Рабоче-крестьянский Красный флот к началу 30-х годов "донашивал" остатки императорского флота. "Рабочих лошадок" флота, эскадренных миноносцев было всего семнадцать на два моря и два океана. Это были знаменитые «новики» довоенной и военной постройки. 12 единиц было на Балтийском море и 5 единиц на Чёрном море.
Естественно, устаревшие и изрядно изношенные корабли имели весьма относительную боевую ценность. К этому времени страна, на основе достижений коллективизации и индустриализации, уже могла заняться укреплением обороноспособности.
В июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1).
Проект серийного эсминца получил обозначение «проект 7». В преодолении 15-летнего перерыва проектирования современных боевых кораблей был использован зарубежный опыт. Передовая и при этом весьма отзывчивая на наличность итальянская судостроительная школа оказалась как нельзя кстати. Сотрудничество с «Gio. Ansaldo & C.» позволило ознакомиться с документацией строящегося новейшего эсминца типа «Маэстрале», который и стал прототипом советских эсминцев. 21 декабря 1934 года общий проект «серийного эсминца» был утверждён постановлением Совета Труда и Обороны.
Это позволило сразу замахнуться на большую серию. Планировалось сдать флоту 21 корабль в 1937 году, и ещё 32 в 1938 году. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 — для Черноморского флота и 22 — для Тихоокеанского флота.
Строительство кораблей предусматривалось на заводах № 189 ССЗ им. Орджоникидзе и № 190 ССЗ им. Жданова в Ленинграде, и заводах № 198 ССЗ им. Марти и № 200 ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве.
Утвержденные на высшем уровне планы были сломаны относительно небольшим инцидентом. 13 мая 1937 года британский эскадренный миноносец «Хантер» у берегов охваченной гражданской войной Испании, подорвался на мине. Закончилось все благополучно, но в Москве решили, что линейная схема расположения машинно-котельных отделений слишком уязвима и начали принимать импульсивные решения. Планы пересмотрели.
14 уже спущенных на воду кораблей проекта 7 было приказано переделать, а остальные — разобрать на стапелях.
Проект улучшенного проекта 7-У был срочно разработан совместно конструкторскими бюро ЦКБ-17 (до октября 1936 года — ЦКБС-1) и Северной судостроительной верфи им. А. Жданова (главный конструктор — Лебедев Н. А.). Окончательный проект Наркомат ВМФ утвердил 29 августа 1938 года.
В итоге 29 эсминцев были достроены по проекту 7, следующие 18 перезаложили по проекту 7У. Последние 6 разобрали на стапелях.
Теоретически схема с чередованием котельных и машинных отделений имеет большую живучесть, но преимущества ее минимальны на стометровых корпусах эсминцев.
Переделки и перепроектирования задержали постройку серии. 18 кораблей проекта 7У были построены только для Балтики и Черного моря.
Головным эсминцем проекта 7-У стал «Сторожевой». На заводских испытаниях осенью 1939 года выявилась значительная перегрузка и низкая остойчивость корабля. Остойчивость повысили за счет укладки твёрдого балласта, другие обнаруженные дефекты ликвидировали по мере выявления.
В итоге, к началу Великой Отечественной войны заказчик получил лишь половину (по другим данным 11) из 18 кораблей проекта 7-У: 8 на Балтике и 1 на Чёрном море. Остальные 9 экстренно достраивали и испытывали уже в боевых условиях.
26 августа 1936 года в Ленинграде на заводе им. Жданова был заложен эскадренный миноносец «Стойкий», в марте 1938 года его перезаложили по усовершенствованному проекту.
