На российском фондовом рынке я давно. В тучные 200-е годы российские акции росли, как на дрожжах, при восстанавливающийся после ужасов 90-х экономики. Капитал удваивался за год при обычных пассивных вложениях в "голубые фишки". Но где-то с 2006 года у меня начали появляться ощущения о перегретости рынка акций. В связи с этим я начал рассматривать для вложения различные корпоративные облигации. Дефолтов в то время практически не было, ставки неплохие - 12-14% при стабильном курсе рубля к доллару США. Тогда я все еще ориентировался на этот показатель. При этом на рынке было много облигаций из "реального сектора" экономика с купоном 12-14%, торгующихся чуть ниже номинала, что при регулярных офертах увеличивало общую доходность до 16-17%.
На начало 2008 года облигации в моем портфеле занимали чуть больше 10%. Это были:
- Ленэнерго
- Трансаэро
- ЭйрЮнион-финанс
- ЮтЭйр-финанс
- Иркут
Прям какая-то любовь у меня к авиации!!!
В первой половине 2008 по оферте сдал: Ленэнерго, Трансаэро, ЮтЭйр и Иркут. Треть ЭйрЮниона продал на рынке. В итоге доля облигаций сократилась до менее 3% от общего портфеля.
Когда в августе 2008 года, и так медленно снижавшийся все лето рынок, начал активно падать из-за российско-грузинского конфликта, я начал подбирать некоторые подешевшие бумаги, в том числе и облигации. Одни бурной осенью 2008 облигации, другие докупил.
В итоге на начало 2009 года владел следующими долговыми бумагами:
- Сибирь - основной объем,- где-то 60% от облигационного портфеля
- Волжский текстиль - 20% от облигационного портфеля
- Вагонмаш - 20% от облигационного портфеля
ЭйрЮнион-финанс еще в ноябре 2008 года ушел под банкротство.
Сама доля облигаций оставалась небольшой.
Кардинальный момент наступил, когда в феврале 2009 года авиакомпания Сибирь не прошла оферту и объявила реструктуризацию.
Цена облигации на этих новостях опустилась до 60%.
Я тогда подписал все бумаги о реструктуризации. Помню, как ездил в офис к агенту по реструктуризации, "Райффайзенбанк" , на Ленинский проспект и оформлял документы с милой девушкой Анастасией Евстигнеевой:
Реструктуризация предполагала:
- выкуп 20% облигаций
- продолжение начисления неплохого купона
- последующий выкуп определенного количества облигаций раз в 3 месяца.
После успешного прохождения первого выкупа в конце мая 2009 года цена облигаций выросла до 70%. Но все равно она была довольно низкой. Я понял одно правило:
Если у эмитента с устойчивой бизнес-моделью в тяжелых внешних условиях наступает кризис ликвидности и не исполнение долговых обязательств, то рынок слишком сильно переоценивает риски по нему, то есть цена на облигации падает намного ниже объективных уровней. Восстановление же цены будет не таким быстрым.
После этого случая я начал скупать облигации, прошедшие реструктуризацию. А таких в 2009-2010 годах было более, чем достаточно.
После Сибири пошли:
- ГАЗ-финанс. Начинал покупать в мае 2009 по 42% - в итоге продал весной 2010 по 99%
- Аптека36. Начинал покупать в сентябре 2009 по 45% - в итоге осенью 2010 года продал по 99%. Здесь вообще произошло непогашение выпуска и инвесторам вместо дефолтного 01 предложили новый 02.
Небольшая заминка вышла с ОГО. Они также объявили реструктуризацию и я прикупил немного этих облигаций. Но она сперва почему-то не состоялась. Видимо выбранный агент, КИТ-финанс, не обладал нужной компетенцией. Через некоторое время мне звонили из какой-то избушки и предлагали выкупить по цене где-то на 30% дороже моей покупки. Я не стал колебаться и продал!!!
Из этого случая я сделал еще один вывод:
Очень важен агент по реструктуризации. "Райффайзенбанк" с успешным опытом в Сибири, ГАЗ-финансе, Аптеки36 приобрел в моих глазах знак качества.
Также из кризиса 2008-2009 я сделал еще один вывод:
Уходить на банкротство, даже если вы купили облигации за бесценок, а эмитент обладает "реальными активами" смысла нет. В Волжской текстильной компании я подбирал облигации по 5% с надеждой, что ликвидация принесет хотя бы 10-15%. В итоге потратил кучу времени и в ответ получил только письма от управляющего
Данный опыт в последующем мне очень помог. Я старался избегать тактики покупки облигаций по 95-97% с выходом на оферту. Лучше взять после реструктуризации по 50-60%.
И такие случаи в будущем представлялись не раз:
- ТГК-2
- Мечел
- Геотек
Единственная осечка произошла с ЮтЭйр- ФинАвиа.
В 2014-2015 годах ЮтЭйр допустил дефолт по облигациям своей дочки ЮтЭйр-финанс.
Ситуация была очень похожа с Сибирью. Обе авиакомпании, тот же агент - Райффайзенбанк. А наличие у ЮтЭйр богатого акционера в лице Сургутнефтегаза и более сильное сокращение долга при жестких условиях первой реструктуризации казалось были гарантией отсутствия дефолта по новым обязательствам.
Но в 2019 году Финанс-Авиа предлагает еще более худшую реструктуризацию и проводит ее с помощью контролируемых держателей облигаций.
В настоящее время на российском рынке довольно спокойная ситуация и отсутствуют облигации, недавно прошедшие реструктуризацию.
Из новых мини-эмитентов- ДядяДенер, недавно допустивший дефолт , что- то заикался о реструктуризации, но как-то все это утонуло в неопределенности.
В связи с этим из облигаций я инвестирую сейчас или
- или в российские ОФЗ
Возможно, что при возникновении нового кризиса-турбулентности и на российском рынке появятся мои любимые дефолты-реструктуризации
Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!