Последнее слияние EV стартапа SPAC также является самым крупным
Стартап по производству электромобилей Lucid Motors стал публичной компанией после завершения слияния, в результате которого он получил 4,5 миллиарда долларов в виде нового капитала. Акции калифорнийского стартапа, принадлежащего Саудовской Аравии, начали торговаться на фондовой бирже Nasdaq в понедельник утром.
Теперь Lucid Motors вернется к еще более сложной задаче: выпуску своего первого электромобиля на дороги, где он столкнется с жесткой конкуренцией на рынке роскоши со стороны Tesla, Mercedes-Benz и других компаний. Стартап заявил, что планирует начать поставки своего чрезвычайно мощного, но безмятежно роскошного седана Air в конце этого года, и уже собрал более 100 почти окончательных версий на своем новом заводе в Аризоне. В разработке также находится электрический внедорожник под названием Gravity.
Выход на биржу - уже второй за последнюю неделю для отрасли; в прошлый четверг аналогичный EV-стартап Faraday Future стал публичной компанией, зарегистрированной на Nasdaq, и привлек 1 миллиард долларов. Эти два стартапа являются последними в растущем ряду EV-стартапов, компаний, занимающихся автономными транспортными средствами, и поставщиков автомобилей, которые выходят на биржу путем слияния с так называемыми компаниями специального назначения, или SPAC, которые являются публично зарегистрированными инвестиционными механизмами.
РОСКОШНЫЙ СЕДАН LUCID - AIR - ДОЛЖЕН НАЧАТЬ ПОСТАВЛЯТЬСЯ КЛИЕНТАМ В ЭТОМ ГОДУ.
Однако, в отличие от многих других стартапов, Lucid Motors существует уже давно. Она была основана в 2007 году как компания по производству аккумуляторов под названием Atieva. Но в 2016 году она решила создать свой собственный полностью электрический седан и пригласила Питера Роулинсона - бывшего ведущего инженера программы Model S компании Tesla - возглавить проект. (Впоследствии Роулинсон стал генеральным директором).
Изначально Lucid Motors надеялась запустить Air в производство уже в 2018 году. Но она столкнулась с той же проблемой, которая едва не привела к концу пути многих ее коллег: у нее не было достаточно денег. К тому моменту стартап привлек сотни миллионов долларов, но ему требовались миллиарды, отчасти потому, что он также пытался построить завод по производству седана.
В 2016 и 2017 годах финансирование стартапов в области электромобилей было гораздо труднее найти, особенно после того, как некоторые из них - например, Faraday Future - начали терпеть крах в удивительно публичной манере. Ситуация для Lucid Motors осложнилась тем, что основатель Faraday Future Цзя Юэтин оказался владельцем около 30 процентов акций своего конкурента. Владение Цзя стало серьезной проблемой для потенциальных инвесторов из-за его нежелания продавать акции, как сообщали Recode и The Verge.
Переговоры с инвесторами и даже с такими автопроизводителями, как Ford, в конечном итоге провалились, и Lucid Motors взяла кредиты у хедж-фонда и китайской автобусной компании, чтобы поддерживать свет, используя свою интеллектуальную собственность в качестве залога.
В 2018 году Lucid Motors нашла спасителя в лице суверенного фонда благосостояния Саудовской Аравии. Обе стороны объявили о сделке на сумму 1 млрд долларов в сентябре того же года, всего за несколько недель до того, как наследный принц Мухаммед бин Салман зверски убил журналиста Washington Post Джамаля Хашогги. Это денежное вливание, а также последующие инвестиции фонда обеспечили Саудовской Аравии контрольный пакет акций Lucid Motors. (Она также была одним из основных участников раунда финансирования, который проходил параллельно со слиянием SPAC, что является одной из причин того, что Lucid Motors привлекла так много денег в ходе этой сделки).
В ОТЛИЧИЕ ОТ НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ СТАРТАПОВ, КОМПАНИЯ LUCID MOTORS СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ ДАВНО.
Как показывают документы, поданные в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), у Саудовской Аравии оказались достаточно глубокие карманы, чтобы помочь Lucid Motors профинансировать свои чрезвычайно дорогостоящие амбиции, а также окончательно выкупить долю Цзя. В обмен на это компания получила контроль над стартапом, который помогает ей рисовать фантастическую картину бин Салмана о превращении Саудовской Аравии в футуристическую и гораздо менее зависимую от нефти страну - и при этом зарабатывать огромные деньги.
Lucid Motors начала рассматривать возможность слияния с SPAC для привлечения денег в конце 2020 года и наняла Citi для помощи в этом процессе. Однако вопрос о том, как стартап объединился со своим возможным партнером по SPAC, до сих пор вызывает некоторые споры. В январе 2021 года Bloomberg сообщил, что Lucid Motors вела переговоры с SPAC под управлением финансиста Майкла Кляйна, который раньше работал в Citi и имеет связи с Саудовской Аравией. Но в документах, поданных в Комиссию по ценным бумагам и биржам, Lucid Motors и Churchill Capital IV (SPAC) утверждают, что они не вели никаких переговоров до публикации этой статьи. На самом деле, по их словам, именно эта статья сблизила стороны.
О предполагаемом слиянии было объявлено в феврале, и в последующие месяцы SPAC стала одной из самых торгуемых компаний в ожидании завершения сделки. Но слияние было задержано в самый последний момент, когда 22 июля Lucid Motors и SPAC пришлось публично просить акционеров проголосовать за ключевое условие сделки, которое еще не набрало достаточного количества голосов. Причина? Многие из этих акционеров были новичками на рынке и не знали о голосовании, а если и знали, то существовала вероятность того, что информация о голосовании попала в спам. Lucid Motors и SPAC задержались на день и в итоге получили достаточное количество голосов.