МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕМ АВТОМОБИЛЯ
Что такое вообще техническое обслуживание? Это комплекс работ по уходу и поддержанию всех систем автомобиля в нормальном рабочем состоянии, своевременное и правильное выполнение которых может значительно увеличить срок службы автомобиля.
Внимание
Неправильное или неполное проведение технического обслуживания может привести к возникновению неисправностей.
Примечание
В данном разделе даны указания по выполнению только наиболее простых операций по техническому обслуживанию.
Примечание
Уважаемые автомастера-самоучки! Помните, что пока ваш автомобиль находится на гарантийном обслуживании в авторизованном сервис-центре, самостоятельное проведение определенных работ может лишить вас гарантии.
Внимание
Выполнение определенных работ по обслуживанию может привести к получению травм, если недостаточный багаж знаний и опыта, подкрепленный излишней самоуверенностью, перевесит на весах здравого смысла страх и инстинкт самосохранения.
Внимание
Выполнение работ под капотом при работающем двигателе может представлять опасность для здоровья. Опасность усиливается, если на вас надеты ювелирные изделия или свободная одежда. Они могут попасть в движущиеся детали и стать причиной травм. Таким образом, если вам необходимо держать двигатель включенным при выполнении работ под капотом, убедитесь, что вы сняли все ювелирные изделия (особенно кольца, браслеты, часы и ожерелья), а также галстук, шарф и аналогичные элементы одежды, прежде чем приближаться к работающему двигателю или вентиляторам охлаждения.
ПЕРАЦИИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНЯТЬ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЯ В НОРМАЛЬНОМ РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ
ПРИ ЗАПРАВКЕ АВТОМОБИЛЯ ТОПЛИВОМ:
- Проверьте уровень моторного масла
- Проверьте уровень охлаждающей жидкости в бачке
- Проверьте уровень жидкости в бачке омывателя ветрового стекла
- Убедитесь, что все шины накачаны до нормального давления
- Проверьте радиатор системы охлаждения двигателя и радиатор системы кондиционирования воздуха. Убедитесь, что они не имеют чрезмерной загрязненности, не забиты листьями, насекомыми и т. д.
Внимание
Соблюдайте осторожность, проверяя уровень охлаждающей жидкости при горячем двигателе. Горячая охлаждающая жидкость и пар, выходящие под давлением из бачка, могут стать причиной ожога или другой травмы.
В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ
- Отмечайте все изменения в звуке выхлопа, а также появление запаха выхлопных газов в салоне.
- Следите за вибрацией рулевого колеса. Обращайте внимание на возрастание усилия, требуемого для поворота рулевого колеса, появление люфта в рулевом колесе, изменение его нейтрального положения.
- Обращайте внимание, не происходит ли постоянного небольшого «увода» автомобиля в одну сторону при движении по гладкой ровной дороге.
- Во время торможения прислушивайтесь к работе систем автомобиля, отмечайте появление необычных звуков, смещение в одну сторону, увеличение хода педали тормоза или возрастание усилия при ее нажатии.
- В случае ошибочного выбора передачи или каких-либо изменений в работе коробки передач проверьте уровень трансмиссионной жидкости.
- Проверьте работу механической коробки передач, включая работу сцепления.
- Проверьте работу автоматической коробки передач в режиме «P» (парковка).
- Проверьте работу стояночного тормоза.
- Убедитесь в отсутствии следов утечек жидкостей под днищем автомобиля (вода, капающая из системы кондиционирования воздуха в процессе работы или после выключения, не является признаком неисправности).
НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В МЕСЯЦ
- Проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
- Проверьте работу всех внешних осветительных приборов, включая стоп-сигналы, указатели поворота и лампы аварийной сигнализации.
- Проверьте давление воздуха во всех шинах, включая запасное колесо.
НЕ РЕЖЕ ДВУХ РАЗ В ГОД (т. е. каждую весну и осень)
- Проверьте гибкие шланги радиатора, отопителя и кондиционера на предмет отсутствия утечек и повреждений.
- Проверьте работу омывателя и очистителя ветрового стекла. Очистите щетки стеклоочистителя куском чистой ткани, смоченной промывочной жидкостью.
- Проверьте регулировку фар.
- Проверьте глушитель, трубы выпуска отработавших газов, кожухи и хомуты.
- Убедитесь в отсутствии износа и правильном функционировании поясно-плечевых ремней безопасности.
- Убедитесь в отсутствии износа шин и нормальной затяжке гаек крепления колес.
НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗ В ГОД:
- Прочистите дренажные отверстия в кузове и дверях автомобиля.
- Смажьте петли и ограничители открытия дверей, а также петли капота.
- Смажьте замки и защелки дверей и капота.
- Смажьте резиновые уплотнители дверей.
- Перед началом теплого времени года проверьте систему кондиционирования воздуха.
- Проверьте уровень жидкости усилителя рулевого управления.
- Проверьте состояние и смажьте механические элементы управления автоматической коробки передач.
- Очистите аккумуляторную батарею и ее клеммы.
- Проверьте уровень тормозной жидкости.
