Найти тему

Научные исследования на антарктических станциях и быт советских полярников

Условия работы на станции Мирный
Условия работы на станции Мирный

Из цикла "Пионеры советской Антарктиды"

Нам сложно представить условия, в которых живут и работают полярники в Антарктиде. К примеру, на станции Восток приспособиться мало-мальски к ним могут лишь очень физически здоровые и сильные духом. Даже при летних температурах в минус 30° и ниже, у человека всю первую неделю возникают сильные головные боли, одышка, тошнота, носовые кровотечения, большая потеря веса. Только через месяц-полтора, полярник приходит в нормальное состояние. А после полярной ночи у всех зимовщиков зафиксировано пониженное артериальное давление до 50 единиц и сильное утомление сердечно-сосудистой системы. А когда люди возвращаются в «Мирный», их организм лишь через несколько дней приходит в норму. Поэтому повторная зимовка на станции «Восток» практически невозможна. Но не для русских полярников! В. С. Сидоров был начальником этой станции дважды: в 1958 году, в период работы Третьей экспедиции, и в 1960 году, во время Пятой экспедиции, а с ним дважды зимовали ещё несколько человек. При этом, в повторную зимовку они чувствовали себя лучше новичков и тяготы полярной ночи переносили легче.

Санно-гусеничный поезд
Санно-гусеничный поезд

Опыт первых трех зимовок на станции «Восток» показал, что люди, прожившие здесь несколько месяцев, при выше -76° чувствуют себя ещё неплохо, но каждый градус дальнейшего понижения температуры ощущается с особой остротой. После кратковременного пребывания на открытом воздухе появлялись неудержимый и мучительный кашель, резкая одышка, боли в груди. Поэтому пребывание на открытом воздухе в сильные морозы ограничивается 15—20 минутами. Прибавьте к этому низкое атмосферное давление, падающее здесь до 450 миллиметров ртутного столба, полярная ночь, длящаяся более четырех месяцев, и абсолютно низкая влажность воздуха! Лишь специальные маски на лицо, через которые воздух попадает в дыхательные пути подогретым, и особая одежда позволяли советским полярникам не прерывать наблюдений даже в самые лютые морозы.

-3

«Начальник геофизического отряда Валентин Борисович Смирнов жил в доме аэрометеорологов…

СМИРНОВ Валентин Борисович (15.08.1916 - 27.02.1993 гг.), геофизик, кандидат технических наук, начальник геофизического отряда обсерватории «Мирный». Окончил Ленинградский электротехнический институт связи им. М. А. Бонч-Бруевича в 1949 году. С 1955 года по 1991 год работал в Арктическом и Антарктическом НИИ в Ленинграде. В 1955—56 годах - руководитель геофизического отряда на арктической дрейфующей станции «Северный полюс —5», в 1960—62 годах и в 1965—67 — на полярной станции «Мирный» в Антарктиде. При участии В. Б. Смирнова создана аппаратура «НАИС» для исследования ионосферы. Автор около 100 научных трудов.

Его небольшая угловая комната завалена книгами и приборами. Сам он специалист по распространению радиоволн, ионосферным исследованиям, и на столе у него работает риометр — прибор, записывающий на ленту уровень космических радиошумов. Здесь же, в комнате, миниатюрный огород. Валентин Борисович выращивает огурцы и помидоры.

Мощная ионосферная станция размещается в доме, расположенном в некотором удалении от центра поселка. Дом полностью занесен снегом, на поверхности возвышаются только высокий входной тамбур да несколько металлических мачт с радиоантеннами. Для того чтобы проникнуть в дом, надо сначала подняться в высокий тамбур, а затем спуститься по деревянной лестнице глубоко под снег. Ионосферная станция работает автоматически. Через определенные промежутки времени, в зависимости от заданной программы, она посылает импульсы радиоволн различной частоты и регистрирует их отражения от ионосферы. Запись отраженных импульсов производится на фотографическую пленку…».

сейсмолог Л. Н. Смирнов на станции «Мирный»
сейсмолог Л. Н. Смирнов на станции «Мирный»

СМИРНОВ Лев Николаевич, полярник, начальник сейсмологической станции «Мирный».

О сейсмической станции «Мирный» через несколько лет так будут вспоминать полярники: «В другом доме геофизического отряда, полностью занесенном снегом, находится сейсмическая станция. Чувствительные приборы стоят на каменном постаменте, сложенном на коренных породах. Когда строился этот дом, здесь были участки открытого грунта, свободного от снега. Сейчас это трудно себе представить: снег засыпал не только камни, на которых построен дом, но и сам дом. Чтобы попасть в него, надо спуститься глубоко под снег по деревянной лестнице. Сейсмографы регистрируют землетрясения, происходящие на расстоянии более 10 тысяч километров от Мирного. Кроме того, чуткие приборы отмечают сотрясения земной коры, которые происходят в результате подвижек ледяного покрова и облома льда от края ледника на расстоянии, по крайней мере, сотни километров в ту и другую сторону от обсерватории…».

На пути от "Мирного" к "Востоку"
На пути от "Мирного" к "Востоку"
Станция "Восток"
Станция "Восток"

Наиболее сильные морозы в центральных районах Антарктиды наблюдаются во второй половине зимы южного полушария. Во время первой зимовки на станции «Восток» температура воздуха упала 2 мая 1958 года до минус 77°. А 25 августа 1958 года термометр зарегистрировал уже минус 87°,4. Следующие два года минимальная температура на станции «Восток» была отмечена в то же время — 23 и 24 августа 1959 года — минус 85°,4, а 24 августа 1960 года — минус 88°,3. Это абсолютный минимум температуры воздуха у поверхности Земли. При такой низкой температуре металл подобно стеклу колется на куски, дизельное топливо при - 75° делается твердым, а бензин при - 85° не испаряется, в ведре с ним можно гасить горящий факел. Резиновые шланги и провода разрушаются от малейшего перегиба.

Устройство станции «Восток» полярники описывали так: «Основное здание станции состояло из нескольких щитовых домиков, установленных на санях и соединенных в единый комплекс жилых и служебных помещений… Обогрев помещений осуществляется при помощи центральной водяной системы отопления, соединенной с системой охлаждения дизелей на электростанции. Кроме того, эта вода дополнительно нагревается выхлопными газами. Так же, как и на других антарктических станциях, круглые сутки работают дизель-генераторы, дающие электроэнергию для приборов, радиостанции, электрического камбуза, освещения и так необходимое здесь тепло. От надежной работы двигателей зависит жизнь станции, поэтому электростанция Востока оборудована четырьмя дизель-генераторными установками. Сооружения станции Восток стоят на снежно-фирновой толще мощностью более 100 метров».

-7
Станция "Мирный"
Станция "Мирный"

По воспоминаниям полярников вот так происходило медицинское обслуживание в «Мирном»: «Заглянем теперь в дом рядом с кают-компанией. Над тамбуром этого дома, по которому только и можно догадаться, что здесь под снегом живут люди, чаша и обвивающая ее змея. Но, впрочем, если вы даже не заметите этой эмблемы, сделав первые же шаги по лестнице, уходящей вниз, вы поймете, куда попали. Сразу обращает на себя внимание специфический запах больницы. Здесь медицинская часть обсерватории, здесь же живут наши врачи. Святая святых в этом доме — операционная. В комнате все сверкает чистотой, стены и потолок белые, в застекленных шкафах поблескивают хирургические инструменты. Посередине — операционный стол. Не так часто появляется в нем надобность, за время нашей зимовки на нем лишь один раз лежал человек, но здесь все должно быть в состоянии полной готовности. Поэтому комната оборудована аварийным освещением — мощная батарея аккумуляторов даст яркий свет, если во время операции что-нибудь случится на электростанции и погаснут лампочки в домах Мирного. Поэтому регулярно, через определенные промежутки времени, хирург Ростислав Иванович Благодатов производит стерилизацию хирургического белья, хотя оно и остается без употребления.

Полярников регулярно осматривали врачи: «…выслушивают грудную клетку, измеряют кровяное давление, снимают электрокардиограммы и т. п. В отдельной комнате, отведенной под лазарет, почти всегда пусто. Кроме систематических осмотров и лечебной работы, оба наших врача ведут специальные медицинские исследования. Ростислав Иванович периодически приглашает к себе определенную группу людей, чтобы сделать рентгеновские снимки костей конечностей и черепа. Таким образом он пытается определить изменения, происходящие в организме полярников во время зимовки. Другой врач, кандидат медицинских наук Валерий Михайлович Леонов, часами сидит за микроскопом, делая микрофотографии и внимательно разглядывая то, что творится на предметном стекле. Он наблюдает за тем, как справляются белые кровяные шарики с бациллами сибирской язвы в условиях Мирного. Время от времени стенгазета или радиогазета сообщает результаты осмотров «Мирян»...».

ШЛЯХОВ Василий Иванович (20.01.1920 – 1988 гг.), аэролог, доктор физико-математических наук, начальник авиаметеорологического отряда станции «Мирный». В 1939 году Василий Иванович был призван в ряды Красной Армии, воевал в период Великой Отечественной войны и после тяжелого ранения был демобилизован. В 1950 году окончил Одесский гидрометеорологический институт и был распределен в аспирантуру Центральной аэрологической обсерватории, с которой связана вся его последующая трудовая и научная деятельность, направленная на разработку новых методов исследования свободной атмосферы, включая развитие специальных видов радиозондирования - актинометрического и озонометрического. С 1956 год по 1962 год Василий Иванович трижды зимовал в Антарктиде - был участником второй, четвертой и шестой Советских антарктических экспедиций. На основе результатов собственных исследований параметров радиационного режима Антарктиды им предсказан абсолютный минимум температуры воздуха в Центральной Антарктиде. В дальнейшем В. И. Шляхов активно развивал исследования свободной атмосферы с помощью самолетов и аэростатов, неоднократно участвовал в полевых экспериментах и самолетных экспедициях. Им опубликовано около 100 научных работ, в соавторстве с Н. А. Зайцевой написан учебник "Аэрология", обобщивший основные методы и результаты аэрологических исследований. В.И. Шляхов многие годы являлся представителем СССР в Международной комиссии по приборам и методам наблюдений Всемирной метеорологической организации, участвовал в подготовке научных кадров.

На Мирном
На Мирном

Метеорологические наблюдения на станции «Мирный» по воспоминаниям полярников: «Начнем с аэрометеорологического отряда. Дом, в котором живет большая часть сотрудников этого отряда, стоит всего лишь в сотне шагов от приемной радиостанции. Полностью его пока еще не занесло. С одной стороны поверхность снега достигла крыши, но с другой — почти весь фасад дома свободен, и в окна комнат, расположенных с этой стороны, свободно проникает дневной свет. В одной из комнат этого дома работают синоптики. Каждый день они получают сведения о погоде с антарктических станций, с плавающих в Южном океане судов и двигающихся по центральной части материка санно-гусеничных поездов, наносят их на свои карты и дают прогноз погоды для нужных нам районов Южной полярной области. Особенно нужны эти прогнозы в летнее время, когда у берегов Антарктиды плавают суда китобойных флотилий, разгружаются корабли нашей экспедиции, работают полевые партии, летают самолеты. Карта, составленная синоптиками при помощи фототелеграфной аппаратуры, передается в эфир и принимается на судах китобойных флотилий и на «Оби»…

Небольшой домик метеорологов заполнен записывающей аппаратурой. На длинных столах вдоль стенок стоят различные гальванометры, электронные потенциометры, регистраторы дистанционных метеорологических станций. Из старой аппаратуры здесь обращают на себя внимание только обычные ртутные барометры да барографы с часовыми механизмами. Для первичной обработки полученных материалов метеорологи используют электрическую счетную машину.

В это помещение тянутся также провода от семидесятисемиметровой скважины, пробуренной при помощи термоэлектробура недалеко от метеостанции. В ней установлены электротермометры, включив которые, можно в любой момент узнать, как распределяется температура в толще ледника. По другую сторону домика метеостанции над снежной поверхностью возвышается длинный цилиндр с продольной прорезью. Это метелемер — установка, при помощи которой измеряется количество снега, переносимого ветрами во время позёмков и метелей. Снег, попадая в щель, падает вниз и собирается в специальном приемнике, установленном под цилиндром. Этот приемник находится глубоко под снегом. Добраться до него можно, открыв люк и спустившись по крутой лесенке. Снег, скопившийся в нем, взвешивается и в мешках вытаскивается наверх. Во время каждой метели метеорологам приходится выносить оттуда сотни килограммов снега».

-10

Работа аэрологов на станции «Мирный» нелегче любой другой: «Аэрологический павильон представлял собой квадратное синее здание с воротами, обращенными на север, в сторону моря, и на запад. «С двух сторон здание окружено площадкой, похожей на большой балкон. Рядом, чуть пониже, стоит двухэтажное сооружение, над крышей которого возвышается антенна радиотеодолита «Малахит». В нижнем этаже этого сооружения — комнаты, где размещена аппаратура для приема сигналов радиозонда и обработки полученных материалов зондирования. В верхнем этаже стоит сам радиотеодолит — локатор, который позволяет следить за полетом зонда и определять скорости и направления ветра на высотах. Большая часть аэрологического павильона занята газгольдерами — объемистыми резервуарами из прорезиненной ткани, в которых хранится водород. Рядом — газогенераторная, где этот водород добывается. Работают здесь четыре человека… Зонды выпускаются два раза в сутки. Когда ветер не очень сильный, это не особенно трудно. Открываются ворота павильона, и большой резиновый шар устремляется в небо, увлекая за собой прибор, измеряющий давление, температуру и влажность, с миниатюрным радиопередатчиком. В хорошую погоду его долго видно невооруженным глазом: поднимаясь, шар уменьшается в размерах, ветром, дующим на высоте, его сносит в сторону, иногда противоположную направлению ветра у земли. Но когда бушуют ураганы, выпуск зонда оказывается не таким простым делом. Стоит только открыть ворота и вынести шар на площадку, как он начинает метаться, вытягиваться, превращаясь в длинную изогнутую колбасу, задевает за угол павильона и... лопается. Приходится начинать все сначала. Еще хуже, когда шар улетает из рук аэролога невредимым, но беспорядочные потоки воздуха тут же бросают его вниз, и он разрывается, зацепившись за неровную снежную поверхность где-то в сотне метров от павильона. Тогда передатчик продолжает работать, и прежде, чем выпустить другой зонд, надо найти разбившийся и прекратить работу передатчика. А попробуйте его найти в бешеном хаосе метели, когда на расстоянии двух метров уже ничего не видно, когда в том направлении, куда улетел шар, отвесный береговой обрыв и трещины. Но искать все же приходится. Днем выпускается еще один зонд. В выпуске его участвуют и аэрологи…».

Диденко и В. И. Никонов (слева)
Диденко и В. И. Никонов (слева)

«Владения аэрологов - Василия Кильдяшева и Василия Никонова находятся у сопки Комсомольская. Это небольшие павильоны, где почти в любое время можно застать кого-либо из них. Я зашел к ним в полдень, когда они готовились к очередному запуску радиозонда. Их главная обязанность - запуск высотных зондов и исследование с их помощью атмосферы…

Вместе с Василием Никоновым мы поднимаемся на сопку Комсомольская, где расположилось небольшое, сбитое из досок здание. Отсюда, с самой высокой точки Мирного, производится запуск радиозондов.

Василий берет длинный резиновый баллон и основательно смачивает его бензином для того, чтобы он не потерял своей эластичности на морозе. А затем подключает его шлангом к мягкой серебристой цистерне с водородом, лежащей на полу.

Воздушный шар нужно наполнить водородом. Никонов командует мне "ложись!", и мы вместе с ним ложимся на цистерну и постепенно выжимаем из нее водород в радиозонд, проминаем ее до самого пола. Поднимаемся, подворачиваем кусок серебристой ткани и снова ложимся. И вот под потолком висит большая белая груша, которая бьется о доски, рвется вверх, стремясь утащить на хвосте небольшое устройство. Оно позволит ученым узнать, какова температура, сила ветра и давление воздуха там, в заоблачных высях» - так описывал журналист Ю. Гаврилов работу аэрологов в 1964 году.

Продолжение следует... Автор: Владлен Дорофеев

Публикации автора:

О трёх ядерных взрывах на Новой Земле в 1956 году, о которых никто не пишет
Истории русской провинции29 декабря 2020

Прослушать воспоминания об этих событиях можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в нашем совместном интернет-проекте: "Пионеры советской Антарктиды" http://ргафд.рф/projects/3268/russkaya-antarktida

Фотоматериал использован из архива автора и из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.

Спасибо за внимание!