Найти в Дзене

Про диаграммы, спагетти и диаграммы спагетти

Пример диаграммы спагетти на рабочем месте разборки вагонной тележки
Пример диаграммы спагетти на рабочем месте разборки вагонной тележки

Сегодня расскажу про такой интересный инструмент бережливого производства, как Диаграмма спагетти. Оригинальное название объясняется вполне банально - диаграмма чаще всего похожа на спагетти :). Строго говоря это и не диаграмма, а схема рабочего места с трекингом перемещений персонала. Инструмент помогает оптимизировать расстановку оборудования, скорректировать процессы, сократить непроизводительные перемещения, что в итоге, как максимум увеличит производительность, как минимум облегчит труд персонала.

В 2012 году я начинала свое обучение инструментам бережливого производства на стажировке на вагоноремонтном заводе в Москве вместе с нашим директором производства. Диаграмму спагетти отрабатывали на рабочем месте разборки вагонной тележки (рама и две колесные пары). Наша задача была в том, чтобы, как говорят японцы, "стоять в кругу" и фиксировать все перемещения рабочего, а потом предложить улучшения процесса.

Стояли и фиксировали часа 4. Жутко утомительное занятие, скажу я вам. Зафиксируешь перемещение и ждешь пока он очередную шпильку выковыряет. Хорошо если 5 секунд, а если приржавела, то и 5 минут. Одна из них застряла на все 20 минут. Так и хотелось взять кувалду побольше и ринуться в бой.

Процесс полностью ручной. В колесной паре 4 или 5 видов крепежа. Для каждого крепежа использовался свой стандартный инструмент и всевозможные кувалды, на случай если крепеж приржавел. Все рабочее место это тележка на рельсах и большая тряпка (не могу подобрать более подходящее слово), на которой разложен инструмент.

Мы сделали план рабочего места, отметили точки между которыми перемещается рабочий, стали фиксировать перемещения и через некоторое время стало понятно, что план надо было делать крупнее, потому что линий выходит много и в итоге план превращается в рисунок клубка ниток и невозможно посчитать перемещения. Рекомендую сразу делать крупно.

Рабочий организовывал свою работу на первый взгляд вполне логично: сначала брал инструмент для удаления одного вида крепежа и покругу удалял его со всех четырех колес внутри и снаружи тележки. Когда крепеж не поддавался, шел к инсталляции "Инструмент на тряпке" и брал что-то помощнее. Затем та же процедура с остальными видами крепежа. В итоге мы насчитали более 600 м ходьбы, хотя периметр тележки около 12м.

Наше предложение заключалось в следующем: сделать или купить тележку для инструмента и изменить порядок работы: сначала удалить все крепежи в одной точке и потом уже перемещаться к следующей точке. По нашим расчетам время разборки тележки можно было сократить на 15-20%.

Тут было бы круто написать результат реализации нашего предложения, но стажировка длилась всего несколько дней и мы не успели застать изменения. Хотя я сильно сомневаюсь, что что-то было реализовано, по крайней мере в тот год. Хотя на предприятии и была объявлена программа внедрения бережливого производства, но условия труда были плачевные: лампочек в цеху горело процентов 30, запах туалета было слышно издалека, а в самом туалете резало глаза. Сложно ждать от людей свершений, когда относишься к ним, как к рабам.