В то время как 2 апреля 1982 года на Фолклендах британский губернатор Хант и находящиеся при нем морские пехотинцы капитулировали-надо отдать должное- после почти целой ночи противостояния и двух часов упорного боя, подразделение морской пехоты Великобритании на острове Южная Георгия и не думали сдаваться.
Вообще История с Южной Георгией, начавшаяся еще в конце 1981 года, стала катализатором, ускорившим военную развязку событий. А началась она как ни странно… с металлолома.
Коммерческий контракт или тайная операция?
Отмечу, что постоянного населения на острове Южная Георгия, подобно Фолклендам, нет. Там находилась (и находится до сих пор) экспедиция Британской антарктической службы - БАС, со штабом в поселке Грютвикен. Члены этой экспедиции составляли основное население острова, которое периодически менялось вахтовым методом, подобно антарктическим полярникам.
Долгие годы на острове были китобойные предприятия, но к 1982 году о них напоминали только опустелые строения – ангары, склады, цеха и тд. Много было скопившегося металла. Этот «хлам» вызвал интерес у аргентинского бизнесмена Константино Давидоффа, который заключил контракт с владельцем этого имущества – британской транспортной фирмой «Кристиан Селвенсен», базирующейся в Шотландии. Сделка предусматривала демонтаж строений и вывоз лома.
История с металлоломом до сих пор спорная. Аргентина называет ее обычной коммерческой сделкой, в то время как Великобритания настаивает, что бизнес-контракт был лишь прикрытием для высадки аргентинского спецназа на острове.
Как бы там ни было, но в декабре 1981 года Давидофф с разрешения британского посольства в Буэнос-Айресе прибыл на Южную Георгию в поселок Лит Харбор. Именно там находились основные объекты сделки – ангары, баржи и много еще разного металла, ржавеющего с 1965 года. Давидофф провел инвентаризацию и оценку имущества и, через несколько дней, отплыл обратно в Аргентину для набора вахтенных рабочих. Пребывая на Южной Георгии, аргентинский бизнесмен проигнорировал требования британских властей регистрироваться всем иностранцам, приезжающим на остров в офисе руководства БАС в Грютвикен.
Этот поступок, в купе с тем, что прибыл на остров и отплыл с него Давидофф на ледоколе «Алмиранте Ирисар», приписанном аргентинскому военному флоту вызвали у британцев раздражение. Как на самом острове, так и в дипломатических офисах Великобритании в Аргентине выразили недоумение, почему сделка в чуть более 200 тысяч долларов, вдруг настолько заинтересовала аргентинские ВМС, что они предоставляют свои корабли для ее осуществления. Дело дошло до вмешательства посла Великобритании, выразившего протест аргентинскому МИД в связи с несоблюдением гражданином Аргентины правил посещения британских территорий. В связи со скандалом выдача разрешения на проведение работ по расчистке лома затянулась.
Константино Давидофф, тем временем, с решительного согласия, аргентинского военно-морского командования погрузил на военный транспорт «Байя Буэн Сусесо» четыре десятка рабочих. 18 марта 1982 года корабль прибыл в гавань Лит Харбор, рабочие сошли на берег, приступив к разгрузке оборудования и установке временного лагеря. Разбив временный поселок вблизи законтрактованных Давидоффом строений, аргентинцы установили там флагшток и подняли государственный флаг Аргентины. Эта церемония была замечена работниками британской антарктической службы. Британцы незамедлительно доложили об этом губернатору Фолкледнских островов Рексу Ханту, а тот сразу же оповестил штаб ВМС Великобритании в Лондоне, так как именно флот Великобритании был ответственным за безопасность британских владений в Южной Атлантике.
Британцы усмотрели в действиях Давидоффа и его рабочих, а также в присутствии в гавани аргентинского корабля, относящегося к ВМС, если не военное вторжение под прикрытием коммерческой сделки, то как минимум желание адмирала Анайи воспользоваться ситуацией, чтобы установить контроль над островом. Аргентине вновь был заявлен протест.
Страсти накаляются
Губернатор Фольклендов Рекс Хант, через ученых антарктической экспедиции передал капитану аргентинского корабля требование спустить флаг и удалиться с острова до получения официального разрешения на проведение работ, подтвержденного британским посольством в Буэнос-Айресе. Аргентинцы согласились на спуск своего флага, наотрез отказались покидать остров, аргументируя решение придерживаться графиком выполнения работ в соответствии с заключённым контрактом.
Раздраженные наглостью аргентинцев британские власти Фолклендских островов, с согласия Лондона направили на Южную Георгию корабль «Эндьюранс» с отрядом морской пехоты под командованием лейтенанта Кита Пола Миллза – всего 22 бойца.