Усовершенствованную серию "семерок" также называют тип «Сторожевой»:
«Сторожевой» (ССЗ № 190). 1940 БФ; «Стойкий»(ССЗ № 190). 1940 БФ; «Страшный»(ССЗ № 190). 1941БФ; «Сильный»(ССЗ № 190). 1940БФ; «Смелый»(ССЗ № 190). 1941БФ; «Строгий»(ССЗ № 190). 1942БФ; «Скорый»(ССЗ № 190). 1941БФ; «Свирепый»(ССЗ № 190). 1941БФ; «Статный»(ССЗ № 190). 1941 БФ; «Стройный»(ССЗ № 190). 1942 БФ; «Славный»(ССЗ № 189). 1941 БФ; «Суровый» (до 1940 «Летучий», ССЗ № 189). 1941 БФ; «Сердитый» (до 1940 «Лихой», ССЗ № 189). 1940 БФ; «Совершенный» (до 1940 «Бесстрашный», ССЗ № 200). 1941 ЧФ; «Свободный» (до 1940 «Бесшумный»,ССЗ № 200). 1942 ЧФ; «Способный» (до 1940 «Подвижный»,ССЗ № 200). 1941 ЧФ; «Смышлёный» (до 1940 «Полезный», ССЗ № 200). 1940 ЧФ; «Сообразительный» (до 1940 «Прозорливый», ССЗ № 200). 1941 ЧФ.
«Стойкий», с 13.02.1943 года «Вице-адмирал Дрозд», с 6.02.1960 года ЦЛ-54.
ССЗ № 190 (им. Жданова, Ленинград). Заводской № 518. Заложен 26 августа 1936 года по проекту 7, перезаложен в марте 1938 года по проекту 7–у, спущен на воду 26 декабря 1938 года. Принят госкомиссией 18 октября 1940 года, но в течение полугода находился в Таллинской военно-морской базе, где устранялись выявленные в ходе испытаний дефекты и отрабатывалась организация корабельной службы. Официально включен в состав Отряда Лёгких Сил Краснознаменного Балтийского флота 12 апреля 1941 года. Прошел капитальный ремонт и модернизацию с 2.11.1951 года по 7.02.1956 года. 6.02.1960 года. исключен из боевого состава ВМФ и переделан в судно-цель ЦЛ-54. 2.07.1961 года затонул у м. Таран во время шторма.
Водоизмещение 1854 тонн, стандартное 1990 тонн, нормальное 2256 тонн, полное 2404 /2529 тонн. Длина 112,0 м, наибольшая 112,5 м. Ширина 10,2 м. Осадка 4,1 м, максимальная 5,01 м
Двигатели-2 × ТЗА «Метро-Виккерс» или «ГТЗА-24» Харьковского завода или «Парсонса», 54 000 л. с. импортные механизмы, 60 000 л. с. отечественные. Движитель 2 винта. Скорость хода эконом.: 17,8-19 узлов, макс.: 36,8 узл. с импортными механизмами, 39 с отечественными. Топливо (нормальный запас) 250 тонн мазута, наибольший запас 470 тонн. Дальность плавания эконом.: 1490-1800 морских миль, полный: 700 миль. Экипаж в мирное время 207 человек, в военное 271 человек, в том числе 15 офицеров.
Вооружение-4 × Б-13-2С. Зенитная артиллерия 2 × 76-мм 34-К, 3 × 45-мм 21-К, 4 ×12,7-мм ДШК. Противолодочное вооружение-2 × БМБ-1. Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных ТА 1-Н, морские мины КБ-3. Навигационное вооружение-гирокомпас «Курс».
Артиллерийское вооружение на 1941 г.: 4 – 130мм/50 Б-13 – 2с, 2 – 76,2-мм 34К, 3 – 45мм/46 21 К; 4 – 5 – 7,62-мм пулеметов.
Артиллерийское вооружение на 1944 г.: 4 – 130мм/50-мм Б-13 – 2с, 2 – 76,2-мм 34К, 2 – 45 мм/46 21 К, 2 – 37-мм 70К; 4 – 20-мм Эрликон; 3 – 12,7-мм ДШК, 1 – 12,7-мм Кольт спаренный. 1 – 7,62-мм М-1, 4 – 7,62-мм ДП.
Торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 1 -Н серии 2. Запас торпед, 12 шт.
Мины: принимает на палубу 96 мин обр. 1912 г. и 1908 г. или 60 мин КБ или обр. 1926 г., 2 бомбомета БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя. Бомбы: Б-1 – 20, М-1 – 30 шт.
Эсминцы проекта 7-У отличались прежде всего компоновкой машинно-котельных отделений. Корабль получил четыре увеличенных котла, они были выше главной палубы на примерно два метра, занимая часть объема надстроек. Корпус набирался из листов маломарганцовистой стали толщиной 5—10 миллиметров, в основном соединения клепались, но применялась и сварка. Недостатком этого сорта стали была хрупкость, часто осколки не только крошили листы, но и выбивали из них многочисленные осколки.
Для новых эсминцев в 1936 году Наркоматом внешней торговли были заказаны у английских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс» 12 комплектов главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) и вспомогательных механизмов. При мощности 24 000 л.с. они имели возможность холодного запуска, что повышало боеготовность кораблей.
Семь комплектов фирмы «Метро-Виккерс» в марте 1938 года получили ленинградские заводы № 189 и № 190, один остался на базе КБФ в резерве.
Четыре комплекта фирмы «Парсонс» ушли на ЧФ: 3 на николаевский завод № 200 и один на базу ЧФ в Севастополь. Импортными ГТЗА комплектовали только эсминцы, перезаложенные по проекту 7-У.
4 шатровых вертикальных водотрубных котла размещались в отдельных изолированных помещениях. Это подразумевало увеличение живучести в бою, но повлекло и повышение расхода топлива, которого и так можно было взять лишь 484 тонны мазута (по факту еще меньше, часть веса ушла на твердый балласт).
Вооружение улучшенного проекта практически не изменилось, главный калибр- четыре 130-мм орудия Б-13-2 с длиной ствола 50 калибров, изготовленных заводом «Большевик». Боекомплект -150 выстрелов на ствол, на перегруз до 185, всего до 740 снарядов и зарядов. Подача - вручную, досылка — пневмодосылателем.
ПВО эсминца состояло из двух 76-мм универсальных установок 34-К в кормовой части и три полуавтомата 45-мм 21-К на площадке позади первой дымовой трубы. Прожектор на 60 см размещался на фок-мачте.
12,7-мм пулемётов ДШК стало четыре-два на верхнем мостике и два за срезом полубака. Как и у всех довоенных кораблей защита с воздуха оказалась крайне слабой, с курсовых углов корабль был вообще беззащитен, а полуавтоматы были малоэффективны. Концентрация основных зенитных средств на двух площадках повышала их уязвимость.
Уже с июля 1941 года на эсминцах стали монтировать дополнительные зенитки. Возле второй трубы на надстройке появились 37-мм автоматы 70-К, позднее ими заменили и сорокапятки.
К концу войны балтийские эсминцы («Сильный», «Стойкий», «Славный», «Сторожевой», «Строгий», «Стройный») получили третью 76-мм артустановку 34-К (на юте).
Торпедное вооружение эсминца состояло из двух 533-мм трехтрубных торпедных аппаратов 1-Н (на эсминцах проекта 7 стояли пороховые аппараты 39-Ю). 1-Н имел комбинированную систему стрельбы — пороховую и пневматическую. Скорость вылета торпеды составляла 15- 16 м/с (против 12 м/с у 39-Ю). Благодаря этому увеличился сектор обстрела, теперь пуск торпед стал возможен на острых курсовых углах, за палубу они уже не успевали задеть. Кроме того, у 1-Н вдвое была повышена точность наведения на цель. Применялись 533-мм торпеды 53-38, 53-38У и 53-39. Однако, эсминцам проекта 7-У в бою ни разу не пришлось использовать свои торпедные аппараты.
Минное и противолодочное вооружение эсминцев этого типа осталось прежним, на рельсах на верхней палубе помещалось 58 мин КБ-3, или 62 мины образца 1926 г., или 96 мин образца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб — 10 больших Б-1 и 20 малых М-1. Большие бомбы хранились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; из малых—12 в погребе и 8 — в кормовом стеллаже на юте.
В ходе войны эсминцы получили по два бомбомёта БМБ-1, способные стрелять бомбами Б-1 на дальность до 110 м.
Эсминцы использовали систему управления огнём главного калибра — ПУС «Мина» ленинградского завода «Электроприбор», изготовленная специально под "семерки". Его основа- центральный автомат стрельбы ЦАС-2 — счетно-решающий прибор, который на основе поступавших с дальномерных постов данных непрерывно вырабатывал координаты, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая полные углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий. Его точность была ограничена не всегда точными данными гирокомпаса «Курс».
Система «Мина» позволяла разделять огонь носовой и кормовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.
К огромному сожалению приборов управления зенитным огнём не было. До войны предусмотренные проектом МПУАЗО только разрабатывались. И оно сопрягалось только с 76 мм пушками.
«Стойкий» до конца войны такой системы не получил.
К началу Великой Отечественной войны «Стойкий» прошел 9180 миль. Войну он встретил в составе 2–го дивизиона эсминцев отряда легких сил (ОЛС) КБФ, базирующегося на порт Даугавгрива (Усть–Двинск). Командир корабля на тот момент- капитан–лейтенант Д.Я. Самус.
С утра 23 июня корабли 2–го дивизиона («Стойкий», «Сильный», «Сердитый» и «Сторожевой») начали прием топлива и мин. В 21-53 они вышли с рейда Даугавгрива для постановки минного заграждения в Ирбенском проливе. На «Стойком» находился командир ОЛС контр–адмирал В.П. Дрозд.
После дозаправки с танкера у острова Абрука, на рассвете 24 июня эсминцы направились к месту постановки мин, куда прибыли в 16-45. В походе отряд отразил атаку немецких бомбардировщиков. Минные постановки прошли по плану, было поставлено 270 якорных мин.
Вечером в Курессааре эсминцы дозаправились и вышли обратно на Даугавгрива. Вновь корабли были атакованы немецкой авиацией и вновь были отбиты.
Возле Рижского буя «Стойкий» обнаружил подводную лодку противника и дивизион сбросил на нее глубинные бомбы. Увы, вместо перископа лодки оказалась простая вешка.
Следующую постановку «Стойкий»произвел в ночь с 26 на 27 июня в Ирбенском проливе. На борт были взяты 64 мины и дивизион под командованием В.П. Дрозда вышел в море.
В 23-32 между мысом Колкасрагс и островом Рухну сигнальщик с головного «Стойкого» обнаружил перископ подводной лодки, по которому дивизион отбомбился глубинными бомбами и отстрелялся ныряющими снарядами.
27 июня на подходе отряда к месту постановки в районе мели Михайловской с юго–запада дивизион был атакован группой торпедных катеров противника.
На «Стойкий» из белой дымовой завесы в 8-10 кбт выскочили два «шнелльбота». Эсминец дал полный ход и отвернул влево. Одна из двух торпед прошла в метре от борта. Огонь по катерам не открывали.
У «Сторожевого» торпедой оторвало носовую оконечность. Поврежденный эсминец остался под охраной малых охотников, а отряд приступил к постановке мин.
В это время корабли были вновь атакованы торпедными катерами под прикрытием дымовой завесы. Эсминцы отбились артиллерийским огнем.
«Стойкий» уклонился от двух торпед, одна из них прошла под кораблем в районе мостика, другая за кормой.
Эсминцы поставили тогда 210 мин и 40 минных защитников.
Стремительное продвижение вермахта (27 июня немцы вышли к Западной Двине) заставило командование КБФ эвакуировать Прибалтийскую военно–морскую базу. В 18-00 27 июня отряд легких сил ( «Киров» и пять эсминцев, в том числе и «Стойкий», в сопровождении четырех торпедных катеров) вышел из Усть–Двинска и в 1-07 28 июня встал на рейде Куйвасте.
Противник, со своей стороны, также минировал Ирбенский пролив и устье Финского залива, свободен был лишь Моонзунд, но по глубине там не мог пройти крейсер. Пока трое суток землечерпалки углубляли фарватер, «Стойкий» нес дозор у входа в пролив из Рижского залива.
30 июня в 23-03 «Киров» с буксирами вошел в фарватер, за ним шли эсминцы, подводные лодки, транспорты и другие суда. В 13-45 1 июля крейсер пошел самостоятельно 14–узловым ходом на скорости тральщиков.
при следовании Моонзундским проливом с эсминца спускали рабочий катер, который, как говорится в документах того времени, «производил профилактическое бомбометание малыми глубинными бомбами в подозрительных с точки зрения появления подводных лодок противника районах».
Сопровождавшие крейсер эсминцы «Стойкий», «Сметливый» и «Грозящий» держались в охранении впереди и по сторонам крейсера. Вечером 1 июля отряд прибыл в Таллин.
