Мозаика, которая должна была украсить станцию метро "Павелецкая", но украсила другую станцию метро

211 прочитали

В 1938 году архитекторы братья Веснины смогли победить в конкурсе на оформление новой станции московского метро под названием "Донбасская" (сейчас станция "Павелецкая"). Веснины собирались сделать "Донбасскую" самой шикарной станцией московской метрополитена.

Московский метрополитен, станция "Павелецкая"
Московский метрополитен, станция "Павелецкая"

Станцию метро собирались оформить цветной мозаикой. Но этого сделано не было. "Павелецкую" оформили стандартно - мрамором. Она была открыта 20 ноября 1943 года.

Мозаику изготовили в Ленинграде в мастерской художника-мозаичиста Владимира Фролова по эскизам художника Александра Дейнеки.

Владимир Александрович Фролов (1874, Санкт-Петербург — 3 февраля 1942, Ленинград) — русский художник-мозаичист; сын художника А. Н. Фролова.
Владимир Александрович Фролов (1874, Санкт-Петербург — 3 февраля 1942, Ленинград) — русский художник-мозаичист; сын художника А. Н. Фролова.

Но война спутала все карты и мозаику не успели вывезти до блокады Ленинграда. Её потом частями вывозили через Ладожское озеро в 1941 году и последними эшелонами через станцию Мга.

Но из-за задержки с доставкой мозаики, а самое главное отсутствия металлоконструкций (изготавливались в оккупированном Днепропетровске) станцию метро "Донбасская" решили оформлять по другому. Это сделали архитекторы Н.Князев и Н.Душкин.
Алексе́й Никола́евич Ду́шкин (24 декабря 1903 [6 января 1904], Александровка, Российская империя — 1 октября 1977, Москва) — советский архитектор и градостроитель. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1949).
Алексе́й Никола́евич Ду́шкин (24 декабря 1903 [6 января 1904], Александровка, Российская империя — 1 октября 1977, Москва) — советский архитектор и градостроитель. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1949).

А мозаичные панно Фролова использовали при отделке станции метро "Новокузнецкая", которая была открыта также в 1943 году (20 ноября - то есть одновременно со станцией метро "Павелецкая").

Московский метрополитен, станция "Новокузнецкая", потолочная мозаика "Садоводы"
Московский метрополитен, станция "Новокузнецкая", потолочная мозаика "Садоводы"

Использованы были восемь мозаик, но одна мозаика "Шахтёры" была демонтирована в 1959 году по техническим причинам.

Московский метрополитен, станция "Новокузнецкая", потолочная мозаика "Сталевары"
Московский метрополитен, станция "Новокузнецкая", потолочная мозаика "Сталевары"

При этом, шесть других мозаик (общее число панно было 14) не пришлись к архитектурной композиции "Новокузнецкой". Поэтому эти шесть мозаик остались невостребованными, а затем утеряны.

Московский метрополитен, станция "Новокузнецкая", потолочная мозаика в вестибюле "Парад физкультурников"
Московский метрополитен, станция "Новокузнецкая", потолочная мозаика в вестибюле "Парад физкультурников"

Вот так мозаичные панно всё-таки украсили станцию метро. Но не ту, которую планировалось ими украсить, а другую.

Московский метрополитен, станция "Новокузнецкая", потолочная мозаика "Лыжники", 1942 год
Московский метрополитен, станция "Новокузнецкая", потолочная мозаика "Лыжники", 1942 год

Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться, новые материалы выходят каждый день!

💥Все статьи канала "История и культура Евразии" за 2019 год