Для меня работы Анатолия Белкина — своеобразный вызов. С одной стороны — это следование традициям советской фарфоровой скульптуры: точность изображения и высокое качество исполнения.
С другой — изделия оставляют ощущение неловкости. Художник запечатлевает моменты городской жизни в гротескной, насмешливой манере. И мне кажется, что юмор этот не всегда добрый.
Такую пару можно встретить на улицах Петербурга. Бабушка и внучка, уходящие традиции и эпатажная молодость. Старая женщина кажется более трогательной и хрупкой по сравнению с высоченной девицей в вызывающей одежде.
Выглядит внучка нелепо. Особенно впечатлили рваные колготки. Тем не менее она бережно поддерживает пожилую даму под локоть. Странное сочетание традиционности и сюрреализма.
Для этой статуэтки название «Торговка» подойдет больше, чем «Продавщица», как назвал ее художник. Кажется, он просто издевается, преувеличивая негативные черты типичной представительницы этой профессии.
Пухлая фигура и двойной подбородок — куда ни шло. Но выражение лица красноречиво говорит: такой человек не задумываясь и обвесит, и гнильцы подложит.
А в этой скульптуре, несмотря на комичный облик семейной пары, не чувствуется насмешки. Только улыбка. Толстенький мужчина читает газету на сон грядущий, супруга с бигуди на голове ждет в постели. Кровать с провисшей сеткой и никелированными шарами — привет из детства.
Не понимаю, за что тут платить 170000 рублей, но ценителям видней. Я объясняю такую цену уникальной обработкой: каждая статуэтка формовалась вручную. Роспись индивидуальная, тираж ограниченны: вот и сложилась такая высокая цена.
Подобную пару можно встретить повсюду: и в большом городе, и в деревне. По замыслу скульптора, люди они не злые: голуби у ног ждут корма.
Но здесь видна насмешка над парой в простецкой одежде. Никто в наше время не носит валенки с галошами, разве что в деревне.
Идет корюшка, рыбаки заняли позиции на набережной. Не знаю, какими средствами воспользовался автор, но чувствуется: улов — не главное. Первостепенное — медитация, расслабление, философский настрой.
Вид у мужчины слегка маргинальный, впрочем, как у большинства любителей рыбалки. Для такого занятия одеваются попроще. Социальный статус в рыбацком братстве неважен.
Мы все читали в детстве книгу о детях, которые уменьшились до микроскопических размеров. Сюжет похож на «Приключения Карика и Вали».
Или это — вариация на тему популярной американской скульптуры «Дети на крокодиле», только вместо рептилии — жук-олень.
Мне не всегда симпатичны работы Белкина. Высокий уровень исполнения, но при этом в сюжетах присущи сарказм и насмешка над некоторыми сторонами жизни людей, встречающихся нам каждый день.
Друзья, вам тоже показались недобрыми скульптуры Анатолия Белкина? А может я преувеличиваю? Пишите, обсудим вместе.