В 1938 году архитекторы братья Веснины смогли победить в конкурсе на оформление новой станции московского метро под названием "Донбасская" (сейчас станция "Павелецкая"). Веснины собирались сделать "Донбасскую" самой шикарной станцией московской метрополитена.
Станцию метро собирались оформить цветной мозаикой. Но этого сделано не было. "Павелецкую" оформили стандартно - мрамором. Она была открыта 20 ноября 1943 года.
Мозаику изготовили в Ленинграде в мастерской художника-мозаичиста Владимира Фролова по эскизам художника Александра Дейнеки.
Но война спутала все карты и мозаику не успели вывезти до блокады Ленинграда. Её потом частями вывозили через Ладожское озеро в 1941 году и последними эшелонами через станцию Мга.
Но из-за задержки с доставкой мозаики, а самое главное отсутствия металлоконструкций (изготавливались в оккупированном Днепропетровске) станцию метро "Донбасская" решили оформлять по другому. Это сделали архитекторы Н.Князев и Н.Душкин.
А мозаичные панно Фролова использовали при отделке станции метро "Новокузнецкая", которая была открыта также в 1943 году (20 ноября - то есть одновременно со станцией метро "Павелецкая").
Использованы были восемь мозаик, но одна мозаика "Шахтёры" была демонтирована в 1959 году по техническим причинам.
При этом, шесть других мозаик (общее число панно было 14) не пришлись к архитектурной композиции "Новокузнецкой". Поэтому эти шесть мозаик остались невостребованными, а затем утеряны.
Вот так мозаичные панно всё-таки украсили станцию метро. Но не ту, которую планировалось ими украсить, а другую.
Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться, новые материалы выходят каждый день!
💥Все статьи канала "История и культура Евразии" за 2019 год