Настал очередной судьбоносный момент в судьбах мира. Король умер,да здравствует королева! На престол бывшей Британской империи настало время заступить Елизавете II . После положенной паузы на траур и приготовления,на королевском рейде в Спитхэде снова грандиозный морской парад-Коронационное ревю 1953 года. Умер Георг VI, умер Иосиф Сталин. Начиналась Новая Эпоха.Совершенно случайно,как всегда,отмеченная грандиозным морским парадом на рейде Спитхэда.
17 июня 1953. Королева Елизавета II и Принц Филипп, Герцог Эдинбургский , королева-мать ,принцесса Маргарет на борту H.M.S. Surprise заняли места на салютной площадке. Фрегат проходит мимо строя боевых кораблей.Слева его сопровождает тральщик "Welcome" .
Парад открывали яхта "Patricia" и линкор H.M.S. Vanguard.На H.M.S. Vanguard оркестр играл гимн,матросы снимали бескозырки и троекратно приветствовали королеву. Корабли же салютовали королеве салютом наций из 21 залпа.
Британский флот- авианосцы H.M.S. Eagle "Indomitable" , "Indefatigable" , ,крейсера "Devonshire", "Sheffield", "Swifture", "Gambia", "Glasgow", "Dido" ,плавбаза "Maidstone", фрегаты"Brochlesby" , "Orwell" , "Termagent", "Tyrian","Tenacious" ,эсминцы "St, Kitts' "Barfleur", "Crossbow", "Scorpion" , минный заградитель "Manxman" , подводные лодки класса "A" .
Иностранные корабли -американский "Baltimore" ,французский "Montcalm" , итальянский учебный корабль "Amerigo Vespucci" ,советский крейсер "Свердлов",испанский крейсер SPS Miguel de Cervantes ,шведский крейсер "Tre Krunur" и т.д. .
В небе над Спитхэдом- группа вертолетов и реактивные истребители "Вампир".
Ночью около 300 кораблей,стоящих на рейде ,освещаются иллюминацией,ночное небо расцвечивают салюты и фейерверки.
Впечатление? Империя уже не торт....Где десятки линкоров и сотни крейсеров-эсминцев, где ряды кораблей ,уходящие за горизонт? Тральщики,Карл,малые патрульные катера!!!! Где ж ты,старая,добрая "владычица морей"?
Но на востоке уже появился новый океанский флот....
Советскому флоту приглашение принять участие в Коронационном ревю поступило в начале 1953. Представлять СССР доверили новейшему крейсеру "Свердлов" проекта «68-бис» под командованием капитана 1 ранга О.И. Рудакова ,с апреля начались тренировки.Благодаря счастливому совпадению Олимпий Иванович Рудаков имел опыт парада в Спитхэде-в 1937 на линкоре "Марат".
«Перед походом британцы прислали в Балтийск, где базировался «Свердлов», своего фотографа, который как будто бы должен был сделать репортаж о крейсере для иллюстрированного журнала. Фотокорреспондент оказался весьма ловким парнем. Снимая матросов на палубе, он нацеливал объектив так, что в кадр попадали рейд, причалы, строения и другие важные объекты базы. Контрразведчики сразу поняли, что имеют дело не с простым журналистом. Фотографа пригласили на банкет, где поили водкой, пока тот не свалился под стол. Отснятые пленки засветили, а утром британцу сказали: что же ты, друг, так напился, что все фотопленки себе засветил. А неофициально добавили: извини, ты хороший мужик, но мы из-за тебя получили выговор — теперь снимать будешь только то, что мы разрешим».
Это была первая детективная история за время визита.Второй раз западных разведчиков "Свердлов" озадачил по пути в Портсмут",выйдя за пределы форватера в проливе Бельт" и филигранно проскочив 4-х метровую отмель. * Долго думал о прорыве советского флота через Датские проливы...
Третий сюрприз капитан Рудаков преподнес уже в Портсмуте. Из-за сильного шторма «Свердлов» опаздывал и на полном ходу буквально влетел на рейд на скорости 32 узла. При этом от помощи лоцмана русские гордо отказались. Однако предусмотренного протоколом сигнального буя с флагом СССР на ожидаемом месте стоянки не оказалось(извинения английской стороной конечно были принесены-но позже).
Капитан лично руководил швартовкой. «Олимпий Рудаков не отдавал приказов и не смотрел на карту», — восторженно описывала происходившее газета «Спитхед Ревю». — Он стоял, заложив руки за спину, и, глядя прямо перед собой, ни разу не оглянувшись, манипулировал рычагами, управлявшими судном».
