"Продакту" пришла в голову блестящая идея или даже несколько идей - но стоит ли реализовывать их все? Product owner оперирует гипотезами, то есть предположениями, которые требуют проверки. Продуктовый артефакт или инструмент, который помогает это сделать - бэклог гипотез.
Материал подготовлен совместно с внешним экспертом Neuromap Василием Кадачем.
Когда вам как Product owner в голову приходит какая-то идея, которую вы хотите реализовать, вы не можете быть сразу уверены, что это решение избавит пользователей от той проблемы, которая у них есть, принесет ожидаемый эффект.
То есть вы формируете гипотезы о решениях, что это произойдет.
Product owner отображает гипотезы в специальном артефакте – «Бэклог гипотез».
Они формируются по принципу "if - then" (если - то) – то есть «если мы сделаем то-то, произойдет то-то».
Например, «если мы изменим скрипт продаж, то увеличим конверсию в апгрейд на более высокий (дорогой) пакет услуг для клиентов».
В описании гипотезы помимо формулировки «if - then» должны присутствовать обязательные составляющие – по сути, это набор вопросов, на которые должна отвечать гипотеза.
По сути, это набор вопросов, на которые ваша гипотеза должна отвечать.
- К какому этапу воронки пользователей относится решение?
- На какие метрики и как повлияет реализация решения?
- Какой будет охват клиентов?
- Какие будут затраты? (на проверку гипотезы + на реализацию решения) На каком сегменте клиентов вы будете проверять гипотезу
- Описание условий проведения эксперимента
- ...и критериев его успешности
Что касается привязки гипотезы к воронке пользователей, то очень важно формулировать гипотезы не верхнеуровнево, общо – например, если говорить о решении из сферы банковского бизнеса, "привлечение через акцию с Visa позволит нам заработать + 1 млн рублей", а связывать ее с этапами воронки.
Решение (например, проведение совместной акции с Visa) может влиять на клиентский опыт не только на одном этапе продуктовой воронки, а на нескольких этапах, и после эксперимента по проведению гипотез мы не сможет понять, на каких этапах что сработало.
Например, совместная с Visa акция состоит скорее всего из набора каких-то активностей, одна из которых относится к этапу рекламы - нужно об акции рассказать.
И тогда мы строим соответствующую гипотезу (например, что «если мы расскажем об акции с Visa через официальную группу банка в Facebook, то это поможет нам получить 1000 переходов на лендинг акции»).
И далее таким же образом выстраиваются гипотезы по всем этапам воронки.
Получается, что мы одну большую гипотезу декомпозируем на несколько, соответствующих этапам воронки.
Это хорошо, так как:
- Их дешевле проверять – можно это делать по отдельности
- Так мы можем проверить больше гипотез
- Достоверность проверки будет выше
Как проводить скоринг гипотез, то есть решать, какие гипотезы проверять в первую очередь?
По скоринговой модели, в которой нужно учитывать такие параметры, как:
- влияние решения (о котором составлена гипотеза) на метрику
- трансформация метрики в чистую прибыль
- охват (количество клиентов, на которое влияет решение)
- затраты на проверку гипотез или + на реализацию решения
На основании этих параметров составляется формула для скоринга гипотез для каждой из них определяется свой балл и берутся на поверку те, у которых он выше.
Нужна помощь во внедрении продуктового подхода и обучении продуктовых команд? Обращайтесь!
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.