Существует мнение, что каждого покупателя нужно стараться удержать во что бы то ни стало: даже несмотря на его конфликтность, он все равно клиент, приносящий прибыль. Но есть случаи, когда продолжать чересчур сложные отношения себе дороже и необходимо от них уходить, но делать это нужно грамотно.
Для максимально профессионального прекращения сотрудничества стоит придерживаться следующих принципов:
1. Всегда доводите проект до конца насколько это возможно.
Это один из лучших способов для завершений отношений, не сжигая мостов, если вам интересно, как правильно «уволить» клиента.
Доводите начатый вами проект до конца несмотря ни на что. Прежде чем вы уведомите человека о прекращении сотрудничества, убедитесь, что с вашей стороны вся работа выполнена по всем контрольным пунктам.
Но эта рекомендация совершенно неприменима в случаях оскорбительного поведения, направленного на вас, и при нарушении обязательств по оплате: с вами не рассчитались за проделанную работу, и вы понимаете, что другая сторона не собирается этого делать. Если дела обстоят таким образом, то, конечно, речи о продолжении работы и тем более завершении проекта и быть не может. В таком случае главная задача – постараться взыскать оплату.
Но если вы просто поняли, что дальнейшее сотрудничество, скорее всего, не сложится, доведите проект до завершения и расставайтесь.
2. Убедитесь, что вы соблюдаете условия договора.
Договор призван защищать интересы обеих сторон. Его наличие и соблюдение всех договоренностей юридически обязательны, даже в случае вашего несогласия с этим. Поэтому, если у вас есть документ, прописывающий условия работы и порядок расторжения договора, удостоверьтесь, что вы знакомы с его пунктами и последствиями, и только после этого прекращайте сотрудничество.
Преждевременное расторжение договора может иметь разный исход, поэтому очень внимательно изучите все условия; может быть, для этого вам даже понадобится помощь адвоката.
3. «Дело не в вас, а во мне».
Отказы не любит никто. Еще одно правило для тех, кому хочется узнать, как правильно «уволить» клиента так, чтобы обе стороны остались довольны.
Даже если ваш проблемный клиент – жуткий зануда и сплошная головная боль, не стоит говорить ему об этом. Лучше сказать ему, что ваше сотрудничество с ним невозможно по личным причинам: например, сослаться на нехватку у вас времени для выполнения его заказа из-за большой загруженности.
Ни в коем случае не сочиняйте мотивы, не соответствующие действительности. Например, что вы прекратили писать статьи, потому что занялись написанием книг. Может случиться так, что клиент пожелает сделать вам заказ на книгу, и вы попадете впросак.
4. Предложите обратиться к другому специалисту.
Перенаправив клиента к коллеге, вы можете отлично смягчить удар. Этот способ применим с теми, кто не задерживал оплату и не вел себя оскорбительно.
В прощальное письмо на электронную почту после текста в духе «дело не в вас, а во мне», включите рекомендацию ресурса, куда можно обратиться за помощью с его проектом, или подходящего, на ваш взгляд, специалиста.
Конечно, если клиент был очень сложным, достаточно будет ограничиться информацией о ресурсах. Но если вы просто не сработались, переадресация к другому специалисту — наилучший вариант прекратить взаимодействие мирно. Может быть, потом клиент будет вам даже благодарен.
Источник: Академия продаж
Узнать больше о том, как прекратить сотрудничество с клиентом, вы можете в нашей статье.