"Войско польске Бе́рлин брало, а радзе́цке (советское) - помогало!" Ходила такая шуточка о бахвальстве поляков, не знаю, действительно ли они так говорили, но не удивлюсь, если да.
Румыны в этом смысле поскромнее, но на своём сайте о румынских вооружённых силах во 2-й мировой войне с гордостью пишут, что Королевский флот Румынии получил поздравления от гросс-адмирала Карла Дёница, командующего «Кригсмарине», и вице-адмирала Гельмута Бринкмана, командующего немецкими войсками на Черном море, за то, как он действовал во время эвакуации. Мы ещё к оценке действий самих герров адмиралов со стороны сухопутных войск вернёмся, а пока об общей обстановке на Крымском полуострове к апрелю 1944 года.
17 армия Вермахта и румынские войска тогда имели около 200 000 солдат и офицеров, до 3600 орудий и миномётов, свыше 200 танков и штурмовых орудий, 150 самолетов. Ещё в декабре 1943 Гитлер сказал Цейтцлеру, начальнику Генштаба сухопутных войск, что «мы обязаны оборонять Крым, этот второй Сталинград, пока есть хоть какая-то возможность, пока это вообще допустимо». Это означало, что 17 А можно пожертвовать, лишь бы она сковала на подступах к Крыму как можно больше советских войск на более длительный срок.
В марте1944 генерал инженерных войск Эрвин Енеке, командующий 17 армией, заявил: "Крым на замке. В мире нет еще такой силы, которая была бы способна прорвать немецкую оборону на Перекопе и Сиваше".
Правда, уже 1 мая он был снят со своей должности и отправлен в резерв за срыв обороны полуострова, а после уничтожения этой армии отдан под трибунал. Но дело развития не получило, а 31 января 1945 года Гитлер просто вышиб его из Вермахта. Что интересно, после войны Енеке посидел таки в севастопольской тюрьме, а освежив крымские воспоминания, провёл 8 лет в советских лагерях. Но это к слову.
Люди поумнее, а именно командование группы армий «А» просило генштаб не направлять новых подкреплений в Крым, т.к. «вряд ли возможно эвакуировать 17 А морским путем из-за недостатка судов». Однако военно-морское командование во главе с Дёницем продолжало настаивать на удержании Крыма и гарантировало его снабжение, а в случае необходимости и полную эвакуацию. ВМС немцев состояли из: вспомогательного крейсера, 4 эсминцев, 3 миноносцев, 3 минных заградителей, 3 канлодок, 28 торпедных катеров, 41 противолодочного корабля, 13 подлодок, более 100 самоходных артиллерийских и десантных барж; и др. малых кораблей (общее водоизмещение 75 тыс. т.); 18 транспортных судов ( общий тоннаж 47 тыс. т. ).
Тут меня насторожило количество кораблей, я ведь точно знаю, что немецких лодок было всего 6 и историю каждой изложил в предыдущих статьях. Но на Чёрном море было ещё 6 итальянских сверхмалых подводных лодок, одна из которых погибла, а остальные в итоге достались румынам, и три румынские: «Rechinul» («Акула»), «Marsuinul» («Касатка») и «Delfinul» («Дельфин»). Так что, видимо, в общее число входят и корабли союзников Германии. Весь урон, который смогли нанести советскому флоту румынские лодки выразился в том, что при извлечении торпеды из аппарата захваченной как трофей лодки "Касатка" произошёл взрыв и погибли 14 наших моряков. Различной степени дисциплинарные взыскания получили все вышестоящие начальники включая адмиралов, а командир лодки капитан 3 ранга А.С.Алиновский «за систематическое пьянство, развал дисциплины и организации службы» предан суду военного трибунала. А не пил бы, может и торпеда бы не взорвалась, так надо понимать.
Меж тем Антонеску писал Гитлеру: "считаю, сейчас, когда мы еще держим Одессу, имеется последний благоприятный момент для эвакуации Крыма независимо от будущих наступательных операций. Утверждаю, что это последний благоприятный момент, так как после сдачи Одессы эвакуация войск из Крыма будет сопряжена с большими трудностями". Гитлер оставался непреклонен.
10 апреля Одесса была взята советскими войсками, но 12 апреля генерал-лейтенант Хойзингер передал приказ Гитлера: «Севастополь удерживать в течение длительного времени, поэтому боевые части не подлежат эвакуации».
А тем временем возможности эвакуации постепенно сужались.
10 апреля 34 самолета-штурмовика под прикрытием 48 истребителей нанесли несколько ударов по плавучим средствам противника в порту Феодосии. Потоплены: тральщик, 2 дес. баржи, 3 катера и др., сорвана попытка эвакуации морем.
13 апреля 80 самолетов-штурмовиков 11 шад полк. Д.И. Манжосова под прикрытием 42 истребителей нанесли удар по плавучим средствам противника в порту Судак. Потоплены: 3 дес. баржи, 5 дес. барж повреждены.
Наши войска успешно перемалывали силы немцев и румын. Кстати, там и другие имелись, но о них ниже. Согласно данным В.А. Некрасова, 18 апреля на довольствии состояло уже только 124 000 солдат и офицеров противника.
В тот же день, когда Гитлер приказывал не эвакуировать боевые части, началась румынская операция "60 000". Это примерное количество румынских войск, остававшихся на полуострове. Первый конвой румынских судов 13 апреля доставил в Румынию 4361 человек (700 румын, 3197 немцев, 47 русских добровольцев и 417 военнопленных). Тут надо на минутку отвлечься. Гитлер ведь запрещал эвакуировать боевые части, а не вспомогательные, различных снабженцев и прочую тыловую шушеру. Обида на это сквозит во многих воспоминаниях немецких фронтовиков.
Вот на фоне Памятника затопленным кораблям горит танкер "Продромос". Он входил ещё в состав первого конвоя, но наконец добегался и был подожжён нашей артиллерией в историческом месте, снимок от 9 мая:
В итоге:
Вдали виден сгоревший буксир "Гюнтер"
А 13 апреля одновременно с румынским отправился конвой малых немецких судов, они перевозили 2038 человек (377 румын, 1543 немца, 113 добровольцев и 5 гражданских лиц. И дело пошло. Всего за первый этап операции с 14 по 27 апреля 1944 г. из Крыма морем выехало 73058 человек:
- 20779 румын, из которых 2296 ранены
- 28 394 немца, 4 995 раненых
- 723 словака
- 15055 российских добровольцев
- 2,559 военнопленных
- 3748 мирных жителей
Добровольцы - это различная власовская сволочь и каратели из числа крымских татар. Зачем они тащили с собой наших пленных вместо своих военнослужащих? Возможно, это были ценные специалисты, работать на оборонку кому-то же надо было.
Из них около 1,5% погибли во время переправы. Один немецкий танкер и один лихтер, составляющие 8% тоннажа, задействованного в операции, были потоплены (около 3000 тонн), а несколько румынских транспортных судов были повреждены. Были повреждены один румынский эсминец и два вооруженных транспортных парома, а также два немецких охотника за подводными лодками.
Вот БДБ входит в Констанцу. Ясно, что все нормы размещения личного состава превышены, кроме трюма заполнена вся верхняя палуба:
Можно представить, что творилось бы на судне, попади оно под удар авиации. Неоднократно читал, что погибшие просто выбрасывались в море. Эти потери как-нибудь учитывались?
На втором этапе эвакуации 47 825 человек были доставлены морем в Констанцу: 15 078 румын, 28 992 немцев и 3 755 советских (добровольцы, военнопленные и гражданские лица). Во время переходов было потеряно около 10 000 человек, из которых около 4 000 были румынами. Три больших транспортных корабля под румынским флагом были потоплены (всего 4598 тонн) и два военных корабля были повреждены. Немцы потеряли 5 кораблей, три буксира и два лихтера общим весом 11 196 тонн, еще одно судно было повреждено. Четыре немецких охотника за подводными лодками были потоплены, а также три моторные лодки. Еще шесть подводных лодок были повреждены. Также были повреждены два венгерских транспортных корабля.
Со слов румын, немцы были очень удивлены, увидев, что румыны рискуют даже драгоценными эсминцами под Херсонесом.
Так описывает ход эвакуации румынский источник. Наибольшие потери произошли при потоплении транспортов "Тотилла" и "Тея". Напомню воспоминания командира U-9 Рудольфа Арендта, когда он приказал команде не появляться наверху, чтобы не травмировать их зрелищем "бесконечного ковра колыхающихся на волнах трупов".
Всего выходит, что с 14 апреля по 13 мая 1944 г. из Крыма морем было эвакуировано 120 853 человека и 22 548 тонн грузов. Из сообщения Совинформбюро: «За всю Крымскую кампанию с 8 апреля противник потерял по главным видам боевой техники и людского состава: пленными и убитыми 111587 человек, танков и самоходных орудий — 288, самолетов — 578, орудий разных калибров — 3079, автомашин — 7036».
Если учесть начальное количество вражеских войск, то цифры достаточно сопрягаются. Даже по числу румын, которых было около 62 000, а вывезли в общем количестве 36 557. Значит, половина была убита, а скорее, зная румын, попала в плен. На фото пленные румыны вблизи Севастополя:
Где же конец колонны?
Вообще, с пленом интересно получается. Встречал такую цифру, что под Севастополем попало в плен порядка 21 000 военнослужащих противника. У А. Исаева упоминается о том, что 12 мая на мысе Херсонес было пленено 25 тыс. немецких солдат и офицеров. Почему-то не упоминаются румыны. Ещё до того, как они сконцентрировались на мысе Херсонес, было захвачено порядка 3000. Всего же в Крыму попало в плен 61 587 человек войск противника.
Центр города. Справа за кадром Графская пристань, а в этом здании сейчас одно из Управлений штаба ЧФ:
Берег Казачьей бухты:
В окрестностях 35 батареи, слева мадьяр:
Этих прихватили на повреждённом судне. Справа румын из горно-стрелковых частей:
На дороге в окрестностях Бахчисарая. Будем этих приписывать к не сумевшим эвакуироваться, или они не в счёт?
Исключительно часто приходится читать, что эвакуация немцев из Севастополя была вполне успешной. Как же тогда понимать слова генерала Карла Альмендингера, сменившего Енеке на посту командующего 17 армией и 10 мая эвакуировавшегося морем вместе со штабом на торпедных катерах, хотя эвакуация войск продолжалась до 13 мая : Секретно. Командующему группой армий "Южная Украина". По сообщению радио, вице-адмирал Бринкман, командующий ВМФ на Черном море, и контр-адмирал Шульц, морской комендант Крыма, были награждены Рыцарскими крестами как "организаторы эвакуации бойцов Крыма". Вы, господин генерал-полковник, понимаете, с каким возмущением и горечью каждый воин 17-й армии воспринимает это сообщение. Мы видим только одно объяснение этому, а именно, что это награждение произошло ввиду неправильной информации служебных инстанций ВМФ. Провал организации эвакуации ВМФ и безрассудство морского командования Крыма стали виной потери большого количества лучших воинов армии. Я прошу Вас, господин генерал-полковник, в этом вопросе представлять армию по поводу расследования военным судом этого чрезвычайного провала. Подпись: Альмендингер
Господин генерал-полковник - это Шернер, пользовавшийся особым доверием Гитлера и в его завещании от 30 апреля 1945 года назначенный министром обороны в правительстве Дёница.
13 мая в журнале боевых действий Шернер зафиксировал, что он «.. лично убежден в том, что флот оказался не в состоянии организовать вывоз последних войск; многие суда проявили полную неспособность к действиям, многие вернулись порожняком», и требовал, чтобы прокурор расследовал вопрос об эвакуации Крыма, обвиняя командование флотом в бездеятельности и трусости.
Ещё на эту тему: Об эвакуациях советских и немецких войск на Чёрном море. Попробуем сравнить
...................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь