Сложно определить талантлив или бездарен полководец – многое зависит от духа войск, многое от критериев. Так, есть сайты, на которых самыми бездарными полководцами второй мировой считают… Г. Жукова и Э. Манштейна (обоих – за слишком большие потери, первого за всю войну, второго – под Ленинградом). Так что наш список достаточно произволен, но мы тщательно следили, чтоб в него не попали военачальники, одержавшие достойные победы.
Принц де Субиз
Аристократ до мозга костей из древнего рода Роганов (тех самых, с гордым девизом – «не король, но Роган!») во время Силезской войны из королевских адъютантов пролез в Maréchal de Camp. На русский это звание обычно переводят как «генерал-майор», на деле же «Маршал военного лагеря» - своего рода главнокомандующий призывниками, интендантами и так далее.
Но родословная у принца была прекрасной, кому, как не ему было поручить французскую армию в Семилетней войне против ничтожного Фридриха II? Командование сорокадвухлетнего принца началось с конфуза. Он изволил завтракать, и охрана его ставки «зевнула» налет гусар Зейдлица. По одним данным, принц удрал, по другим – прусские гусары завернули коней в нескольких метрах от его шатра, опасаясь ловушки.
Объединившись с другим принцем, австрийским (имя длиннющее, желающие могут улыбнуться в википедии), которого мы для простоты назовем только по фамилии ─ Саксен-Гильдбурггаузенский, ─ де Субиз получил двукратное преимущество над армией Фридриха. 44 тысячи против 22. Причем не все французы были вчерашними рекрутами – над французской армией еще витала слава Фонтенуа. Но принц опять сел завтракать, приказав одной из колонн не спеша обойти позиции пруссаков. И тут опять появилась кавалерия Зейдлица. Атаковав французов на марше, она оттеснила разбегавшуюся в беспорядке колонну под огонь прусских пушек.
Никакого управления боем де Субиз не осуществлял. Итог: практически без битвы, только от артогня более 5 тысяч безвозвратных потерь плюс 5 тысяч пленными у французов и… 168 человек у прусского короля.
Позднее де Субиз вписал в свой послужной список одну победу – под Лутербрегом, ─ но там командовал герцог де Брольи, а присутствие нашего принца было чисто для галочки в формуляре: королевской милостью он стал полным маршалом Франции!
Маршал Кулик
Бездарность зависит не только от древности рода. В противовес де Субизу, Григорий Иванович Кулик происходил из самых тёмных крестьян Полтавской губернии. Во время первой мировой вёл себя неоднозначно: сперва нагеройствовал на солдатский Георгий, а весной 1917-ого дезертировал: прихватив оружие, пошел в отряды к Ворошилову.
О личном знакомстве со Сталиным во время обороны Царицина написано много, хотя опять же, непонятно, насколько геройски Кулик там воевал. В любом случае, Великую Отечественную он встретил маршалом и героем Советского Союза. И – внимание! – уже находился «под колпаком» у Розы Землячки, главы Нарконтроля: охоч был до народных денег, но недостижим даже для неё.
Началась Отечественная, и почти сразу же Г. И. Кулику пришлось вспоминать опыт весны-1917: попав с частью штаба в окружение, он приказал выбросить оружие, знаки различия, форму, партбилеты и прочие удостоверения… Кое-как выбрались под видом крестьян. Уже тогда Сталину поступил доклад от майора госбезопасности Михеева (погибшего позднее, по иронии судьбы, совсем недалеко от места рождения Кулика – в окружении под Полтавой, но документов не выбросившего!), но Главнокомандующий простил друга. Прощал еще неоднократно, но в 1942 терпение у Сталина кончилось. За это время Г. И. Кулик успел:
• Окончательно разругаться с Жуковым (с которым они были в контрах со времен Халхин-Гола), совместно провалив контрнаступление под Ленинградом;
• Сформировать 56 армию из дивизий по… 300 бойцов (это не Спарта!);
• Погубить эту армию в Керчи.
Справедливость требует указать, что ни контрнаступление подо Мгой, но оборона Керчи имеющимися у Кулика силами не имели шансов на успех. Но он мог хотя бы постараться – а в Народный контроль продолжали поступать звоночки, что, вместо формирования армии, маршал занимался пьянками на… выделенные для этого формирования деньги.
Если принц де Субиз «прозавтракал» свою армию, крестьянин Г. Кулик банально пропивал оружие и форму своих будущих бойцов. Во время войны Сталину нужны были лично преданные ему генералы – Кулика расстреляли гораздо позднее, в 1950-ом, как водится у нас – по совсем другим обвинениям. Хотя «расхищение» в приговоре присутствовало.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать:
Топ 5 самых строгих полководцев за всю историю цивилизации
Что случилось с цивилизацией майя