Найти тему

Как лётчик Маврикий Слепнёв с товарищами спасал челюскинцев

Гибель "Челюскина". Худ. Ф. Решетников
Гибель "Челюскина". Худ. Ф. Решетников

Из цикла «Русская Арктика – история подвига! Полярники вспоминают…».

Слепнёв Маврикий Трофимович
Слепнёв Маврикий Трофимович

Полная драматизма история экспедиции на пароходе «Семён Челюскин» и её спасения стала одним из главных символов тридцатых годов прошлого столетия. Весь мир, не отрываясь, следил за эпопеей советских покорителей Севера. В те дни английская газета «Дейли Геральд» печатала на своих страницах такие комментарии: «История об этом - одна из величайших среди историй о героизме и выносливости, которыми так богата история полярных исследований. Радио и авиация сделали их спасение возможным. Но радио и авиация не смогли бы помочь без знаний и доблести летчиков. Весь мир отдает дань этим доблестным русским».

Как утонул "Челюскин"? Рассказывают участники событий.
Истории русской провинции29 марта 2019

Выпускник Гатчинской лётной школы, участник Первой Мировой войны, Маврикий Трофимович Слепнёв к началу эвакуации челюскинцев уже был опытным полярным летчиком. К операции по спасению челюскинцев с февраля 1934 года Маврикий Трофимович Слепнёв приступил в должности командира Авиационного отряда научно-исследовательского института Гражданского воздушного флота СССР.

Обустройство лагеря челюскинцев на льдине. Худ. Ф. Решетников
Обустройство лагеря челюскинцев на льдине. Худ. Ф. Решетников

В марте 1964 года Маврикий Трофимович вспоминал о подготовке операции по спасению челюскинцев: «В одну из ночей я был вызван в Кремль к Валериану Владимировичу Куйбышеву. Прибыв в правительственное здание, увидел, что там много народу, и накурено, и чай пьют, и бутерброды кушают. Оказалось, что Валериан Владимирович собрал различных специалистов, которые могли бы дать советы каким образом нужно организовывать спасение челюскинцев. Тут были и дирижаблисты, лётчики, моряки, полярники, охотоведы, специалисты по езде на собаках и так далее. В цикле различных обсуждений и представлений выяснилось, что будет использоваться главным образом авиация. Тут нужно всем помнить, что в то время последний бензин был на Камчатке, а до Чукотки ещё две тысячи километров (по расстоянию к месту спасательной операции в Море Лаптевых – прим. автора) и нужно всем помнить, что 30 лет тому назад самолёты летали хорошо если километров на пятьсот, а не на какие-нибудь десятки тысяч по дальности. Поэтому был утверждён проект, который я предлагал: для того, чтобы добраться до Чукотского полуострова, нужно провести полёт – поездку – проплыв вокруг Света.

И, таким образом, я, второй лётчик был назначен Леваневский (Сигизмунд Леваневский потерпит аварию, но его разыщут и спасут - прим. автора), и начальником над нами был назначен известный лётчик, полярник, авторитет в полярном мире, Георгий Алексеевич Ушаков.

Лётчик, полярник, учёный Георгий Алексеевич Ушаков.
Лётчик, полярник, учёный Георгий Алексеевич Ушаков.

Из Москвы мы добирались до Аляски очень сложно: мы летели на самолёте Москва - Великие Луки – Ковно – Кёнигсберг – Берлин, потом перелетели в Голландию, потом перелетели в Англию, там сели на корабль "Олимпия", на громадном корабле переплыли через океан, прибыли в Нью-Йорк, и там узнали, что... Ляпидевский снял женщин и детей! (экипаж летчика Анатолия Васильевича Ляпидевского в составе: второго лётчика Е.М. Конкина, штурмана Л.В. Петрова и бортмеханика М.А. Руковского, на переделанном двухмоторном восемнадцатиметровом военном бомбардировщике АНТ – 4, без аэронавигационных приборов и радиосвязи, в сорокаградусный мороз совершил двадцать девять неудачных попыток обнаружить челюскинцев, прежде чем, уже в тридцатом полете взял на борт из лагеря на льдине всех женщин и детей в количестве 12-ти человек и переправил их в ближайшее поселение 5 марта 1934 года – прим. автора).».

Анатолий Васильевич Ляпидевский, обладатель золотой Звезды Герой Советского Союза №1
Анатолий Васильевич Ляпидевский, обладатель золотой Звезды Герой Советского Союза №1
Посадка женщин на самолёт Ляпидевского во время эвакуации челюскинцев
Посадка женщин на самолёт Ляпидевского во время эвакуации челюскинцев

Лётчик Василий Сергеевич Молоков снял со льдины наибольшее количество людей - 39 человек, в том числе и больного О.Ю. Шмидта. Благодарные спасенные полярники тепло и по-родственному называли Молокова «Дядей Васей».

Василий Сергеевич Молоков в марте 1964 года вспоминал: «4 апреля наконец достигли Уэллена. Сюда уже прибыл летчик М.Т. Слепнёв на американском самолете "Флейстер"… В Ванкареме ожидали также пробивающихся через Анадырский хребет Водопьянова и Доронина. Галышев, к сожалению, отстал так как у его самолета отказал мотор… (Михаил Васильевич Водопьянов, вместе с летчиками В. Галышевым и И. Дорониным, совершил перелёт длиной почти 6000 километров из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через моря и горы по неизведанной и тяжёлой трассе. Из Анадыря Водопьянов трижды летал к потерпевшим кораблекрушение челюскинцам и вывез 10 членов экспедиции - прим. автора).

Водопьянов Михаил Васильевич
Водопьянов Михаил Васильевич

Мы с Каманиным (В феврале 1934 года старший лейтенант Николай Петрович Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов – пяти двухместных военных бомбардировщиков для спасения экипажа и пассажиров парохода «Семён Челюскин» - прим. автора) решили сразу же лететь в лагерь Шмидта, куда несколькими часами ранее отправились Слепнёв с Ушаковым... При первой посадке на ледовом аэродроме тяжелый "Флейстер" Слепнёва наскочил на торосы и остался в лагере на небольшой ремонт. А мы с Каманиным 7 апреля увезли в Ванкарем пять человек: я - трех, он - двух...». Потом за один рейс и Слепнёв вывез со льдины пять человек. Позже он перевёз эвакуированного больного О.Ю. Шмидта на лечение в США.

Молоков Василий Сергеевич
Молоков Василий Сергеевич
-9

Далее Слепнёв вспоминает: По окончании операции «…все мы, кто спасал и кого спасали, были собраны на корабли "Смоленск", "Красин". Пришли в Петропавловск на Камчатку, пересели на один корабль, приплыли во Владивосток. Началась, так называемая "Дорога цветов". Мы шли через всю Сибирь, встречаемые громадным количеством людей, на всех станциях, городах, маленьких площадках и просто по дороге везде были люди. Отто Юрьевич, вернувшийся уже с этой стороны Света, выехал нас встречать в Ярославль, где мы уже вместе, в одном поезде прибыли в Москву.».

Встреча героев на Белорусском вокзале в Москве
Встреча героев на Белорусском вокзале в Москве

19 июня 1934 года их восторженно встречали с салютом на Белорусском вокзале в Москве. Лётчиков и полярников посадили в лимузины с открытым верхом и провезли через центр Москвы, осыпая листовкам с надписью: «Гордимся вашей победой!» и, конечно, цветами.

Челюскинцы по дороге на Красную площадь
Челюскинцы по дороге на Красную площадь

Как авантюра Шмидта дала стране первых героев СССР! Спасение челюскинцев.
Истории русской провинции13 апреля 2019

Слепнёв Маврикий Трофимович
Слепнёв Маврикий Трофимович

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896 - 1965 гг.). Выпускник Гатчинской лётной школы, участник Первой Мировой войны. В 1923 году окончил Высшую школу военных лётчиков и с 1925 года осваивал воздушные пути в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в Арктике.

С 1935 года он командир подразделений дирижаблей. В 1936 окончил Военно-воздушную инженерную академию. С 1939 года Слепнёв начальник Академии Гражданского воздушного флота СССР.

В годы Великой Отечественной войны, в 1941-1942 годах, Слепнёв был заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ, в Главном штабе ВМФ.

-13

Поэтесса Марина Цветаева в октябре 1934 года посвятила челюскинцам такие проникновенные строки:

Челюскинцы! Звук —

Как сжатые челюсти.

Мороз из них прет,

Медведь из них щерится.

И впрямь челюстьми

— На славу всемирную —

Из льдин челюстей

Товарищей вырвали! ..

Сегодня — смеюсь!

Сегодня — да здравствует

Советский Союз!

За вас каждым мускулом

Держусь — и горжусь:

Челюскинцы — русские!

Продолжение следует...

Автор: Владлен Дорофеев

Другие публикации автора из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:

Они сгорели, спасая папанинцев
Истории русской провинции22 сентября 2019

Прослушать воспоминания полярников можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в наших совместных интернет-проектах: "Великая Отечественная война в Арктике" http://ргафд.рф/russkaya-arktika-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-arktike , «Героическая эпопея спасения челюскинцев»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev , «Освоение северного морского пути»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-osvoenie-severnogo-morskogo-puti

Фотоматериал использован из архива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.

Спасибо за внимание!