Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Гейслер: автор самых красивых особняков Петербурга в стиле раннего модерна

Оглавление

Петербургский модерн - одно из самых интересных течений этого стиля во всей Европе. Он может вполне на равных конкурировать с австрийским сецессионом, немецким югендстилем, французским ар-нуво. И пускай петербургский модерн был вдохновлён уже существовавшим к тому времени европейским модерном, всё равно со временем он превратился в уникальный и неповторимый стиль, которым до сих пор восхищается весь культурный мир!

Однако многие мастера петербургского модерна, а особенно его родоначальники, в наши дни успешно забыты - причём многие не знают не только их имён, но и не знакомы с их прекрасными творениями!

Сегодня я хотел бы исправить эту несправедливость, рассказав вам об одном очень талантливом архитекторе, одном из популяризаторов стиля в Петербурге - Михаиле Гейслере! Этот человек возвёл не так много зданий, однако он всё равно успел оставить огромный культурный след в русской архитектуре - и сегодня мы с вами в этом убедимся!

Биография

Михаил Фёдорович Гейслер родился в 1861 году - место его рождения в наши дни неизвестно, однако можно предположить, что Гейслер родом из Прибалтики: об этом говорит и его явно не славянская фамилия, и тот факт, что первым его учебным заведением стало Виленское реальное училище, расположенное в городе Вильно (ныне Вильнюс, Литва). В любом случае, родился он в одной из западных губерний Российской империи.

В молодом возрасте Михаил Фёдорович перебрался в Петербург, где поступил в один из ведущих архитектурных ВУЗов страны - Институт Гражданских Инженеров, который он успешно закончил в 1886 году.

После окончания института Гейслер достаточно быстро нашёл для себя постоянную работу: он стал архитектором Придворной певческой капеллы. В те же годы он активно занимался строительством богаделен, детских приютов и прочих благотворительных служб - в какой-то момент он стал едва ли не главным мастером в этой сфере строительства в Северной столице. Однако отметить особенно яркие постройки тех лет не так-то просто: далее мы поговорим о паре из них, но замечу сразу - этот период творчества Михаила Фёдоровича явно был не самым ярким.

А вот по-настоящему популярным и именитым архитектором Гейслер стал после того, как в Петербург пришёл архитектурный стиль модерн. Это явление в целом очень сильно повлияло на всех архитекторов России, но на Гейслера это оказало особое влияние - его главные работы построены как раз в первые пять лет 20 века, и они принесли ему особую славу. Но об этом мы поговорим далее, когда будем обсуждать творческий путь Михаила Фёдоровича.

Последняя работа зодчего в Петербурге датируется 1907 годом - по какой-то причине в этом году Гейслер покинул Петербург (возможно это было связано со смертью супруги Михаила Фёдоровича - знаменитой писательницы Надежды Лухмановой) и перебрался во второй по величине (на тот момент) город России - в Москву, где он создал ещё несколько интересных построек, однако его творчество в этот момент уже шло на спад - всё же Гейслер так и остался по-настоящему петербургским архитектором!

Дальнейшая биография Михаила Фёдоровича исследована крайне плохо - известно лишь, что умер он в 1930-х годах, однако при каких обстоятельствах, где и когда это случилось - до сих пор неизвестно. Возможно в будущем эти подробности будут раскрыты, однако сейчас нам остаётся довольствоваться малым. Увы.

Ну что ж, давайте рассмотрим творчество Гейслера - в конце концов ради этого мы здесь с вами и собрались!

Детский приют трудолюбия св. Ольги

Дата постройки: 1899-1900
Адрес: Средний проспект Васильевского острова, 80, 23-я линия Васильевского острова, 32

Гейслер приступил к работе архитектором сразу после окончания высшего учебного заведения, однако по-настоящему интересное с точки зрения архитектуры здание он возвёл позднее, уже на рубеже веков - речь идёт о детском приюте трудолюбия святой Ольги, расположившийся на перекрёстке Среднего проспекта и 23-й линии Васильевского острова.

-2

Для начала замечу, что Ольгинский приют на Васильевском острове - это не единичный случай благотворительности, а повсеместная практика: в 1895 году, в связи с рождением дочери Ольги, Николай II учредил общество, призванное возводить приюты для сирот и обеспечивать их функционирование. Помимо жилой функции, эти приюты играли также роль образовательного учреждения: в них детей, оставшихся без попечения родителей, обучали ремеслам и труду (отсюда название - "приют трудолюбия").

Всего в Петербурге и и его окрестностях было возведено 36 ольгинских приютов, два из которых спроектировал Михаил Гейслер. Первый из них находится в Павловске (его Михаил Фёдорович построил в 1897 году), но особо интересной архитектурой он не отличается. Зато второй приют, на Васильевском острове, можно назвать одной из самых интересных работ раннего модерна в Петербурге!

-3

В этом здании Гейслер комбинировал приёмы уже слегка устаревшего на тот момент стиля эклектики и напротив - очень новаторского для тех лет модерна. От эклектики здесь общий облик фасадов, тогда как от модерна - интересные декоративные элементы вроде острого щипца в торце здания или фигурных кронтшейнов, ловко поддерживающих козырёк здания. Кроме того, планировка здания тоже новаторская - она ассиметрична, и её положение продиктовано функциональными требованиями заведения.

-4

Таким образом, Гейслер стал одним из первых архитекторов Петербурга, использовавших приёмы рационального модерна - в дальнейшем Михаил Фёдорович делал так почти всегда, так что, можно сказать, что в этом скромном здании на Среднем проспекте Гейслер вырабатывал основные черты своего архитектурного почерка!

Дом дешевых квартир Императорского человеколюбивого общества

Дата постройки: 1899-1900
Адрес: Чкаловский проспект, 13, Большая Зеленина улица, 13, Колпинский переулок, 2

Следующая постройка Гейслера тоже была построена из, скажем так, благих побуждений: заказ на строительство здания на Чкаловском проспекте (на тот момент - на Геслеровском переулке) поступил Михаилу Фёдоровичу от Императорского человеколюбивого общества, которое на тот момент являлось крупнейшей благотворительной организацией России!

Вот только цели у этой постройки были иные: если приют трудолюбия предназначался для детей-сирот, то дом дешевых квартир был предназначен для людей среднего достатка, нуждавшихся в собственном жилье - Императорское человеколюбивое общество предлагало им доступное жильё по сниженным ценам (в наши дни это назвали бы социальным жильём).

-5

Однако на архитектуре здания это почти не отразилось - над его внешним обликом Гейслер постарался на славу, возведя вполне добротное здание, вполне характерное для архитектуры Петербурга 1890х годов!

-6

Ну а большие объёмы здания (в дальнейшем Гейслер не строил столь крупных жилых домов) объясняются его назначением: дом дешёвых квартир должен был, как ни странно, вмещать в себя как можно больше жилых помещений для того, чтобы обеспечить нуждающихся. Так что в этом случае тоже Гейслер создавал проект исходя скорее из функционала, нежели чем из эстетических воззрений.

Особняк Набоковых

Дата постройки: 1901-1902
Адрес: Большая Морская улица, 47

Один из самых красивых городских особняков Северной столицы разместился на Большой Морской улице - одной из самых роскошных и фешенебельных улиц дореволюционного Петербурга. Впрочем, определить, что перед нами особняк, не так уж и просто - трёхэтажное здание, стоящее стена к стене со своим соседом, очень похоже на доходный дом, вот только принадлежало оно одной семье, да ещё какой - представителям именитой династии Набоковых!

-7

Собственно, эта династия особенно известна нам всем из-за одного её представителя - Владимира Владимировича Набокова. Именно в этом доме первые 20 лет своей жизни провёл знаменитый писатель, прославившийся своими красочными художественными описаниями, идеальным литературным слогом и своими слегка скандальными произведениями. Можно сказать, что отчасти на становление Набокова в качестве деятеля искусства повлияла атмосфера, окружавшая его в детстве, а в частности и прекрасный доходный дом на Большой Морской улице, умело украшенный архитектором Гейслером!

-8

Учитывая достаточно банальную композицию фасада (ранее на месте особняка находился невзрачный дом, который Гейслер перестроил, сохранив общий строй и размерность здания, лишь увеличив его на один этаж), Михаил Фёдорович старался разнообразить его облик декоративными чертами - так у здания появились все те детали, за который мы и любим модерн!

Особенно ярко выделяется здесь мозаичный фриз, расположенный в верхней части здания - яркие мозаики, созданные мастерской Владимира Фролова (автор мозаик Спаса-на-Крови, особняка Рябушинского и т.д.), изображают красочные цветы на фоне густой растительности - типичный узор времён модерна, который, впрочем, на тот момент был для Петербурга в новинку (особняк Набокова в целом стал первым зданием со столь обширным мозаичным фризом в стиле модерн).

Впрочем, и другие элементы фасада тоже радуют глаз прохожего: тут вам и разноформенные оконные проёмы, слегка нарушающие симметрию фасада, и элегантные кованные узоры, имитирующие вьющуюся лозу!

Интересен и выбор материалов для фасада - здание облицовано натуральным камнем, что для тех времён тоже было редкостью, однако в дальнейшем повсеместно вошло в архитектурную практику Санкт-Петербурга.

-10

В общем, особняк Набоковых - прекрасный образец раннего петербургского модерна, на который в дальнейшем ориентировались многие другие зодчие Северной столицы! Ну и для самого Гейслера дом Набоковых стал важной вехой - именно он прославил архитектора и внёс его в ряды лучших мастеров петербургского модерна!

Особняк А. Е. Молчанова и М. Г. Савиной

Дата постройки: 1905-1907
Адрес: улица Литераторов, 17

Однако, самой выдающейся работой в творческой карьере Гейслера стало другое здание. Тоже особняк, причём, казалось бы, довольно скромный, да ещё и построенный на задворках набережной реки Карповки. Но достаточно хоть раз увидеть этот особняк вживую, чтобы понять - почему это здание считается одним из наиболее интересных представителей стиля модерн в Петербурге!

-11

Особняк Савиной и Молчанова обладает необычайно богатым декором, выраженным в растительной лепке на фасаде, в красочных мозаичных вставках, в интересном, а главное - в фактурном чередовании материалов, которыми облицованы стены особняка.

-12

Однако не только этим здание может покорить сердце человека, увлекающегося архитектурой: помимо декоративной прелести, особняк отличается и своими формами. Для начала стоит обратить внимание на угловой эркер - самую выразительную часть здания, которая первой бросается в глаза при его осмотре. Особенно сильно выделяется его завершение - крупный шатёр, напоминающий этакую шляпу волшебника, является визитной карточкой здания, той самой чертой, которая привлечет к особняку внимание прохожего - ну а дальше "в бой" пойдут другие средства, уже более декоративные!

-13

Ещё один интересный приём, использованный Гейслером при проектировании особняка на улице Литераторов - разнообразие форм оконных проёмов. У особняка Савиной и Молчанова есть узкие высокие окна, расположенные по три штуки в ряд, есть и окна с арочным завершением. Кроме того, разнообразна и расстекловка верхних оконных проёмов - эту деталь не так просто заметить, однако она тоже вносит разнообразие в облик здания!

-14

Ну а самым интересным окном здания можно считать широкий оконный проём округлой формы, который как бы растекается по фасаду, поражая естественной плавностью своих форм! Одно это окно можно считать отдельным произведением искусства - что уж говорить про весь фасад в целом!

-15

В общем, над фасадами особняка Савиной и Молчанова Гейслер поработал на славу! Можно предположить, что подобный облик здания был продиктован и самими заказчиками - Мария Савина была знаменитой актрисой, человеком искусства, а её муж, Анатолий Молчанов, был богатым предпринимателем и меценатом, главой театрального общества. В общем, семья была неравнодушна к искусству, а также обладала достаточными средствами для того, чтобы возвести такой шедевр архитектуры!

Так или иначе, при создании этого особняка Гейслер отличился как талантливый архитектор и рисовальщик - создать столь необычное здание со столь богато украшенными фасадами, и при этом сделать его не безвкусным - очень непросто. Но Гейслер с этим справился!

-17

Особняк Тарасова

Дата постройки: 1909-1910
Адрес: Москва, Хлебный переулок, 21, Малый Ржевский переулок, д. 4

Завершение карьеры Гейслера пришлось на Москву - он переехал сюда после 1907 года и достаточно активно принялся за проектирование новых домов в будущей столице России. Но стоит признать, что ни одна работа Гейслера в Москве не достигла того уровня совершенства, каким обладают петербургские постройки Михаила Фёдоровича. Единственное здание, которое я с уверенностью могу назвать удачной и интересной работой Гейслера в Москве - особняк Тарасова, завершивший формирование целого архитектурного ансамбля особняков на перекрёстке Хлебного и Малого Ржевского переулков.

-18

Особняк Тарасова Гейслер возводил не в одиночку: соавтором Михаила Фёдоровича стал архитектор Карл Грейнер - известный мастер неоклассики. В связи с этим среди исследователей московской архитектуры бытует мнение, что проект особняка Тарасова в большей мере создавался именно Грейнером, тогда как Гейслер лишь корректировал его, а также занимался инженерной работой (на тот момент у Михаила Фёдоровича в Москве была своя строительная контора).

-19

Так это или нет - мы уже вряд ли узнаем. Да и не думаю, что имеет смысл оценивать вклад каждого из архитекторов в совместные проекты: в подобной работе измерить степень влияния на процесс проектирования практически невозможно. Так что лучше обсудим архитектуру самого здания.

-20

Тем более, что в облике особняка Тарасова угадываются уже хорошо знакомые нам отличительные черты архитектурного почерка Гейслера: богатый декор, представляющий собой обилие лепнины, барельефов, маскарон, а также главная "фишка" прошлых работ Гейслера - разноразмерные окна, чередующиеся друг с другом и придающие уникальности облику особняка!

В общем, последняя работа Гейслера отразила сразу и веяния времени (в те годы в России царила мода на неоклассицизм), и личные предпочтения (все исследователи отмечают, что в особняке Тарасова есть что-то от модерна).

-22

Ну а на этом я предлагаю заканчивать данную статью. Сегодня я постарался рассказать вам о творческом пути ещё одного талантливого архитектора, успевшего поработать в обоих крупнейших городах России - и с самыми выдающимися творениями Гейслера мы с вами сегодня успели познакомиться!

Спасибо за внимание!