Найти в Дзене
Блог КУМОНомамы

Деление трехзначного на двузначное в уме - Легко и не страшно

Оглавление

Когда видишь деление больших чисел вроде 598 : 34 - так и хочется испугаться, сложить лапки и поделить на калькуляторе. Ну или хотя бы столбиком.

На самом деле делить такие числа в уме очень просто, и вполне под силу ребенку, который освоил внетабличное умножение и деление двузначного на однозначное.

Рассмотрим два основных случая, а потом покажу совсем быстрые, но редко встречающиеся, случаи.

Случай 1. Почти табличное

Возьмем пример 564 : 86

Представим себе, что вместо разряда единиц у нас нули: 560 : 80

-2
Можно даже представлять себе 56 : 8, но в этом случае есть риск, что ребенок забудет при расчетах нолик.

Такое деление мы делаем подбором. Прикидываем, какое число нам подойдет в качестве ответа.

Ближе всего будет ответ 7, т.к. 7 * 80=560

-3

С него и начинайте проверку подбора.

Вам, пожалуй, сразу захочется объяснить ребенку, что ответ 7 будет гарантированный "перебор", потому что получившееся число слишком близко к нашему делимому, а в единицах делимого и делителя еще есть числа.
Однако есть риск, что это объяснение запутает ребенка и заставит делать "лишнюю" проверку.
Так что лучше отставьте это объяснение до того момента, когда вся тема будет хорошо отработана. Возможно, ребенок и сам догадается.

Итак, проверяем стандартным внетабличным умножением: 86 * 7 = 602

-4

Явный перебор. Пробуем следующее число после 7. 86 * 6 = 516

-5

516 меньше, чем наше делимое (564), разница даже на глазок небольшая, и это явно - ближайший "не-перебор".

Значит, мы смело считать ответом 6.

Теперь нужно только посчитать остаток: 564 - 516 = 48.

-6

Дополнительно проверим, что остаток меньше, чем делитель. В нашем случае остаток 48 меньше нашего делителя 86. Значит, пример решен правильно.

-7

Запишем ответ полностью.

А теперь посмотрим на случай посложнее.

Случай 2. Посложнее

Возьмем пример 985 : 19.

-8

Начнем делать подбор и сразу же прикинем, что 19:10 будет всего 190. Этого явно не хватит, чтобы получить нужные нам 900 с лишним.

-9

Попробуем подобрать более-менее подходящий ответ, двигаясь десятками:

  • 19*20 = 380
  • 19*30 = 570
  • .19*40 = 760
  • 19*50 = 950
-10

Последний вариант уже очень близко, но вдруг есть еще более подходящий вариант?

Проверим на всякий случай 19*6 = 1140. Перебор.

Значит в ответе точно будет больше 50, но меньше 60.

Таким образом, для нашего делимого 985 у нас уже есть приблизительный ответ "50 с чем-то".

Начнем перебирать разряд единиц.

19*51 = 950 + 19 = 969

19*52 = 950 + 38 = 988 СТОП. Перебор - ведь наше делимое 985.

-11

Мы нашли ответ - это 51.

Осталось посчитать остаток. 985 - 969 = 16.

Наш остаток меньше делителя, так что теперь пример решен, можно смело записывать ответ.

-12

А теперь посмотрим на две очень простых ситуации деления трехзначного на двузначное, когда ответ можно получить буквально за секунду.

3. Две очень простых ситуации

Посмотрим на пример 124 : 79.

Сразу прикинем, что 79 "помещается" в 124х всего 1 раз и не более.

-13

Ответ готов - это 1.

Осталось посчитать остаток. 124 - 79 = 45. Запишем его.

-14

Если между делимым и делителем маленькая разница - можно сразу попробовать ответ 1 и только проверить, чтобы остаток не превышал делитель.

Теперь посмотрим на пример 912 : 89.

Прикинем, что, если умножить 89 на 10, получится 890 - значение, очень близкое к нашему делимому (остаток даже на глазок явно получается меньше, чем 89).

Ответ готов - это 10.

-15

Осталось посчитать остаток. 812 - 790 = 22.

Запишем его.

-16

Закройте в делимом разряд единиц. Если между получившимся числом и делителем маленькая разница - ответ наверняка будет 10. Надо только проверить, что остаток не превышает делитель.

***

Не буду говорить, что деление трехзначного на двузначное - это легкотня. Конечно же, это не просто. И обязательно требует отличных навыков внетабличного умножения и деления - без этого никуда.

Поначалу ребенку будет много думать и даже делать промежуточные расчеты (внетабличное умножение) на бумаге.

Ничего страшного, только избегайте в промежуточных расчетах умножения в столбик - это снижает эффективность тренировки.

Постепенно, когда ребенок перерешает много подобных примеров, вы увидите, насколько быстро он считает и дает ответы в уме.

А этот навык, безусловно, даст ребенку фору на уроках математики.

Успехов вашим детям!

________________________________________________________

Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON читайте по ссылке https://kumon-deti.com .

Мой инстаграм http://instagram.com/kumon.deti