Найти тему
Роман Рабинович

Продуктовый подход: как работать с гипотезами?

"Продакту" пришла в голову блестящая идея или даже несколько идей - но стоит ли реализовывать их все? Product owner оперирует гипотезами, то есть предположениями, которые требуют проверки. Продуктовый артефакт или инструмент, который помогает это сделать - бэклог гипотез.

Материал подготовлен совместно с внешним экспертом Neuromap Василием Кадачем.

Когда вам как Product owner в голову приходит какая-то идея, которую вы хотите реализовать, вы не можете быть сразу уверены, что это решение избавит пользователей от той проблемы, которая у них есть, принесет ожидаемый эффект.

То есть вы формируете гипотезы о решениях, что это произойдет.

Product owner отображает гипотезы в специальном артефакте – «Бэклог гипотез».

Они формируются по принципу "if - then" (если - то) – то есть «если мы сделаем то-то, произойдет то-то».

Например, «если мы изменим скрипт продаж, то увеличим конверсию в апгрейд на более высокий (дорогой) пакет услуг для клиентов».

Продуктовый подход: проверяем гипотезы. Бэклог гипотез
Продуктовый подход: проверяем гипотезы. Бэклог гипотез

В описании гипотезы помимо формулировки «if - then» должны присутствовать обязательные составляющие – по сути, это набор вопросов, на которые должна отвечать гипотеза.

Бэклог гипотез: составляющие
Бэклог гипотез: составляющие

По сути, это набор вопросов, на которые ваша гипотеза должна отвечать.

  • К какому этапу воронки пользователей относится решение?
  • На какие метрики и как повлияет реализация решения?
  • Какой будет охват клиентов?
  • Какие будут затраты? (на проверку гипотезы + на реализацию решения) На каком сегменте клиентов вы будете проверять гипотезу
  • Описание условий проведения эксперимента
  • ...и критериев его успешности

Что касается привязки гипотезы к воронке пользователей, то очень важно формулировать гипотезы не верхнеуровнево, общо – например, если говорить о решении из сферы банковского бизнеса, "привлечение через акцию с Visa позволит нам заработать + 1 млн рублей", а связывать ее с этапами воронки.

Проверка гипотез на этапах пользовательской воронки
Проверка гипотез на этапах пользовательской воронки

Решение (например, проведение совместной акции с Visa) может влиять на клиентский опыт не только на одном этапе продуктовой воронки, а на нескольких этапах, и после эксперимента по проведению гипотез мы не сможет понять, на каких этапах что сработало.

Например, совместная с Visa акция состоит скорее всего из набора каких-то активностей, одна из которых относится к этапу рекламы - нужно об акции рассказать.

И тогда мы строим соответствующую гипотезу (например, что «если мы расскажем об акции с Visa через официальную группу банка в Facebook, то это поможет нам получить 1000 переходов на лендинг акции»).

И далее таким же образом выстраиваются гипотезы по всем этапам воронки.

Получается, что мы одну большую гипотезу декомпозируем на несколько, соответствующих этапам воронки.

Это хорошо, так как:

  • Их дешевле проверять – можно это делать по отдельности
  • Так мы можем проверить больше гипотез
  • Достоверность проверки будет выше

Как проводить скоринг гипотез, то есть решать, какие гипотезы проверять в первую очередь?

По скоринговой модели, в которой нужно учитывать такие параметры, как:

  • влияние решения (о котором составлена гипотеза) на метрику
  • трансформация метрики в чистую прибыль
  • охват (количество клиентов, на которое влияет решение)
  • затраты на проверку гипотез или + на реализацию решения
Скоринговая модель для проверки гипотез
Скоринговая модель для проверки гипотез

На основании этих параметров составляется формула для скоринга гипотез для каждой из них определяется свой балл и берутся на поверку те, у которых он выше.

Нужна помощь во внедрении продуктового подхода и обучении продуктовых команд? Обращайтесь!

Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.