Если бы существовала премия имени Остапа Бендера, я бы присудила ее тому, кто придумал потребительский кредит. А еще рекламщикам, которые популяризируют этот вид… так и хочется сказать мошенничества! И хотя Бендер знал около 400 сравнительно честных способов изъятия денег у населения, а изобретатели данного продукта только его, зато какой это продукт?! Просто чудо!
Однако это таки изъятие денег, а не щедрая помощь, как это пытаются выставить рекламщики.
Схема отъема денег у населения на пальцах.
Как это работает?
Есть вы со своим кошельком, и есть ваша мечта – смартфон, самокат или модная куртка. Словом, предполагаемая покупка. Лучшее решение для вас – накопить и купить. Лучшее решение для банков - вклиниться между вашим кошельком и вашей мечтой и отщипнуть потихоньку часть ваших денег. В трезвом уме и твердой памяти на это бы вряд ли кто согласится… Вывод: вас надо убедить, что без банка никак.
И тут на помощь приходит реклама. Ее задача, ежедневно вбивать в наше сознание: «Зачем ждать?», «Живи сейчас!», «Живи моментом!», «Ни в чем себе не отказывай!» Зачем копить, если у этой проблемы есть современное и доступное решение?
Итог: молодежь уже воспринимает кредит, как нечто нормальное, практичное и крайне необходимое.
Общаясь с молодыми людьми 15-20 лет, я нечаянно выяснила, что фраза «жить по средствам» вызывает у них легкое отвращение. Они считают, что это удел лохов и неудачников. Их сознание не просто обработано. Оно отшкурено и залакировано самым подходящим для банков способом. Это готовые потребители потребительского кредита, простите великодушно. Они будут поглощать его так же легко, как поглощают вредные снеки и напитки.
Что объединяет Олю Бузову и Константина Хабенского?
Сейчас на ТВ активно крутят рекламу карты «Халва». Для разных групп потенциальных клиентов предусмотрены разные ролики и герои. Например, для импульсивных дурочек-транжир есть Оля Бузова, которая тоже хочет все и сразу, но платить не хочет.
Для стремящихся к независимости красавиц с шлейфом поклонников - Полина Гагарина, которой не безразлично, кто за нее платит. А для деловых девушек, привыкших не тратить «в страстном порыве», все просчитывать и не переплачивать, Виктория Исакова.
Хабенский с Безруковым работают на мужчин и бьют в одну точку: здесь все честно! Настоящие мужчины отвечают за свои слова. Если они сказали, что вернут процент, значит точно вернут!. А сколько подводных камней ждет на этом пути – остается за кадром.
Бомба в праздничной упаковке.
Впрочем, эту реклама можно даже назвать ненавязчивой. А вот когда перед самым Новым годом тебе со всех сторон твердят: «Возьми кредит! Порадуй близких!» - это уже удар ниже пояса. Ведь бьют в этом случае по естественному чувству любви и привязанности людей друг к другу.
Истории из жизни №1
Мой бывший студент женат, имеет ребенка. За время пандемии ему пришлось уйти с хорошей работы и потерять в зарплате практически вдвое. А порадовать любимую и сына хотелось. Перед новым 2021 годом он взял кредит и накупил подарков. А позже выяснилось, что жена тоже любит его очень сильно! И тоже взяла кредит, чтобы порадовать. Теперь вся сумма повисла на шее бедного парня. Жена работу потеряла окончательно, а он не гнушается никакими способами подработки. Даже сторожит что-то по ночам.
Не знаю, сколько он так протянет. Но силы парня на пределе.
История вторая.
У моей подруги есть сын. Ему 17, и подруга растит его одна. Алиментов практически не видит. Месяц назад заметила у него новый смартфон. Позже выяснилось, что мальчик купил его в кредит. И теперь ей придется этот кредит оплачивать. Когда она спросила сына, почему не попросил у нее, парень ответил: «У тебя нет таких денег». Что теперь маме придется отдать еще больше, он просто не подумал. В телевизоре об этом ни слова!
Вообще, я бы обязала рекламщиков делать приписку: «Покупая товар в кредит, вы можете заплатить за него в 1,5- 2 раза больше!» На сигаретах и лекарствах предостережение есть. Кредиты ничем не лучше.