Борис Петрович Васильев
В одну из лётных смен собрались мы лететь нашим полком (30 одрап на Ту-16) на Каспий. А в этот день сборная СССР по футболу играла со сборной Бразилии. Лететь, естественно, не хотелось! К тому же в экипаже, кроме штурмана Булавкина, все были футболисты. Взлетали с одноминутным интервалом. Впереди нас взлетал экипаж Бульдина. Выруливает он на исполнительный, выводит обороты и докладывает: – Я такой-то, отказ топливной автоматики.
Руководитель полётов (РП): – По полосе на стоянку.
Наш второй штурман как заорёт: – Ну, повезло!
В этот момент командир корабля, если б мог дотянуться до него, наверное, убил бы. Единственное, что он сказал: – Прекратить все посторонние разговоры. Выруливаем на исполнительный, докладываем о готовности и взлетаем.
Только набрали метров 500–600 – и вдруг такой удар, как будто в стену воткнулись. Командир корабля сразу определил – помпаж левого двигателя, а у нас левая подвеска в 2,5 тонны, а на правой плоскости компенсация 1,5 тонны. Командир корабля включает правому двигателю ЧР (чрезвычайный режим) и докладывает РП. Тот даёт команду набрать высоту 1000 метров над точкой. Второй штурман опять:
– Ну, повезло!
Командир корабля тут уж рассвирепел: – Идиот! Ты ещё не представляешь, что это такое и чем это обернётся!
Сделали пару кругов над аэродромом. РП даёт команду сливать топливо. Как назло, в таких случаях без казуса не обходится.
При сливе топлива из плоскостей выходят такие телескопические трубы, и при этом они выдавливают заглушки, и топливо самотёком выливается из баков через эти трубы. Так вот, у нас на правой плоскости эта труба выбила эту заглушку, а на левой нет. И топливо выливается через всякие щели, то есть очень медленно.
Через полчаса лётчики уже держать самолёт из-за крена не могут! РП даёт команду садиться, предварительно сбросив ракету на невзрыв на грунтовую ВПП.
Сели, правда, нормально, с ноги на ногу попрыгали немного.
Зарулили…
Двигатель ещё не успел остановиться, второго штурмана уже не было на рабочем месте. Картина маслом. Бежит один человек, за ним второй со шлемофоном и кричит:
– Убью!!!