армии провел высадку десантов в немецком тылу, под Новороссийском, далее известном как "Малая земля". 31 января-1 февраля 1943 года 206 снарядами из 130-мм орудий за полчаса эсминец обстрелял немецкие позиции в районе Новороссийска, 4 февраля он обеспечивал огневую поддержку при высадке морского десанта западнее Новороссийска, выпустив 151 осветительный и 56 осколочно-фугасных снарядов. 13 февраля «Беспощадный» отстрелял 105 снарядов под Анапой по немецким войскам. Кроме того в феврале из Туапсе в Геленджик эсминец доставил 8037 бойцов и командиров, а 13 февраля из Поти в Геленджик взял рекорд- 1548 человек с вооружением за один рейс.
В 1943 году эсминец имел тактический номер 17. 3 апреля 1943 года за активные действия в начале войны эсминец «Беспощадный» был награжден орденом Красного Знамени. С начала войны до 1 апреля 1943 года «Беспощадный» прошел 18 565 миль (до войны, включая сдаточные испытания, 28 327 миль). За это время он выпустил 1818 130-мм, 710 76-мм, 727 45-мм, 325 37-мм снарядов, 605 12,7-мм пуль и 6 торпед. Глубинные бомбы не применялись. Из средств химической защиты интенсивно использовалась дымоаппаратура ДА-2 (поставлено 30 дымзавес), реже - аппаратура ДА-1 (около 10 дымзавес).
Черноморские эсминцы активно привлекались для артподдержки наступающих советских войск и обстрела тыловых позиций вермахта.
В ночь с 30 апреля на 1 мая «Бойкий» и «Беспощадный» обстреляли немецкие позиции на Керченском полуострове, затем «Беспощадный» обстрелял Алушту в ночь с 20 на 21 мая. «Бойкий», «Беспощадный» и «Способный» 30 сентября предприняли неудачную попытку перехватить немецкие транспорты, вывозившие войска и технику с Кубанского плацдарма.
В ночь с 5 на 6 октября «Харьков», «Беспощадный» и «Способный» вновь попытались перехватить немецкие эвакуационные конвои у берегов Крыма, но снова безуспешно. «Харьков» в итоге опять обстреливал Ялту и Алушту, а два эсминца направились с той же целью в Феодосию.
По дороге эсминцы были атакованы пятью катерами 1-й флотилии, но отбились без повреждений. «Способный» отчитался о попадании в S-45. Открыли огонь и немецкие береговые батареи. В любом случае было уже не до Феодосии, надо было возвращаться. Но самое страшное случилось на обратном пути, когда три корабля, соединившись в 7-15 6 октября 1943 года, повернули на юг.
Командир отряда капитан 2 ранга Г. П. Негода (бывший до повышения командиром эсминца) держал свой брейд-вымпел на «Беспощадном». Отряд прикрывали три истребителя дальнего действия.
Их обнаружил самолет-разведчик люфтваффе, который удалось сбить. Командир отряда приказал подобрать пилотов, отряду пришлось на 20 минут остановиться, пока вылавливали немцев.
Вскоре (около 9-00) со стороны солнца последовала атака пикировщиков III./StG 3 на мирно дрейфующие корабли. «Харьков» был поврежден (три прямых попадания) первой атакой и его пришлось буксировать «Способному». Наши истребители сбили два самолёта, Ю-87 и Ме-109, но немцев было больше.
Вторая атака в 11-50 силами 10-12 пикировщиков повредила все три корабля и «Способный» по очереди буксировал «Беспощадный» и «Харьков». «Беспощадный» получил два попадания ориентировочно 250 кг бомбами, одна пробила корабль в носовой части в районе машинного отделения и взорвалась под днищем, была перебита паровая магистраль и лопнул настил палубы, в борту появилась огромная пробоина. Вторая бомба взорвалась около левого борта, напротив кормового машинного отделения. Эсминец получил крен на левый борт, вода пошла во 2 и 3 машинные отделения.
По приказу командира были сброшены торпеды и глубинные бомбы, на правый борт кое-как наложили пластырь, с откачкой воды было хуже, работали только ручные помпы, с 14-00 на помощь пришел «Способный», подключивший откачку воды и топлива, а также взявший корабль на буксир.
Третья атака потопила «Харьков» и «Беспощадный». Первым погиб «Беспощадный». В 14-13 в него попало сразу четыре бомбы, три в корму, одна-во 2 МО. Корабль разломился пополам, корма затонула сразу, носовая часть в 14-25 вертикально форштевнем вверх ушла на дно.
Пятой атакой был добит «Способный», в течении двух часов пытавшийся спасти выживших.
Все три корабля погибли в точке 44 градуса 15 минут с.ш., 36 градусов 25 минут в.д..
Из 903 человек, находившихся на борту трех погибших кораблей, катера и гидросамолеты спасли 187, в том числе 41 из экипажа «Беспощадного». По другим данным с эсминца «Беспощадный» было спасено 53 человека, из них 7 офицеров. К сожалению, среди спасенных оказался командир эсминца капитан 3 ранга В.А. Пархоменко ( позже стал адмиралом, командующим ЧФ). Погибло 182 человека, из них 10 офицеров.
Эта трагедия с гибелью трех крупных кораблей и сотен моряков привела к запрету Ставки черноморским флотоводцам использовать корабли от эсминца и выше без специального разрешения.
Судьба эсминца «Беспощадный» иллюстрирует старую истину о том, что воюют люди, а особую ответственность несут те, кому доверено этими людьми руководить.
Мы отлично знаем достоинства и недостатки "семерок", и слабую конструкцию корпуса и отстающую модернизацию ПВО. Но мы знаем, что такие же корабли отлично воевали и на Черном море и на Тихом океане и даже на Севере, по Севморпути ходили.
Нет вопросов к рабочим оборонных заводов- из корабля-калеки сделали пусть Франкенштейна, но вполне боеспособного, причем в кратчайшие сроки из подручных материалов. К морякам никаких претензий, на ходу топором корпус разрубали. Орден Красного знамени просто так не дают, заслужен.
А вот с командованием эсминцу не повезло. За войну сменил трех... и каждый следующий....
Первый погнул винт, дело в принципе незначительное, на пару дней, но капитан 3 ранга П.В. Глазовский получил 5 лет. Увы, шкала наград и наказаний очень гибкая, особенно в военное время. Павел Васильевич Глазовский искупал вину кровью в 95-й стрелковой дивизии, попал в плен, освобожден, дослуживал до декабря 1946 года.
Сменивший его после 17.07.1941 года капитан 2‑го ранга Григорий Пудович Негода командовал кораблем недолго, до 24 ноября 1941 года, когда ушел на повышение-командиром дивизиона эсминцев, но к «Беспощадному » и потом был неравнодушен. 6 октября 1943 года он "рулил" всей операцией именно с него. Забегая вперед, Негода в 1951 году стал контр-адмиралом, а потом еще и выпустил мемуар под бесхитростным названием «Беспощадный» (М.: Воениздат, 1961). Сей труд заканчивается за несколько дней до гибели корабля, о 6 октября 1943 года контр-адмиралу Негоде сказать было нечего.
Трагическая гибель трех кораблей и более 700 моряков, конечно, тоже не добавила ему здоровья. "Героя дня" лично к себе затребовал Верховный Главнокомандующий. Друзья-коллеги, предусмотрительно, отправили его в Москву уже ощипанным и потрошенным, без знаков различия. Однако Сталин, подробно допросив, вернул его целым и невредимым. То ли решил копать глубже, то ли уже смертельно устал от таких "кадров".
Сослали Негоду пока на ТОФ, а потом, когда выгребали очередной гадюшник с Владимирским во главе, дошло и до понижения в звании и до перевода "штрафников" на Балтийский флот. Интересно, что карьера Негоды там опять пошла в гору, вплоть до адмиральского звания. Он был старпомом на "Октябрине", командиром крейсера «Максим Горький», командующим дивизиона эсминцев, а затем и командиром трофейного финского броненосца береговой обороны. Потом командир дивизии строящихся и ремонтирующихся кораблей, советник в Польше... Счастливая обеспеченная старость.
Есть в мемуарах этого товарища еще одно, помимо чудовищного официозного языка. Там прославляются как вершина военно-морского искусства знаменитые ночные обстрелы флотом оккупированного немцами побережья. Те самые, без корректировки, в темную ночь на свист.
Из книги Г.П. Негоды «Беспощадный»: «Наши набеги на побережье сеяли панику в стане врага Пленные немцы на допросах говорили, что гитлеровские офицеры с большой неохотой шли служить в портовые города и засыпали свое командование рапортами с просьбой перевести на службу в гарнизоны, расположенные в глубине Крымского полуострова, подальше от берега. Советские моряки были хозяевами моря. Наши надводные корабли и подводные лодки проникали в любой его район – грозные, могучие, неуловимые.»
Вот так бывает, 5 лет за погнутый случайно винт и адмиральские погоны за три загубленных корабля.
Последний командир эсминца, капитан 3 ранга В.А. Пархоменко, думаю, и так хорошо известен. Виктор Александрович вице-адмирал, командующий Черноморским флотом ВМФ СССР, отличился при гибели линейного корабля «Новороссийск» в 1955 году.
Надо отметить потрясающую живучесть данных командиров, ни бомбы ни пули ни торпеды, ни огонь ни вода их не берут. Даже в аппаратных играх теряли максимум одно звание-и то временно.
"Людендорфов у меня для вас нет..."(с)
Больше, лучше и подробнее здесь:
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам