Трудности с запоминанием череды повседневных дел, рассеянность, усталость. Жалобы на такие проблемы все чаще звучат среди коллег-педагогов.
–Ой, что я хотела вам только что сказать?
–Ты не помнишь, я тебе отправляла уже эту ссылку на вебинар?
–Напомните мне дать вам расписаться в консультационном журнале.
Подобные фразы все чаще звучат в коллективе.
Иногда после них добавляется: «Вот проклятый ковид. Памяти совсем не стало»
Да, одной из причин снижения процессов памяти могут являться короновирусные последствия. Но если бы причина была только в этом.
На ухудшение памяти, снижение работоспособности жалуются и не переболевшие опасным вирусом педагоги.
По моим наблюдениям две наиболее существенные причины влияют на то, что мы не можем сейчас работать со светлой головой. Давайте их рассмотрим.
1. Дело не в памяти, а во внимании
На первую причину указывает известный американский психолог Роберт Чалдини. В своей книге «Психология согласия» он приводит такой распространенный факт:
Каждому приходилось сталкиваться с тем, что придя за чем-то в другую комнату, мы забываем, зачем именно пришли. Но стоит немного постоять или вернуться на исходную позицию – тот час вспоминаем.
В этом случае с памятью проблем нет. На это указывает быстрота припоминания. Виновато на самом деле внимание.
В поле нашего внимания в новой комнате попадают другие объекты. Мозг начинает обрабатывать новую сенсорную информацию. На несколько мгновений теряются ориентиры. Потом все приходит в равновесие.
С приходом цифровых технологий неожиданных сенсорных стимулов, постоянно вторгающихся в поле нашего внимания, становится слишком много.
В современном мире потребительства идет настоящая война за привлечение внимания масс.
Заметьте, педагога сегодня постоянно что-то отвлекает: поток деловых писем на почту, сообщение от родителей, коллег и детей из мессенджеров, некстати всплывающие рекламные окна при поиске нужной информации.
Последовательно делать дела, одно за другим уже невозможно. Параллельное выполнение нескольких дел считается нормой.
Но психологические исследования подтверждают, что при такой организации труда – производительность ниже, а самочувствие работников – хуже. Потому что наше внимание – оно, образно выражаясь, монолит. Его нельзя частями распределить на текущие дела. Мы только можем произвольно или непроизвольно переключать его с одного дела на другое.
Если переключать внимание приходится часто – процесс текущих дел воспроизводится в памяти с трудом. Много сил растрачивается впустую.
2. Слишком большая часть деятельности превратилась в псевдодеятельность
На вторую причину нам указывает отечественное светило психологии – Л.С. Выготский:
Если практическая деятельность людей теряет свою опосредованность, она превращается в псевдодеятельность
Под псевдодеятельностю он понимает активную, но бесполезную деятельность, при отсутствии внутренних возможностей к противодействию в сложившихся условиях.
Псевдодела наш мозг отказывается запоминать. Понятно, что ему это не нужно. В эпоху «информационного ожирения» ему итак приходится нелегко.
А между тем псевдодел у педагогов становится больше и больше. Уже недостаточно просто побеседовать с родителем. Нужно отразить тему беседы в консультационном журнале и заверить ее подписью родителя. Масса несодержательных выступлений на вебинарах, словоблудных публикаций, конкурсов «не по профилю». Активная, но бесполезная деятельность.
Если участвовать во всем этом параллельно с выполнением прямых обязанностей (а по-другому и не получается), то в этом случае дефицит внимания и псевдоработа бьют двойным ударом по работоспособности педагога.
Как с этим бороться – обсуждаем в следующей заметке. Спасибо, что уделили столь драгоценное ныне внимание этой статье и каналу «Психолог из детсада». Удачи вам!