55,3K подписчиков

Военные училища России в конце XIX века для подготовки офицеров армии и казачьих войск.

1,7K прочитали
 С началом Милютинских реформ старшие классы кадетских корпусов были преобразованы в военные училища, а сами кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии.

С началом Милютинских реформ старшие классы кадетских корпусов были преобразованы в военные училища, а сами кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии.
Начало преобразованиям было положе в августе 1863 года, когда Александр II своим указом утвердил преобразование кадетских корпусов в военные гимназии и создание военных училищ. Было учреждено три пехотных училища(о Николаевском кавалерийском, постараюсь рассказать позже): Константиновское(с 1859 года было организовано, как военное училище), Павловское в Санкт-Петербурге и Александровское в Москве. Положение по военным училищам еще не было разработано и утверждено. Был утвержден штат училищ и определена категория обучаемых. Это были воспитанники специальных классов всех кадетских корпусов, а в Александровское военное(в Москве) училище разрешили прием молодых людей с университетским и молодых людей окончивших полный курс государственных гимназий. Эта категория набиралась в качестве эксперимента, причем окончившие университеты поступали сразу в старший класс. В училище брали только неженатых. В строевом отношение училище представляло из себя батальон в составе 4-х рот.
В 1867 году было принято и утверждено Положение о Военных училищах: "Первом(Павловском),Втором(Константиновском), Третьем(Александровском), Четвертом(Оренбургском)Николаевском кавалерийском, Михайловском артиллерийском и Николаевском Инженерном."
В Положении была указана цель создания военных училищ; для подготовки офицеров армии и иррегулярных войск. Причем Оренбургское училище создавалось для подготовки офицеров иррегулярных войск целенаправленно. Допускалось создание, если посчитает начальник училища это необходимым, специального класса. Срок обучения в военных училищах был два года, в специальном классе -один год. Училище в строевом отношении представляло из себя батальон 4-х ротного состава. В Училища принимались во все классы; лица из всех сословий, необязанных рекрутской повинностью и состоящие на службе в войсках юнкера и унтер-офицеры этих сословий. В основном конечно дворяне и казаки из дворян, и представители знати инородческих иррегулярных формирований.
В младший класс принимались без экзамен;
а) окончившие курс военных гимназий,
б)окончившие курс средних учебных заведений не позже года до поступления, в противном случае они сдают экзамены. Все остальные сдавали вступительные экзамены. На приемных экзаменах допускалось присутствие родителей. Разрешалось принимать лиц окончившие высшие учебные заведения в специальные классы(в Александровском училище, срок обучения 1 год). Было установлено возрастное ограничение- не моложе 16 лет.
В пехотных училищах изучали: Закон Божий, русский и иностранные языки, историю, статистику, математику, физику, химию, тактику, артиллерию, военную администрацию, военное законодательство, черчение, топографию, фортификацию. После каждого года обучения проводились экзамены.
На второй год в училище не оставляли ни в каком классе, только в случае продолжительной болезни юнкера.
Тот кто не сдал экзамены отправлялся в войска, юнкерами или прежним званием. Если поведение было достойным, то юнкера могли перевести в войска. Из войск он мог поступить в младший класс Юнкерского училища без экзамена, в старший класс училища необходимо было сдать вступительные экзамены.
Отличники учебы получали звание фельдфебеля или портупей-юнкера. Это давало некоторые преимущества в чинопроизводстве.
По результатам экзаменов и поведению выпускники делились на три разряда. К первому разряду относились юнкера получившие средний бал по предметам не менее 8 баллов. Ко второму разряду средний бал должен был быть не менее 7. К третьему разряду относились остальные юнкера. Выпустившиеся по 1 разряду получали чин подпоручика и отправлялись служить в армейскую пехоту. Лучшие из них причислялись к гвардии с испытательным сроком 1 год. Выпустившиеся по 2-му разряду получали чин прапорщика и шли служить в армейскую пехоту. По 3-му разряду выпускались все остальные в полки юнкерами и через 6 месяцев их производили в прапорщики без сдачи экзамен и даже без вакансий. Юнкера 2-го разряда из казаков производились в хорунжие, выпустившиеся по 3-му разряду выпускались урядниками и через 6 месяцев их производили в хорунжие(на тот промежуток времени чин хорунжего приравнивался к чину прапорщика). По выпуску юнкерам отпускались 225 рублей на форму и снаряжение.
В 1894 году было принято новое Положение о Военных Училищах. В училища стали принимать лиц всех сословий(пишу о пехотных училищах). В пехотные училища принимались только казеннокоштные, то есть только на государственном обеспечении. Срок обучения был двухгодичный. В строевом отношении пехотные училища представляли из себя батальон 4-х ротного состава. Штатное количество юнкеров было установлено в 400 человек.
Принимались в училища; выпускники кадетских корпусов, выпускники государственных гимназий или выпускники учебных заведений признанных Главным Управлением Военно-учебных заведений. Программа обучения была рассчитана на подготовку офицеров до командира батальона включительно. Изучали следующие предметы:
а) военные предметы: тактика, артиллерия, фортификация, военная история,военная топография,, законоведение, военная администрация.
б)общеобразовательные предметы: закон божий, русский, французский и немецкий языки, механика и физика.
в) военно-служебная подготовка.
Допускалась сдача экзаменов за курс военного училища лицам имеющим образовательный ценз.

В 1905 году прапорщикам принимавшим участие в войне с Японией разрешили поступать в военные училища вне зависимости от образовательного ценза, но только в 1906-1907 годах. В 1906 году поступать в военные училища получили право зауряд-прапорщики (в том числе и из числа казаков)получившие это звание за боевые отличия в войну с Японией, в возрасте не старше 28 лет, а участники обороны Порт-Артура в возрасте до 30 лет, но только холостые. В 1907 году было принято решение о приеме в училище прапорщиков на общих основаниях, но вне конкурса. В 1908 году разрешили прапорщикам сдавать экзамены за курс училища, без обучения в нем. В 1910 году разрешили поступать в военные училища зауряд-прапорщикам и подпрапорщикам(подхорунжим), не старше 28 лет.
Выпускники в зависимости от успехов в учебе и поведения подразделялись на 3 разряда. К первому разряду относились получившие средний балл по выпуску не менее 8, ко 2-му разряду относились получившие средний балл не менее 7, к 3-му разряду все остальные. Причисленные к 1-му разряду выпускались в армейские полки подпоручиками(хорунжими) с одним годом старшинства(присваивали чин поручика на год раньше других выпускников), к гвардейской пехоте прикомандировывались на год для испытательного срока. Окончившие по 2-му разряду подпоручиками(хорунжими) в армейские полки со старшинством года выпуска, по 3-иу разряду выпускались унтер-офицерами(казаки урядниками) в полки и через 6 месяцев производились в офицеры.
Юнкера, которые по своему здоровью не могли продолжать службу в армии выпускались с производством в гражданские чины от XIV до XII класса. Юнкера отчисленные из училища были обязаны прослужить 1,5 за каждый год обучения.
В 1901 году все юнкерские училища были преобразованы в военные и концу 1917 года в Русской армии было 13 пехотных военных училищ.
Все, что хотел рассказать о военных пехотных училищах в период с 1863 года по 1917 год.
P.S. уважаемые читатели, если вам понравилась моя статья, то поставьте лайк, заранее благодарен. Если есть желание, то не забудьте подписаться на мой канал.