23 марта 1982 года отряд Миллза высадился в Грютвикене. В этот же день «Байа Буэн Суэссо» отчалил из гавани Лит Харбор, взяв на борт 29 рабочих и отправился в порт Ушуайя.
12 аргентинских рабочих остались во временном лагере, для охраны имущества. На следующий день – 24 марта в бухту Строммнес вошел аргентинский военный гидрографический корабль «Байя Параисо» и высадил на берег отряд «Альфа» аргентинских коммандос в количестве 14 бойцов, во главе с лейтенантом корабля Альфредо Игнасио Астисом.
Лейтенант Миллз с помощником – капралом Личем наблюдая, с безопасного расстояния за аргентинскими коммандос понял, что те настроены серьезно. Миллз решил не вступать с ними в столкновение, грозившее перерасти в конфликт – тогда еще не было доподлинно известно об активной подготовке аргентинского вторжения на Фолькленды. Специально провоцировать аргентинцев на вооруженное противостояние лейтенант Миллз не стал.
Так в течение девяти дней – с 24 марта по 3 апреля длилось молчаливое противостояние аргентинских коммандос Альфредо Астиса и британских морских пехотинцев Кита Миллза.
Начало противостояния
Ситуация резко изменилась после получения 2 апреля 1982 года известий о захвате аргентинцами Фолклендов, капитуляции британских морских пехотинцев в Порт Стенли и сдачи полномочий губернатором Хантом. Получив известие о капитуляции британского гарнизона в Порт Стенли, находящиеся в поселке Лит Харбор аргентинцы вновь подняли государственный флаг своей страны под пение гимна.
Британские морские пехотинцы в Грютвикене, получив известие о капитуляции гарнизона на Фолклендах, занялись укреплением позиций. Они установили мины на подступах к строениям порта Грютвикен, перегородили причалы, установив на них самодельные заграждения и завалы. На высотах были вырыты траншеи – всего шесть, чтобы в них могли держать оборону четырнадцать солдат, один из значимых объектов поселка - дом Шеклтона был прикрыт пулеметным расчетом из пяти бойцов.
В это время к Южной Георгии подошла групп аргентинских кораблей, составляющих оперативное подразделение для захвата острова - группу 60.1 во главе с капитаном корабля Сезаром Троммбетом. Это соединение состояло из уже прибывшего к острову неделей ранее «Байя Параисо» под командованием капитана фрегата Исмаэля Гарсия и корвета «Геррико» под командованием капитана Карлоса Альфонсо.
На «Геррико» находился отряд морских пехотинцев аргентинского флота из состава 1-го батальона во главе с лейтенантом корабля Гильермо Хорхе Луна. Это был сводный взвод из пулеметных, минометных и огневых отделений. В гавани морские пехотинцы должны были перебазироваться на «Байа Параисо», где их ждала десантная техника для переброски на острова - два вертолета «Алует III» и один вертолет «Пума». Есть источники, утверждающие, что у аргентинцев было всего два вертолета – один «Аллуэт» и один «Пума».
Миллз осознавал перевес аргентинцев как в численности, так и в огневой мощи, потому его план предусматривал удержание позиций до наступления ночи. После чего, захватив все припасы, что они могли унести с собой, британцы собирались отойти на гору Ходжес, а оттуда совершить марш-бросок к поселку Майвикен. Закрепившись в Майвикене британцы планировали вести против аргентинцев партизанскую войну. Лейтенант отмечал, что суровые условия предантарктической зимы не были в тягость его бойцам, имеющим опыт действий в похожих условиях - британцы не раз проводили учения на базах НАТО в северной Норвегии, где природные условия схожи с предантарктическими.
У аргентинцев дела шли не совсем по плану. Шторм помешал провести высадку десанта 2 апреля, как предполагалось. Корвет «Гэррико» с отрядом морских пехотинцев попал в сильный шторм и смог подойти к острову только ранним утром 3 апреля. В итоге подразделение лейтенента Гильермо Луна перебазировалось с «Гэррико» на «Байа Параисо», после чего находящимися на транспорте офицерами морской пехоты, капитанами кораблей и пилотами вертолетов был принят план захвата острова.
Бой между аргентинцами и британцами
План предусматривал высадку трех групп десанта аргентинских коммандос с помощью вертолетов. Корвет «Геррико» должен был обеспечить огневое прикрытие морским пехотинцам. Один из вертолетов «Аллует» должен был прикрывать бойцов с воздуха.
В исполнении плана оба аргентинских корабля вошли в бухту Камберленд и бросили якоря недалеко от порта Грютвикена, в пределах прямой видимости.
Состоялись короткие радиопереговоры командира оперативного соединения 60, капитана 1 ранга Сезара Тромбеты с руководителем британской антарктической станции Дж. Мартином, который отказался подчиниться требованиям аргентинцев о не сопротивлении, заявив, что по факту агрессии передает власть лейтенанту Миллзу. Боестолкновение стало неизбежным.
Утром в 9.30 с «Байа Параисо» для разведки взлетел один из вертолетов «Аллуэт». Однако британцы сумели эффективно организовать свои позиции, так что аргентинский пилот не сумел определить их местонахождения.
Чуть ранее полудня 3 апреля аргентинцы начали высадку в гавани Грютвикена. Вертолет «Пума» доставил на причалы первые 15 из 40 аргентинских коммандос, которые прошли по гавани не встретив сопротивления.
Почти сразу после высадки бойцов коммандос в гавани, лейтенант Альфедо Астис с борта аргентинского корабля «Байя Параисо» передал Миллсу предложение о сдаче, но британцы его проигнорировали.
Вертолет «Пума» уже вез вторую группу из 15 коммандос. Тем временем с «Байа Параисо» взлетели еще два вертолета «Аллуэт» - один разведчик, что ранее облетал Грютвикен, другой «Аллуэт» вез отделение десантников коммандос для высадки на мыс Кинг Эдуэрд Поинт. Одновременно к берегу близко подошел корвет «Геррико».
Только сейчас Миллз дал приказ открыть огонь по противнику.
Едва приблизившись к берегу оба вертолета и корвет были обстреляны британцами. Десант на «Пуме» потерял убитыми двоих спецназовцев, сам вертолет был сильно поврежден пулеметным огнем. Пилот вертолета первый лейтенант Алехандро Вильягра сумел совершить аварийную посадку на западной окраине поселка. Второй вертолет аргентинцев «Аллует» также попал под пулеметный обстрел и пилот – лейтенант Ремо Буссон был вынужден совершить аварийную посадку недалеко от «Пумы» Алехандро Вильягра.
Досталось и корвету «Геррико». Британцы обстреляли его из всех имеющихся у них видов оружия – в том числе противотанковыми гранатометами «Карл Густав» (шведского производства). От попаданий реактивных снарядов погиб один аргентинский моряк, пятеро получили ранения. Главное орудие корвета было повреждено и не могло стрелять. Попытка аргентинцев ответить зенитной установкой тоже не привела к успеху – британцы умело вели пулеметный огонь, не позволяя аргентинцам даже приблизиться к установке. Корвету пришлось отойти подальше от берега, где команда занялась ремонтом поврежденных артиллерийских установок и оказанием помощи раненным.
В поселке тем временем завязался бой между аргентинскими и британскими морскими пехотинцами. Несмотря на успешное для британцев начало боя, аргентинцам все-таки удалось закрепиться на позициях в порту и в посёлке. Кроме того, вертолет «Аллуэт» сумел доставить еще подкрепления – из Лита Харбора подошли коммандос Альфредо Астиса, прибывшие на остров еще 24 марта. Аргентинцы сумели сковать британцев плотным боем. К полдню команда «Гэррико» сумела исправить повреждения в артиллерийских установких, корвет вновь приблизился к берегу и открыл огонь по британцам.
Солдаты Миллза стали нести потери. Несколько бойцов были ранены, один из них тяжело. Понимая бесполезность дальнейшего сопротивления, а также что в сложившихся условиях его бойцы на смогут оторваться от аргентинцев и уйти в горы, лейтенант Миллз поднял белый флаг.
Бой 3 апреля стоил аргентинцам трех убитых и девять раненных, в то время как британцы не потеряли убитыми ни одного бойца. Вообще относительно британских потерь в этот день на Южной Георгии данные разнятся. По британским сведениям, было ранено несколько человек, причем один из солдат был ранен тяжело. Аргентинские источники указывают, что на «Байа Параисо» куда были вывезены британские военнопленные, помощь была оказана «более десяти раненным англичанам».
Вечером, 3 апреля «Байа Параисо» с группой лейтенанта Гильермо Луна и пленными британцами отправился на базу в Ушуайа. На острове Южная Георгия, переименованном аргентинцами в Сан-Педро, была оставлена команда лейтенанта Альфредо Астиса.
16 апреля, лейтенант Миллз и его морские пехотинцы были интернированы из Аргентины в Уругвай и вскоре вернулись в Великобританию.
**************
Автору приятно получить лайк в качестве благодарности, это помогает каналу в развитии! Если вам интересно подписывайтесь на мой канал.
Вас также могут заинтересовать другие статьи автора:
Как Аргентина захватывала Фолклендские острова 2 апреля 1982 года. Начало войны в Южной Атлантике
Как май 1982 года стал переломным моментом в Фолклендской войнеI бои во второй декаде мая
Силы аргентинцев и британцев накануне интенсивных боев мая 1982 года
Атака на авианосцы и потопление «Атлантик Конвейор», последняя успешная операция аргентинских пилотов в мае 1982
"Феникс" который не возродился - история затопления аргентинского крейсера "Генерал Бельграно"