Из-за сильных приливов и отливов постановка на якорь в Портсмуте производится способом фертоинг, при котором судно в любом положении при разворачивании находится между якорями, изрядное количество времени и сил было потрачено на отработку швартовки.
Традиционно,швартовка кораблей на парад привлекает множество зевак и различных флотских специалистов. Любимое развлечение-засекать время постановки на фертоинг. Маневр это сложный,в 1937 например аргентинский линкор "Морено" так и не смог его выполнить,проболтавшись все ревю на одном якоре.Норматив британского флота-45 минут (по др. данным 1 час 20 минут). Из 265 кораблей 21 страны-участницы парада ни один не уложился в норматив. Американский крейсер встал на якорь за два часа, французский — за четыре, а завершения постановки шведского наблюдатели даже не зафиксировали. Рудаков встал на фертоинг за 12 минут!
Фото Рудакова оказалось на обложках всех британских газет. (скорее всего это преувеличение).
Часть четвертая,парадная.Парад 17 июня крейсер встретил во всей красе .На мачте-советский и британский флаги. Моряки,построенные на палубе встречают королеву мощным троекратным "ура",а вместо положенного салюта наций,крейсер-согласно легенде-дает аж три!
Часть пятая,романтическая. После парада командиров кораблей собрали на линкоре "Вэнгард" для вручения памятных медалей в честь коронации.По протоколу порядок награждения определялся званиями приглашенных. Согласно легенде первым награду получил,опередив американского и французского адмиралов, советский капитан 1-го ранга.Говорят ,что Олимпий Иванович выделялся среди коллег ростом и атлетическим сложением( в курсантские времена он был натурщиком для скульптуры Матвея Манизера «Сигнальщик», по сей день украшающей станцию метро «Площадь Революции» ).Капитан же ,пользуясь случаем,вручил королеве подарок правительства СССР — мантию из меха горностая.
Далее,опять же в соответствии с легендой,после приглашения на вальс,Елизавета познакомила капитана с принцессой Маргарет.
На следующий после бала день к «Свердлову» подъехал автомобиль с подарком принцессы — букетами цветов, а вскоре Маргарет лично посетила советский крейсер, чтобы передать капитану письменное приглашение королевы в десятидневное турне по замкам Англии. Но путешествие по замкам не состоялось: от командования Рудаков получил разрешение задержаться лишь на два дня. Существует легенда, что во время одного из визитов В. В. Путина в Великобританию Елизавета II поинтересовалась у него судьбой русского моряка, с которым судьба свела ее полвека назад…
Часть шестая,народно-дипломатическая.Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно привлекал большое внимание населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе. Советское посольство в Лондоне сочло, что для создания благоприятного впечатления у британцев команда «Свердлова» за неделю сделала больше, чем профессиональные дипломаты — за годы труда.
Часть седьмая, если не догнать-то согреться. Своеобразная дуэль между советским крейсером "Свердлов" и шведским "Тре Крунур". Первый раунд безоговорочно остался за нашими-фертоинг они исполнили за 12 минут,в то время как получилось ли это у шведов вообще,история не зафиксировала. Шведы отыгрались во время возвращения кораблей на родину. "Тре Крунур" настолько быстро растворился за горизонтом,что попытки "Свердлова" нагнать наглого шведа успехом не увенчались.
После триумфального возвращения в Балтийск «Свердлову» была организована торжественная встреча. Членов экипажа награждал лично министр обороны СССР Н. А. Булганин: О. И. Рудаков получил орден Боевого Красного Знамени и звание контр-адмирала. Участники похода были награждены специально учрежденным памятным знаком "За поход в Англию,1953".
Естественно,за кулисами триумфального похода была длительная и тщательная работа командира корабля,экипажа,командования и всех привлеченных служб. Булганин лично инструктировал капитана после выбора "Свердлова" для похода,за сутки до выхода крейсера из Балтийска ,на корабль прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н.Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу, он заявил: «Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!» . «На крейсере по несколько раз был проверен каждый механизм и прибор. За десять дней до выхода были получены пособия, лоции и иностранные карты района плавания, а специально созданная комиссия проверила и дала свое заключение о готовности личного состава корабля к походу. Кроме того, экипаж «доукомплектовали» флотскими артистами из ансамбля песни и пляски, а также спортсменами — чтобы за границей показать способности «простых» советских моряков. Знакомый со спецификой Спитхэда Рудаков добился многочисленными тренировками филигранного исполнения фертоинга.
Поход 1953 сделал "Свердлов" наверно самым знаменитым советским кораблем в Европе. И это дало завязку для еще одной интересной истории...
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам