Приветствую уважаемые читатели. В данной статье я продолжу тему англо-аргентинской войны в Южной Атлантике 1982 года, в частности сухопутной стадии этого конфликта, приведшей в итоге к поражению и капитуляции аргентинских войск на Фолклендах (Мальвинах).
Ранее я уже писал о начале операции «Саттон» - высадке британских войск на Фолклендских островах, которая началась 21 мая 1982 года заходом британских кораблей в Фолклендских пролив и сосредоточение их в заливе Сан-Карлос Уотерс, рядом с поселком Порт Сан-Карлос. А также об одном боевом столкновении группы британских коммандос с аргентинской огневой группой на высоте Фаннинг-Хэд, что можно считать одним из эпизодов высадки десанта, так как этот рейд бойцов СБС (special boat service) проводился в рамках мероприятий по обеспечению безопасности высадки британцев на Восточном Фолкленде. Ссылки на эти материалы будут в конце данная статьи, которая является логическим продолжением предыдущих.
Высадка британского десанта. Начало.
Итак, утром 21 августа, на катерах LCVP передовые британские подразделения – 2-й и 3-й парашютно-десантные батальоны, 40-й и 45-й отряды коммандос королевской морской пехоты, начали высадку на берег бухты Сан-Карлос Уотерс.
2-й парашютный под командованием подполковника Херберта Джонса высадился с десантного корабля «Норланд» на участке называемом «Блю Бич 2» южнее поселка Порт Сан-Карлос в 4.15 утра. Не обошлось без неприятных моментов – тот случай, когда кажется, что предусмотрели и проверили все, но… Разведгруппы SBS высаженные на берег ранее не успели выставить опознавательные световые маяки для ориентира водителей десантных катеров (по другим сведениям маяки были выставлены, но не там где надо). LCVP сели на мель в полусотне метров от берега и десантникам пришлось добираться до суши по горло в ледяной воде, к тому же в волнение три балла.
Профессионализм и выучка, многолетние тренировки сделали свое дело – преодолевая приливное течение, нагруженные снаряжением весом не менее полсотни килограмм на каждого бойцы 2-го парашютного добрались до берега. По причине отсутствия световых маяков подразделения батальона высадились в разных местах и Джонсу пришлось потратить время, чтобы собрать всех в заданном месте и привести батальон в порядок. Только после этого десантники двинулись ускоренным маршем к горе Сассекс для установки на вершине плацдарма.
Почти в то же время 40-й отряд коммандос, под командованием подполковника Малькома П. Ханта - с десантного корабля «Фирлесс» высадился на участке под названием «Блю Бич 1» севернее места десантирования парашютистов 2-го батальона. Морские пехотинцы высадились без проблем. Рота «С» коммандос почти сразу же заняла поселок Порт Сан-Карлос в котором не оказалось ни одного аргентинского солдата, лишь изрядно напуганные местные колонисты. Как позже выяснилось, аргентинцы находились невдалеке от Порт Сан-Карлоса.
45-й отряд коммандос под командованием подполковника Эндрю Ф. Уайтхеда и 3-й парашютный батальон под командованием подполковника Хью Пайка составляли «вторую волну» десантников и высадились уже после семи часов утра.
Морпехи из коммандос выдвинулись с корабля «Стромнесс» сошли на берег на другой стороне бухты – в отдалении от поселка Порт Сан-Карлос на участках «Блю Бич 1» и «Рэд Бич 1» (данные расходятся в разных источниках – некоторых указываются оба участка, в других то один, то другой), в то время как парашютисты из 3-го батальона высадились севернее Порт Сан-Карлос на участке «Грин Бич 1». Оба эти подразделения высаживались с десантного корабля «Интрепид».
Одновременно с кораблей при помощи вертолетов высадилась рота «D» 22-го отряда САС в районе поселка Дарвин. В задачу спецназовцев из САС входило связать боем аргентинский гарнизон в Дарвине, чтобы не дать бойцам аргентинской группировки «Мерседес» ударить по британцам в момент, когда они больше всего уязвимы – то есть в момент высадки.
Первыми из десантников, высадившихся с кораблей, с аргентинскими бойцами столкнулись парашютисты 3-го батальона подполковника Хью Пайка. Начну с того, что у 3-го парашютного тоже были неприятности при высадке на побережье. Несмотря на то, что сам выход на берег прошел без эксцессов в дальнейшем, продвигаясь вглубь побережья и соблюдая режим радиомолчания две рота батальона – «А» и «С» приняли друг друга за противников и завязался бой, в котором атака роты «А» на роту «С» была поддержана бронемашинами, а рота «С» вызвала по роте «А» артиллерийский огонь. К счастью для обеих сторон в ходе переговоров и вмешательства командира батальона этот бой удалось прекратить и не допустить потерь. Чуть позже бойцам 3-го парашютного, едва не поубивавшим друг друга в «дружеском» бою пришлось столкнуться с боевой группой «Гуэмес» под командованием первого лейтенанта Карлоса Даниэля Эстебана, чьи позиции располагались невдалеке от поселка Порт Сан-Карлос.
Бой команды «Гуэмес» с британскими парашютистами 3-го батальона.
Я уже писал в более ранних статьях, но здесь повторюсь, что боевая группа «Гуэмес» 25-го пехотного полка аргентинских войск была первой, кто заметил британские корабли в заливе Сан-Карлос Уотер. В районе шести часов утра 21 мая, дозорные бойцы-аргентинцы увидели в бухте два британских корабля, о чем немедленно сообщили командиру – первому лейтенанту Карлосу Д. Эстебану. Командир «Гуэмес» сразу же связался со штабом оперативно-тактической группировки «Мерседес» в Гус-Грине и сообщил подполковнику Итало А. Пьяджи о том, что его бойцы обнаружили британский корабли в заливе недалеко от поселка Порт Сан-Карлос. Он поделился подозрением, что это и есть то самое вторжение, которое аргентинцы ожидали совсем в другом месте. Подполковник Итало Пьяджи не поверил в возможность массовой высадки британского десанта в районе Сан-Карлоса, и, предположил отвлекающий маневр. Тем не менее он сообщил о случившемся в штаб аргентинских войск в Пуэрто-Архентино (Порт Стенли) бригадному генералу Марио Бенхьямину Менендесу, который на тот момент был военным губернатором вновь созданной аргентинской провинции Мальвинские острова.
В штабе Менендеса также не поверили донесению Карлоса Эстебана, тем не менее командование ВМС Аргентины на Мальвинских (Фолклендских) островах решило проверить данные команды «Гуэмес». Спустя два часа с авиабазы Мальвинские острова взлетел самолет-разведчик «Аэромаччи» МВ-339А 1-й штурмовой эскадрильи 4-й эскадры ВМС Аргентины. Пилотировал «Аэромаччи» лейтенант корабля Оуэн Гильермо Криппа. Этот вылет подтвердил присутствие уже не двух, а множества британских кораблей в заливе. Однако это случилось уже после 10 часов утра 21 мая. Ранее бойцам Карлоса Эстебана пришлось вступить в бой с передовыми группами 3-го парашютного батальона британцев.
Аргентинские и британские источники по-разному освещают это боестолкновение.
Аргентинская версия боя у Порт Сан-Карлос
Согласно аргентинским документам, Карлос Эстебан, увидев какой массой высаживаются британцы в Сан-Карлосе, их технику и вооружение понял, что противостоять данным силам его команда из 42 человек не сможет. Потому, сообщив в штаб группировки «Мерседес», что британцы начали массовую высадку, Эстебан приказал своим бойцам покинуть поселок, в котором дислоцировалась команда и двигаться в направлении Пуэрто Аргентино (Порт-Стенли), так как путь в Гус-Грин – в ставку оперативно-тактической группы аргентинских войск «Мерседес» был отрезан британцами.
После ухода аргентинцев со своих позиций, британцы из 3-го батальона почти сразу же заметили отступающих по склонам окрестных холмов солдат противника, и открыли по ним огонь из пулеметов и минометов, но безуспешно.
Вслед за обстрелом десантниками к организованно отступающей команде Эстебана приблизился вертолет «Си Кинг», но аргентинцы открыли по нему огонь. Они плотно и сосредоточенно стреляли из пулеметов, вследствие чего британская машина была повреждена и спаслась только благодаря профессионализму пилотов, которым удалось совершить аварийную посадку на воду.
После этого команда Эстебана продолжила движение, но теперь британские десантники стали преследовать аргентинцев, постоянно беспокоя их пулемётным и миномётным огнём. Парашютистов пытались поддержать атакой с воздуха – вертолет «Газель» вылетел с «Интрепид» и атаковал группу первого лейтенанта Эстебана. Однако аргентинцы умелым огнем сбили этот вертолет, который упал в море. В горячке боя пулеметчики аргентинцы с берега добили огнем барахтающихся в воде британцев. Этот эпизод потом будет служить британцам оправданием за добивание пленных аргентинцев после одного из кровопролитнейших боев за всю войну, на подступах к Пуэрто Архентино (Порт Стенли).
После потери вертолета преследование со стороны британцев прекратилось, но начались обстрелы корабельной артиллерией – десантники сумели грамотно навести огонь. Однако бойцы Эстебана и здесь не растерялись, сменив позицию они вышли из-под артобстрела без потерь, но им пришлось бросить тяжелое вооружение, чтобы ускорить ход. Кроме того, артиллерийским огнем был поврежден их миномет, который тоже пришлось оставить.
Двигаясь далее в сторону Пуэрто Архентино солдаты группы «Гуэмес» вновь были атакованы один за другим двумя вертолетами «Газель», однако и эта воздушная атака британцев не увенчалась успехом – аргентинцы сбили обе машины из пулеметов. Британским пилотам удалось спасти один вертолет, уведя его на безопасное расстояние и совершить аварийную посадку уже в расположении британских войск. Другая «Газель», потеряв управление врезалась в гору и взорвалась, экипаж машины погиб.
Британская версия боя у Порт Сан-Карлос
По британским источникам вертолет «Си Кинг» 3-й бригады коммандос, взлетевший с переделанного под военный транспорт пассажирского лайнера «Канберра», вез минометные снаряды и группу разведчиков-артиллеристов из числа морских пехотинцев. Вел машину лейтенант королевского флота Великобритании Рэй Харпер. Уже в полете к нему присоединился вертолет «Газель», взлетевший с десантного корабля «Сэр Гэлэхэд», пилотируемый сержантом королевской морской пехоты Энди Эвансом. Эта пара вертолетов пролетала над окраиной поселка Порт Сан Карлос, как раз в момент ухода со своих позиций боевой команды «Гуэмес». Десантники 3-го парашютного не смогли подключиться к радиоканалу пилотов вертолета чтобы предупредить их об опасности, потому оба вертолета неожиданно попали под аргентинский огонь и были сбиты один за другим. Лейтенанту Рэю Харперу удалось аварийно посадить машину, в то время как сопровождающая его «Газель», пилотируемая сержантом Энди Эвансом упала в море. Трое из четверых членов экипажа погибли под огнем аргентинских пулеметов, пока пытались выбраться из воды. Причем сам пилот Эванс был доставлен на берег вплавь единственным выжившим членом экипажа – сержантом морской пехоты Эдгардом Кэндлишом. Подбив два британских вертолета (один из которых был уничтожен), аргентинцы стали отступать от поселка Порт Сан-Карлос и почти сразу же были атакованы еще одним вертолетом «Газель» пилотируемым лейтенантом морской пехоты Кеннетом Френсисом. Заходя для атаки вертолет Френсиса сам попал под шквальный огонь бойцов команды «Гуэмес». Аргентинцы сумели подбить и этот вертолет, потеряв управление «Газель» врезалась в склон горы Клам-Крик. Лейтенант Френсис и его стрелок-наблюдатель капрал морской пехоты Бретт Гриффин погибли.
Уже после того, как аргентинцы отошли на достаточно большое расстояние от Порт Сан-Карлоса их догнала третья «Газель» за день, принадлежащая эскадрилье «С» 3-й бригады коммандос, поднявшаяся с десантного корабля «Сэр Гэлэхэд». Лейтенант Эстебан, решив, что этот вертолет будет наводить на его бойцов огонь корабельной артиллерии приказал открыть по нему огонь из всех имеющихся видов оружия. «Газель» была подбита и лишь мастерство пилота – капитана королевской морской пехоты Роя Флемминга позволило сохранить машину и довести ее до аварийной посадки на «Сэр Гэлэхад».
Итог боестолкновения
Это было первое утро высадки десанта войск Великобритании на Восточном Фолкленде, и таков был итог боя группы «Гуэмес» под командованием первого лейтенанта Карлоса Даниэля Эстебана и подразделений 3-го парашютного батальона под командованием подполковника Хью Пайка. В результате, подбив четыре британских вертолета менее чем за час, из них уничтожив три, аргентинцы ушли на восток и к 26 мая добрались до Пуэрто Архентино (Порт Стенли) откуда их после отдыха и приведения в порядок десантными вертолетами перебросили в поселок Дарвин.
Данный бой продемонстрировал, что аргентинские наземные войска, несмотря на то, что их профессионализм и боевой опыт в целом уступали британскому, тем не менее при надлежащем командовании, нужной организации, исполнительности личного состава, могли нанести британцам серьезный ущерб.
***************
Автору приятно получить лайк в качестве благодарности, это помогает каналу в развитии! Если вам интересно подписывайтесь на мой канал.
Вас также могут заинтересовать другие статьи автора:
Были ли британские десантники на Фолклендских островах подобны "звездным рейнджерам"
Аргентино-британская война в Южной Атлантике. Бой на острове Южная Георгия