К началу июля немцы, которые понесли значительные потери, начали выдыхаться и снизили темп наступления. Снабжение наступающих планировалось через порты Рижского залива. КБФ получил приказ нарушать эти коммуникации и помешать укреплению ударной группировки немцев.
Командование флота выбрало удары легкими силами надводных кораблей, авиацией и береговой артиллерией в Ирбенском проливе, где маневр противника ограничен минными заграждениями. Основными участниками стали эсминцы и торпедные катера.
Утром 12 июля «Стойкий» и «Сильный» вышли из Таллина и направились в Моонзунд, где присоединились к отряду из пяти эсминцев. Хотя «Стойкий» в Моонзундском проливе повредил правым винт при касании грунта, но продолжил выполнение задачи.
Истребители во время разведки обнаружили большой конвой противника из 50 транспортов и мелких судов в охранении восьми миноносцев, трех сторожевых кораблей и большого количества сторожевых и торпедных катеров. В 17-20 о конвое доложили в штаб. В узкой части Ирбенского пролива конвой был обстрелян батареей № 315, затем на его поиск вылетели бомбардировщики и отправились торпедные катера.
Корабли (7 эсминцев и 2 сторожевых корабля) должны были атаковать конвой утром возле порта выгрузки. Отряд разделился на три группы. «Стойкий», «Гордый», «Грозящий» и «Сильный» шли центральной частью залива. В 13-00 корабли, так и не обнаружив конвоя, соединились у Рижского буя, обстреляли порт Даугавгрива и вернулись в Моонзунд. «Стойкий» был отправлен в Таллин на замену поврежденного винта.
18 июля отремонтированный «Стойкий» под брейд–вымпелом командира дивизиона Г.С. Абашвили вместе с «Сильным» и подводными лодками «С–101» и «С–102» ушел в Кронштадт. Дорогу прокладывали тральщики.
В Кронштадте «Стойкий» завели на Морской завод уже для основательного ремонта. За почти месяц в доке правый гребной вал заменили другим, взятым со «Сторожевого». Пользуясь случаем, на эсминце смонтировали гидроакустическую станцию «Ультра–фон», два 37–мм автомата 70–К, установили два бомбомета «БМБ–1».
14 августа Д.Я. Самус передал командование «Стойким» бывшему старпому капитан–лейтенанту, затем капитану 3–го ранга Б.П. Левченко. B апреле 1943 года капитан 3-го ранга Левченко Борис Петрович был осужден трибуналом КБФ к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Лагеря заменили штрафным батальоном и после того как краснофлотец Левченко искупил свою вину, ему было возвращено воинское звание и он получил назначение на крейсер «Киров».
Корабль вернулся к минным постановкам. 22 августа эсминец, с 75 минными защитниками на борту, вместе с минным заградителем «Марти» и эсминцем «Сильный» вышел к острову Гогланд. Но помешал шторм и корабли на следующий день вернулись в базу.
С 25 по 27 августа «Стойкий» совместно с «Сильным» поддерживал артогнем наши войска на побережье Выборгского залива. Эсминец выпустил 490 130–мм снарядов по неприятельским позициям в районе Койвиста и Лиханиеми и еще 60 по транспортам в районе Транзунда. Так как стрельба по берегу велась без корректировки, то ее эффективность оказалась низкой. Донесение о потоплении корабельной артиллерией вражеского транспорта не подтвердилось. 28–30 августа «Стойкий» дежурил у Койвисто, но приказа на продолжение стрельбы не получил и 31 августа вернулся в Кронштадт.
В начале сентября на «Стойком» заменили временную размагничивающую обмотку (установленную еще в начале июля в Таллине) на штатную системы ЛФТИ.
3 сентября «Стойкий», «Сильный» и минзаг «Урал» снова вышли на минную постановку в район южнее Гогланда. Эсминец выставил 80 минных защитников. Во время постановки корабли были обстреляны батареей с острова Торсари. Корабли поставили дымовую завесу, и батарея прекратила огонь. В ночь на 14 сентября эсминец выставил еще 64 мины в районе банки Вигрунд.
Утром 15 сентября «Стойкий» получил приказ прибыть из Кронштадта в Ленинград в распоряжение штаба Морской обороны города. Эсминец занял позицию в Морском канале Ленинградского порта и с 16 сентября по 21 октября корабль активно защищал город своим главным калибром. За это время он провел 54 стрельбы из 130 мм орудий, выпустил 576 фугасных снарядов. Неоднократно зенитчики «Стойкого» отбивали авианалеты, израсходовав 12 130-мм, около 250 76-мм, более 100 45-мм, 78 37-мм снарядов и 440 12,7-мм патронов. 18 сентября на оборону города ушел взвод морской пехоты из моряков эсминца.
Эсминец не раз участвовал в контрбатарейной борьбе, у него был свой корректировочный пост. В ходе одной из таких дуэлей 6 октября немецкий 210–мм снаряд, отрикошетил от стенки набережной, пробил насквозь оба борта корабля в районе 41–го шпангоута и разорвался в воде. Снаряд прошел через 2–й и 4–й погреба 130–мм и 45–мм снарядов. Во 2–м погребе от него детонировал стеллаж с 12,7–мм пулеметными патронами, смяв переборку на 51–м шпангоуте и вспучив верхнюю палубу по всей ширине. К счастью, детонации остальных боеприпасов не произошло, а вода через пробоины быстро затопила оба погреба. Пожар в кубрике был быстро потушен моряками, 9 человек были ранены.
Всего за 6 минут эсминец отдал швартовы и вышел из зоны обстрела, но в спешке корабль навалился на пирс и повредил гребной винт. Пластырь на пробоину завести не получилось, прибывающая вода затопила уже центральный артиллерийский пост, а корабельные помпы не справлялись. Носовая часть начала уходить под воду.
Спасти корабль помог стоявший рядом ледокол «Волынец», помпы которого помогли откачать воду. Затем удалось завести пластырь. Ремонт корабля выполнил Балтийский завод.
После ремонта «Стойкий» принял участие в успешной операции по эвакуации гарнизона Ханко. Ленинград к 22 октября оказался уже в блокаде. Но в глубоком тылу финнов успешно держались советские войска на базе Ханко. В новой ситуации связь Ханко с Ленинградом была возможна только по воздуху или по воде. Поддерживать плацдарм возле финской столицы было уже незачем. 23 октября Ставка ВГК приняла решение об оставлении Ханко и острова Осмуссар. Операция была крайне сложной. В воздухе господствовала немецкая авиация, Финский залив был забит минами, а финские береговые батареи (бывшие русские) держали под прицелом прибрежные воды.
30 октября приказом командующего КБФ был сформирован 1–й отряд кораблей для перевозки войск с Ханко. В состав отряда включили минный заградитель «Марти», эсминцы «Стойкий» и «Славный», пять БТЩ и пять катеров малых охотников. Возглавил отряд командующий эскадрой вице–адмирал В.П. Дрозд.
1 ноября в 3-15 корабли вышли в море. Штаб вице–адмирал В.П. Дрозд разместил на эсминце «Стойкий». Переждав день в бухте на о. Гогланд, корабли в темноте направились на запад. В 7-00 отряд в полном составе прибыл на рейд Ханко.
Минзаг «Марти» вошел в гавань и встал под погрузку, а эсминцы встали на рейде и под огнем финской артиллерии принимали войска с катеров и буксиров.
На эсминцы, пять БТЩ и катера МО были приняты 270–й стрелковый полк, военно–морской госпиталь, инвалиды и раненые. «Стойкий» взял около 500 человек.
В 19-43 отряд вышел из Ханко в море. Финны не только активизировали береговые батареи против отряда, но и погасили маяки. На советских кораблях краснофлотцы шестами отталкивали от бортов плавающие мины. В темноте. 3 ноября в 8-00 отряд укрылся на промежуточной стоянке на Гогланде, а вечером продолжил путь в Ленинград.В 4-40 4 ноября началась выгрузка на невском берегу. Участок до Ленинграда корабли шли в сплошном льду толщиной 7–10 см.
Второй отряд (два эсминца и четыре БТЩ) 3 ноября на обратном пути потерял один из эсминцев, одному БТЩ пришлось вернуться на Ханко.
В третий отряд вошли лидер «Ленинград», минный заградитель «Урал», транспорт «Андрей Жданов», эсминец «Стойкий», пять БТЩ и четыре «малых охотника» под командованием контр–адмирала М.З. Москаленко. Свой флаг Москаленко держал на «Стойком». Поход начался в 2-47 9 ноября и проходил по той же схеме, дневная остановка на Гогланде и ночное движение. Несмотря на поступившую информацию синоптиков об изменении погоды кораьли продолжили выполнение операции.