- ПРОСТЕЙШИЕ ОПЕРАЦИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЯ
ПРОВЕРКА УРОВНЯ МОТОРНОГО МАСЛА
1. Убедитесь, что автомобиль установлен на горизонтальной поверхности.
2. Запустите двигатель и дайте ему прогреться до нормальной рабочей температуры.
3. Выключите двигатель и подождите несколько минут (около 5), чтобы дать маслу возможность стечь в поддон картера.
4. Извлеките щуп, вытрите начисто и повторно вставьте до упора.
Внимание
Проявляйте максимальную осторожность во избежание прикосновения к патрубку радиатора во время доливки масла или проверки уровня масла в двигателе, поскольку он может быть нагрет до температуры, способной вызвать ожог.
5. Повторно извлеките щуп и проверьте уровень — он должен быть между отметками «F» (полный) и «L» (низкий).
Также возможны метки «MIN» и «MAX»
- Внимание
Не заливайте избыточное количество моторного масла, поскольку это может привести к вспениванию масла и резкому падению его давления в системе и, как следствие, к выходу из строя двигателя.
Если он находится близко к метке «L» («MIN»), долейте такое количество масла, чтобы уровень поднялся до метки «F» («MAX»). Не заливайте избыточное количество масла. Для предотвращения проливания масла на элементы двигателя используйте воронку.
ПРОВЕРКА УРОВНЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
- Не следует открывать крышку радиатора при работающем или горячем двигателе. Это может привести к повреждению системы охлаждения и двигателя, а также может стать причиной тяжелых травм в результате выброса горячей охлаждающей жидкости или пара.
- Выключите двигатель и дождитесь, пока он остынет. Снимая крышку радиатора, проявляйте особую осторожность: оберните крышку толстой тканью и медленно проверните ее против часовой стрелки до первого упора. Отойдите в сторону, пока будет происходить стравливание давления в системе охлаждения. Убедившись, что давление сброшено, нажмите на крышку радиатора, используя толстую ткань, и, продолжая вращение против часовой стрелки, снимите крышку.
- Даже если двигатель выключен, не снимайте крышку радиатора или сливную пробку, пока двигатель и радиатор не остынут. До этого момента горячая охлаждающая жидкость и пар, выходящие под давлением, могут привести к серьезной травме.
Внимание
На работу электродвигателя (вентилятора охлаждения) влияют температура и давление охлаждающей жидкости двигателя и скорость автомобиля. Иногда он может работать даже тогда, когда двигатель заглушен. Нужно соблюдать предельную осторожность при работе вблизи вращающихся лопастей вентилятора во избежание травм. При снижении температуры охлаждающей жидкости электродвигатель автоматически отключается. Это нормальное явление.
Проверьте состояние всех шлангов систем охлаждения и обогрева, а также их соединения. Замените все изношенные или имеющие вздутия шланги.
Охлаждающая жидкость должна быть залита до уровня между отметками F (полный) и L (низкий), нанесенными на боку расширительного бачка системы охлаждения.
Если уровень низкий, долейте достаточное количество рекомендуемой охлаждающей жидкости, чтобы обеспечить защиту от замерзания и коррозии. Доведите уровень до метки «F», но не заливайте избыточное количество жидкости.
ПРОВЕРКА УРОВНЯ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ
Периодически проверяйте уровень тормозной жидкости в расширительном бачке. Уровень должен находиться между отметками «MIN» (минимум) и «MAX» (максимум), нанесенными на боку расширительного бачка главного тормозного цилиндра. Перед снятием крышки бачка и доливкой тормозной жидкости тщательно очистите поверхность вокруг крышки бачка во избежание загрязнения тормозной жидкости.
По мере увеличения пробега уровень тормозной жидкости будет снижаться. Это связано с состоянием накладок тормозных колодок и не является признаком неисправности.
Внимание
В случае если требуется часто доливать тормозную жидкость, автомобиль должен быть проверен на СТО.
Внимание
Необходимо осторожно обращаться с тормозной жидкостью при ее замене или доливке. Не допускайте попадания тормозной жидкости в глаза. При попадании тормозной жидкости в глаза, немедленно промойте их большим количеством проточной водопроводной воды. После этого необходимо как можно скорее провести медицинское обследование глаз.
ГРАФИК ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ
- Практически в каждой книге по эксплуатации автомобиля, а также в книге по ремонту какого-либо автомобиля, приведены данные по плановым техническим обслуживаниям (ТО) машины в зависимости от пробега автомобиля. Еще эти данные называют графиком технического обслуживания. Каждый такой график содержит описание необходимых операций по обслуживанию в зависимости от пробега. Каждое последующее обслуживание может иметь свое обозначение, например, ТО-0 (нулевое), ТО-1, ТО-2, ТО-3. И, в зависимости от производителя, каждое ТО выполняется через определенные периоды. Например, ТО-1 — при пробеге 5000 км, ТО-2 — при пробеге 10 000 км и так далее.
Внимание
Очень важно соблюдать периодичность ТО , так как это напрямую влияет на техническое состояние автомобиля и, как следствие, на безопасность передвижения.