Всем Добрый день! В этой статье мы поделимся с вами наработанной за долгие годы информацией о практике возврата автомобилей с пробегом в автосалон, а также постараемся ответить на максимальное количество вопросов, которые вы можете задать в комментариях! К сожалению, многие юристы, даже имея многолетнюю практику, заранее выбрав неверную тактику, либо, не имея должной квалификации и смекалки проигрывают автосалонам в суде, после чего спешат обвинять своих клиентов, в том, что они сами виноваты, что подписали невыгодный договор, с юридическими уловками. При правильном подходе подобной ситуации можно избежать. Именно для того, чтобы вы примерно понимали, что нужно делать, если вы или ваши близкие купили в автосалоне неисправный автомобиль и могли во многом опираться на свое мнение в спорных ситуациях мы подготовили подробный материал. Уверенны, что ничего подобного на просторах интернета вы не найдете. Итак поехали!
Процесс возврата автомобиля с пробегом в автосалон не такой простой, как может показаться на первый взгляд, однако, если дилерский центр ввел вас в заблуждение, при продаже б/у авто, относительно его состояния, обязательно требуйте от руководства устранения недостатков, обмена или возвращайте автомобиль, в зависимости от конкретной ситуации. Мы ни в коем случае не призываем душить автосалоны и придираться по всяким мелочам, но, если вы после выдачи машины, в разумный срок обнаружили недостатки (15 дней с момента покупки), устранение которых потребует от вас существенных материальных и временных затрат, не стесняйтесь заявить о своих правах. Как официальные, так и неофициальные дилеры очень не любят подобные обращения и зачастую пытаются всячески уклониться от обязанностей, вмененных им законодательством. У них много отработанных уловок и отговорок. В этой статье мы постараемся максимально показать вам все подводные камни процедуры возврата авто, однако нужно помнить, что каждый случай индивидуален, и вам придется отталкиваться от конкретных обстоятельств вашей сделки. Дилеры хоть обычно и стараются не доводить дело до суда, однако зачастую упираются до последнего, но, если у них не будет получаться оставить сделку по продаже неисправного авто в первоначальном виде, они точно попытаются отделаться минимальными издержками. Каждый, дочитавший эту статью до конца уже будет вооружен необходимыми знаниями и будет иметь, как общее понимание, так и узнает некоторые тонкости процесса возврата неисправной машины.
Раздел I. Как, с точки зрения действующего законодательства, должен, происходить процесс покупки автомобиля на вторичном рынке:
1. Автосалон или иное юридическое лицо, выступающее продавцом, обязано, в соответствии с правилами продажи отдельных видов товаров провести предпродажную подготовку автомобиля. Однако термин «предпродажная подготовка» в данном случае имеет несколько иную трактовку, нежели та, к которой мы привыкли, и здесь подразумевается обязанность продавца по проведению полной проверки машины, перед продажей, с целью донести до покупателя достоверную информацию о ее состоянии.
2. Только всесторонне проверив авто, дилер может выставить его на продажу. Желающие купить бывшую в употреблении машину должны быть проинформированы как о ее общем техническом состоянии, так и о наличии дефектов и неисправностей.
3. Если покупатель принял решение о приобретении автомобиля, то в договор купли-продажи, либо в акт прием-передачи вносятся сведения о наличии дефектов и неисправностей, после чего стороны подписывают эти документы.
Теперь опишем, как зачастую эти процессы выглядят в реальности. У разных салонов по-своему устроены внутренние правила подготовки авто с пробегом к продаже (одни их ремонтируют, другие нет, третьи устраняют только видимые недостатки и так далее). Однако в реальности все происходит несколько иначе:
1. Насколько качественно автосалон проверил автомобиль перед продажей – зависит от того, кто из сотрудников и с каким желанием выполнял диагностику. Здесь отводится большая роль человеческому фактору, также влияет то, насколько качественно выстроены контрольные процессы. В данной ситуации автодилер уязвим, так как, если сотрудники что-то упустили, то вся ответственность ляжет на автосалон и отговорки, типа «как мы можем за всем уследить» законодательно ничего не значат. Также важный фактор – время проведения диагностики. Обычно автосалоны ограничиваются одной входящей проверкой.
К примеру, автомобиль может продаваться и три, и шесть месяцев. За это время его перегоняют с места на место, проводят тест-драйвы с потенциальными покупателями и так далее, в связи с чем могут появиться новые неисправности, о которых менеджер, продающий авто может не знать, так как он будет ориентироваться на исходные данные, а то, что кто-то из сотрудников мог повредить защиту двигателя, поцарапать бампер или сами сломались дворники он, как правило, не знает. Получается, что, внося в договор данные из первоначальной диагностики менеджер прописывает не все дефекты, поэтому покупатель, обнаружив новые неисправности имеет право требовать их устранения, обменять, либо возвратить автомобиль. Поэтому диагностике, с которой вас знакомит дилер при покупке в любом случае нельзя доверять на 100 процентов. Также обратите внимание на дату проведения проверки машины, насколько она далека от даты покупки авто.
2. При заключении договора купли-продажи многие автодилеры, заранее пытаясь избежать обязанностей, которыми их наделяет закон «О защите прав потребителей» указывают в договоре, что в автомобиле неисправно абсолютно всё. Таким образом продавец пытается застраховаться от возможности выявления покупателем неисправностей, в течение 15 дней после покупки. Мы не рекомендуем подписывать и приобретать бывшие в употреблении машины на таких условиях. Заключив подобный договор, вы фактически отказываетесь от права на возврат или ремонт авто за счет продавца, в случае выявления новых дефектов. В суде, конечно, можно попытаться доказать, что состояние машины в договоре не соответствовало реальной картине, однако далеко не в каждой ситуации у вас это получится. Судьи тоже люди и иногда им не хочется лишний раз заморачиваться, тем более при наличии официального документа, подтверждающего полную неисправность авто. Если же вы уверены в автомобиле, либо готовы рискнуть, заранее обрезав себе путь к его возврату, то выбор за вами.
3. Также некоторые автосалоны вносят в договор такие пункты, что вы покупаете автомобиль в состоянии «как есть», и заранее принимаете возможные скрытые недостатки, о которых продавец, якобы, не знал на момент продажи. Так как покупатели не всегда внимательно читают договор, находясь в эйфории от предстоящей покупки, впоследствии, при обращении к дилеру за устранением выявленных неисправностей получают отказ, на основании вышеуказанных пунктов договора. Не обладая специальными юридическими познаниями, многие потребители дальше не куда не обращаются, думая, что сами подписали не выгодный для себя договор, однако в данном случае шансы вернуть неисправный автомобиль есть, так как в соответствии со статьей 16 закона «О защите прав потребителей», пункты, ущемляющие права покупателя являются недействительными, но таковыми их может признать только суд.
4. Почти все договоры купли-продажи авто с пробегом содержат пункт о рассмотрении споров в каком-либо конкретном суде. Так как текст зачастую является типовым, и вы не можете вносить изменения, даже подписав их, и не желая судиться с салоном в указанном в договоре суде, вы можете обратиться в суд по месту своего жительства либо по месту нахождения продавца. Таким образом, проживая в Санкт-Петербурге и купив машину в Москве, по закону, вы можете судиться в Питере. Также имейте в виду, тот факт, что автомобиль является бывшим в употреблении не может свидетельствовать о том, что покупатель, приобретая его, дает согласие на его покупку с любыми недостатками, в том числе не оговоренными продавцом.
Раздел II Порядок действий при выявлении неисправностей б/у авто, рекомендации наших юристов.
1. Если вы приобрели автомобиль с пробегом и в течение 15 дней выявили дефекты, не отраженные в договоре купли-продажи необходимо подготовить претензию, с указанием выявленных неисправностей. Ее можно написать в произвольной форме. В резолютивной части она должна содержать одно из следующих требований: устранение вновь выявленного дефекта, обмен на другой автомобиль, возмещение затрат на ремонт, либо расторжение договора, и, как следствие, возврат автомобиля и денежных средств. Что конкретно требовать – выбор за вами, однако если вас не устраивают условия ремонта или предложенный вариант на обмен, вы не обязаны соглашаться, на условия автосалона и можете просто вернуть авто. Претензию необходимо привезти и вручить под роспись в автосалон, уполномоченному лицу, если же вас начинают кормить завтраками и придумывать всякого рода причины, чтобы не расписываться в получении претензии отправьте ее в автосалон заказным письмом, в этом случае датой обращения будет считаться дата отправки письма.
2. Доставка до места осмотра. Независимо, может ли неисправный автомобиль передвигаться самостоятельно, либо характер поломки не позволяет ему ехать своим ходом, доставка авто на осмотр или ремонт осуществляется силами и за счет продавца. То есть, независимо от расстояния нынешнего местонахождения автомобиля до автосалона его доставку организует и оплачивает продавец. Вы можете, договорившись с дилером привезти автомобиль самостоятельно. В этом случае дилерский центр обязан оплатить вам все расходы, однако мы рекомендуем не верить на слово и взять предоплату с автосалона за возмещение расходов. Если в телефонном режиме, либо в личной беседе договориться не получается направьте дилеру письмо, содержащее сведения о необходимости проверки машины на предмет новых дефектов, с указанием точного адреса местонахождения автомобиля, откуда должна будет производиться его доставка для проверки. Автосалон может уклоняться от вмененной ему законом обязанности – это уже не хороший знак, и, дабы у вас были доказательства, что вы никак не препятствовали автоцентру в проверке неисправного авто, не забудьте также направить соответствующее письмо.
3. Если после вашего обращения к дилеру возникла конфликтная ситуация, либо вы находитесь в другом городе, не пожалейте 5-7 тысяч рублей и сделайте диагностику выявленных неисправностей у официального дилера той же марки, что и купленный автомобиль. Это не будет лишним, так как вы зафиксируете дефекты, да и если дойдет до суда, диагностика будет дополнительным доказательством вышей правоты. Однако запомните, что сервис, проводящий проверку неисправностей, должен быть авторизованным.
4. Закон дает продавцу 10 календарных дней на ответ на вашу претензию. Если автосалон отказался добровольно устранить недостатки, либо вернуть деньги за неисправный авто, а может вообще не направил вам ответ, то остается только обращение в суд. Подготовку искового заявления лучше поручить юристу. К нему прилагаются копии договора, копии документов, подтверждающих факт оплаты за автомобиль, доказательства наличия дефектов (диагностика, фото, видео). Что касается досудебной экспертизы, то делать ее или нет — это на ваш выбор. Цена будет в разы дороже стоимости диагностики, а так как суд не имеет специальных технических познаний он назначит судебную экспертизу, в рамках процесса, в соответствии с ГПК. Суд будет ставить перед экспертом интересующие его вопросы, которые при вашей экспертизе он поставить не мог.
5. Неустойка. И вот мы подошли к самому интересному. Законодательство в части защиты прав потребителей у нас в стране прописано таким образом, чтобы продавцы без оснований не трепали лишний раз нервы покупателям, отказывая в их претензиях по поводу качества товара. Если же в суде вы доказали наличие не отраженных в договоре неисправностей, кстати их существенность практически не имеет значения при продаже машин с пробегом (необязательно, чтобы стучал двигатель, достаточно неисправного кондиционера, дворников, печки и так далее), то в соответствии с законом «О защите прав потребителей» с продавца, в вашу пользу, помимо возврата денег будет взыскана неустойка в размере 1 процента от стоимости автомобиля, за каждый день, начиная с десятого дня от подачи первоначальной претензии и заканчивая датой вынесения судебного решения. Также к этой сумме прилагается 50 процентов штрафа от взысканной неустойки. Например, если вы купили неисправный авто, стоимостью 1 миллион рублей, а на все разбирательство ушло 3 месяца, то за каждый день с продавца будет взыскиваться 10000, плюс 5000 штраф - итого выходит, что помимо миллиона возвращенных денежных средств вы получите за 90 дней еще 1350000 рублей. Однако суд может уменьшить данную сумму, исходя из нюансов сделки и хода самого разбирательства.
Несмотря на столь строгие штрафные санкции многие дилеры и крупные авторетейллеры все равно пытаются обойти установленный порядок, прописав в договоре не соответствующие российским законам пункты, также часто имеет место хамское поведение при рассмотрении претензий и уверенность, что покупатель, особенно иногородний, получив отказ в удовлетворении своих требований не будет ввязываться в судебное разбирательство, либо из-за юридической неграмотности будет считать себя виновным в ситуации, когда ему подсунули неисправную машину. Судебный процесс – действительно дело не быстрое, и из нашей практики его средние сроки составляют от 2 до 6 месяцев, но если вы столкнулись с несправедливым отношением к себе со стороны автосалона и решили до конца защищать свои права, то надеемся данная статья будет для вас полезной. И помните, не стоит боятся высокооплачиваемых юристов крупных компаний, они только с виду модные, грозные и всезнающие, пока разбирательство не дошло до суда и ведется в рамках рассмотрения претензии. Если правда на вашей стороне и вы не пытаетесь необоснованно отсудить у автосалона лишние деньги, то в судах вся их прыть, зачастую пропадает очень быстро, и в большинстве случаев, при грамотных действиях юриста потребитель выигрывает подобные дела.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк! Если возникли вопросы, оставляйте их в комментариях, по возможности постараемся на них ответить.