Корабли вышли с Гогланда при 7 балльном шторме и минимальной видимости. Несмотря на включенные кильватерные огни, корабли начали терять друг друга и ориентиры. Через несколько часов флагман приказал отряду вернуться на Гогланд.
Вечером отряд вновь двинулся к Ханко и зашел на минное поле к северу от мыса Юминда. В тралах взорвались три мины, еще одна взорвалась в параване лидера «Ленинград» в 10 метрах от борта. На «Стойком» получили с лидера радиограмму с просьбой о помощи. Отряд растянулся, на тральщиках пытались заменить тралы. До Ханко оставалось 55 миль, от Гогланда ушли на 90 миль. Но Москаленко решил вернуться за лидером и снова отойти на Гогланд.
Дальше все пошло не так. Командир «Ленинграда» решил самостоятельно вернуться в Кронштадт, при этом на мине погиб шедший впереди транспорт «Андрей Жданов».
На Гогланд утром 12 ноября вернулись «Стойкий», «Урал» и два БТЩ. «Стойкий» пришлось отправить в Кронштадт на дозаправку. Операция была сорвана.
К концу ноября на Ханко оставалось около 12 тысяч человек. 25 ноября из Кронштадте вышел отряд кораблей, чтобы забрать всех оставшихся защитников Ханко. В его состав вошли два эсминца, турбоэлектроход «И. Сталин», шесть БТЩ и семь катеров МО. Флагманом отряда под флагом вице–адмирала В.П. Дрозда был «Стойкий».
Техническое состояние эсминца было неудовлетворительно- давно не чищенные котлы были сильно засолены, а биение погнутого правого вала вызывало сильный нагрев дейдвудных подшипников. Подшипник пришлось в итоге менять в море силами экипажа. Справились за 16 минут!
Осенний шторм вновь задержал отряд на Гогланде. Только вечером 29 ноября удалось продолжить поход. На переходе «Стойкий» благополучно прошел мимо 16 плавающих мин. Утром 30 ноября отряд благополучно прибыл на Ханко и начал погрузку гарнизона. «Стойкий» принял около 500 человек.
В сумерках отряд отправился обратно. Этот поход сопровождался трагедиями. На четырех минах подорвался и потерял ход транспорт «И. Сталин». С ним осталась половина отряда ( эсминец «Славный», тральщики Т-205, Т-217, катера МО-106, -210, -307, -407, катер «ЯМБ»), затем Дрозд отослал к транспорту Т-211 и Т-215 и катера МО. На помощь «И. Сталину» шли эсминец «Свирепый» и спасательное судно «Нептун».
«Стойкий» с Т-207, Т-218, двумя «малыми охотниками» и двумя торпедными катерами самым малым шел на восток и был обстрелян 305–мм финской береговой батареей Макилуото. В 13-40 3 декабря он и один тральщик достигли Гогланда, ожидая подхода отставших кораблей. В 21-40 4 декабря отряд во главе со «Стойким» отправился в Кронштадт. С утра 5 декабря корабли встретил и провел во льдах ледокол «Ермак». Отряд вновь был обстрелян финскими батареями. Им ответили пушки форта Красная горка и орудия эсминца («Стойкий» выпустил 68 снарядов).
В 13-10 5 декабря корабль вошел на Большой Кронштадтский рейд. Всего за три похода на Ханко «Стойкий» доставил в Кронштадт 975 человек.
Транспорт «И. Сталин» погиб, из 5200 человек на борту спасти удалось около 2000, остальные погибли или попали в плен к немцам и финнам.
Поставленная перед Балтийским флотом задача была выполнена. Гарнизон Ханко и острова Осмуссар общей численностью в 27 809 бойцов были эвакуированы, из них доставлены в пункт назначения 22 822 человека, потери составили 4 987 человек (17,8 %). В тяжелейших условиях эвакуации было потеряно 20 кораблей и судов (3 эсминца («Суровый», «Сметливый», «Гордый»), 4 тральщика (Т-203 «Патрон», Т-206 «Верп», № 56 «Клюз», № 35 «Менжинский»), 1 сторожевой корабль («Вирсайтис»), 1 гидрографическое судно («Азимут»), 2 транспорта («Алексей Жданов», «Иосиф Сталин»), 2 катера «малый охотник», 1 торпедный катер, 3 вспомогательных катера, 3 буксира). Потери в экипажах составили более 650 человек.
«Стойкий» 9 декабря буксирами завели в ковш Адмиралтейского завода (№ 194) и начали готовить к зимовке и маскировать. Палубу для теплоизоляции засыпали толстым слоем шлака, надстроили тамбуры, а отопление и электричество подвели со стоявшего рядом ледокола «Волынец».
«Стойкий» к этому времени за войну прошел 4055 миль, выставил 280 мин и минных защитников, сбросил 124 глубинные бомбы, выпустил более 1200 снарядов главного калибра, перевез около тысячи бойцов гарнизона Ханко. 4 раза он открывал огонь по вражеским самолетам (выпустил 4 130-мм, 97 76-мм и 73 45-мм снаряда), трижды отражал атаки немецких торпедных катеров.
За успешное выполнение поставленных задач 3 апреля 1942 года эсминец «Стойкий» был удостоен гвардейского звания. Тогда впервые гвардейские звания получили 8 кораблей РККФ, в том числе три на Балтике- «Стойкий», минзаг «Марти» и тральщик Т-205 «Гафель». 13 сентября гвардейский флаг эсминцу вручил командующий флотом вице–адмирал В.Ф. Трибуц.
4 апреля 1942 года, когда немецкая авиация совершила массированный налет (около 200 самолетов, операция «Айсштос», «Ледяной удар») на вмерзшие в лед корабли Краснознаменного Балтийского флота, стоявшие на Неве и ее притоках, зенитчики «Стойкого» сбили немецкий бомбардировщик.
«Они появились с востока. Медленно снижаясь, пронеслись над Невой. За первым десятком из облаков выныривали все новые и новые эскадрильи Ю-88. Такого крупного налета давно уже не было. Вмерзшие в дед корабли не могли маневрировать. Оставалось, отбиваться огнем бортовой артиллерии. А бомбы все сыпались и сыпались».-адмирал Ю. А. Пантелеев
Как только сошел лед, корабли сменили свои позиции, «Стойкий» перешел к набережной Красного Флота. 18 июня буксиры перевели его к Канонерскому острову, в плавучий док для ремонта винтов и очистки подводной части корпуса. После завершения ремонта корабль перешел к причалу фабрики «Канат».
Активная боевая служба «Стойкого» на этом закончилась. До 1944 года он стоял на Неве и Большой Невке, в море не выходил. В мае 1943 года на корабль прибыл новый командир, капитан 3–го ранга Д.Л. Кутай. За 1942 год эсминец трижды открывал огонь, выпустив всего 54 фугасных снаряда, за 1943 год — 6 стрельб (5 учебных и одну боевую) с расходом 94 снаряда. 10 июня 1944 года эсминец обстрелял финские позиции в районах Териоки и Куоккала на Карельском перешейке.
29 января 1943 года вице-адмирал Валентин Петрович Дрозд (3 (16) сентября 1906 — 29 января 1943) погиб во время артиллерийского обстрела на ледовой трассе из Ленинграда в Кронштадт: его автомобиль провалился под лёд, и адмирал утонул.
13 февраля 1943 года в память о погибшем «Стойкий» получил новое имя — «Вице–адмирал Дрозд».
Эсминец «Вице–адмирал Дрозд» с 2 ноября 1951 года по 7 февраля 1956 года прошел капитальный ремонт и модернизацию. 6 февраля 1960 года эсминец был выведен из боевого состава и переоборудован в судно–цель «ЦЛ–54». 2 июля 1961 года на стоянке на бочке у мыса Таран корабль затонул во время шторма.
Имя гвардейского эсминца наследовал большой противолодочный корабль (ракетный крейсер с 1977 года) проекта 1134. БПК «Вице-адмирал Дрозд», вошел в состав ВМФ СССР 16 июня 1965 года. 1 июля 1990 года корабль был разоружен, исключён из состава ВМФ, расформирован 1 октября того же года.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам