Найти тему

Сенсорная алалия или аутизм? Ключевые различия

Оглавление

Сразу скажу, что в раннем возрасте вряд ли удастся установить чёткую картину. Я сама, имея ребенка с сенсомоторной алалией и бегая с ним с 1,5 лет по врачам, шарахалась между РАС и алалией примерно до 3,5-4 лет. Только когда за плечами было больше 2 лет реабилитации, я окончательно утвердилась во мнении, что это таки алалия.

По каким признакам?

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Распад аутичных черт

Для сенсорной алалии характерен быстрый распад подавляющего большинства аутичных черт с приходом более-менее нормального уровня понимания речи.

Кто давно читает меня, знает, что этих черт у моего ребёнка было вёдрами: маршруты, бег куда глаза глядят, "скользкий" взгляд, ноль реакции на просьбы и даже своё имя. Сын ничего не приносил мне для "показать/похвастать" и не показывал пальцем то, что его заинтересовало. С игрушками не играл, а только кидал или бегал вокруг них, строил ряды, рассматривал руки, махал "крылышками", катал всё, что можно, перед глазами, книги не слушал, а выдирал из рук и с упоением листал или рвал, а перед вентиляторами мог торчать по полчаса. И все это на фоне полного непонимания речи и отсутствия хоть каких-то попыток её послушать и понять.

Таким ребёнок был в 1,5 года и к 2 мало что изменилось. Тогда я, поняв, что надо что-то делать, а то потом нагрянет ещё и умственная отсталость, стала заниматься с ним сама.

Поначалу состояние Лёвы, откровенно говоря, не внушало каких-то особых надежд, но со временем регулярные занятия начали приносить толк. Уже к его трём годам понимание речи выросло с почти нуля до примерно 50%, а я обнаружила рядом с собой другого ребёнка.

Сын стал ходить за руку, а не выдираться, не стремился убегать. Игры начали носить более осмысленный характер: покатать пассажиров в машинке, приготовить и накрыть стол, построить что-то из конструктора и т.д. Он стал мне что-то показывать, просить помочь хотя бы жестами, а не в стиле "упал-заорал". Появились нормальные невербальные умения типа различить размеры, форму, цвет, показать животных, собрать пазлы и прочее.

А ещё на фоне понимания речи распалась большая часть АЧ: рассматривания рук, маршруты, кидания игрушек с бегом по кругу, "крылышки", кручения колес и прочее. Даже отвалились вентиляторы, от которых было не оттащить.

При РАС дети могут изначально не иметь никаких проблем с пониманием, однако на наличие/отсутствие АЧ это может никак не повлиять, поскольку могут быть другие причины их возникновения.

Различия в ролевых играх

Ролевые игры являются важной вехой развития коммуникации, умения понимать других людей. Сейчас модно таскать с пелёнок по математикам и английским, но загвоздка в том, что с 3 до 7 для детей важно именно играть, так как в игре, особенно совместной, закладывается понимание причинно-следственных связей взаимоотношений (например, "Аня обиделась ПОТОМУ, ЧТО я не поделился игрушкой"), что и приводит к тому, что постепенно ребенок начинает учитывать не только себя, замечательного и прекрасного, но и связь между своими поступками и отношением к нему других людей. Исходя из этого понимания, он начинает продумывать свои социальные действия.

Да и вне совместных игр простая возня с куклами/машинками тоже полезна: это детские эксперименты, развитие фантазии, развитие эмпатии - проживание ролей мамы или врача, чтобы понять, почему первая иногда может наказывать, а второй ставить болезненные уколы и давать невкусные лекарства. В общем, именно игра делает ребенка "взрослым" и социальным.

При нарушениях развития она может тормозиться на этапах младенчества или раннего детства. Это как раз уровень покидать, погрызть, разложить ряды.

У алаликов с сенсорным компонентом такое торможение тоже происходит - как я уже писала выше, Лёва с игрушками не ладил. Но с общим развитием и пониманием речи его игра начала сама по себе прогрессировать, а сюжеты для неё он сам черпал из окружения: увидит на улице как мусоровоз собирает мусор и дома начинает это изображать с машинками или же мог скопировать и разыграть сюжет из мультика. Его не нужно было учить таким вещам.

При аутизме ролевые игры развиваются очень медленно. Без вмешательства такой ребёнок может почти до школы, грубо говоря, перекладывать палочки из пустого в порожнее и никак по-другому с ними не взаимодействовать. Это происходит потому, что одна из центральных проблем аутизма - нарушение социального взаимодействия. Поскольку игра - это один из механизмов социального развития, неудивительно, что у ребёнка с РАС этот момент серьёзно провисает, сам почти не развивается и нуждается во вмешательстве со стороны.

Разные особенности речевого развития

Для сенсорной алалии характерны:

  • Плохая слухоречевая память, особенно краткосрочная - приводит к тому, что ребёнок неспособен быстро наращивать словарный запас и целостно воспринимать большие высказывания - куда лучше он понимает простые фразы. Из-за этого вторично страдает коммуникация, так как не помня то, что только что сказал собеседник, трудно вести диалог. Тут я больше писала о ней;
  • Плохое, неустойчивое внимание - формируется на фоне того, что не понимая речь, ребёнок не учится концентрироваться ни на ней, ни на людях;
  • Нарушения слоговой структуры - ребёнок плохо запоминает слова, поэтому может то и дело менять их структуру, пока не выучит полностью (на примере слова "молоко" это выглядит так: моколо, мококо, моко, комоло и пр.);
  • Сенсорный алалик без других речевых диагнозов может говорить, но эта речь представляет из себя бессмысленную болтовню и эхолалию (так называемый, "речевой салат").

А вот при аутизме речевые проблемы возможны, но не обязательны. И если они бывают, то носят несколько иной характер. Ребенок с РАС может говорить чистейшими, развернутыми фразами, но при этом его речь может:

  • Быть похожей на семантико-прагматическое расстройство - ребёнок может понимать слова вопроса, но не понимать его смысл - ЗАЧЕМ у него что-то спрашивают. То есть, если вы спросите: "Как поживаешь?" аутист, прекрасно понимая значение слов, отразит вопрос эхолалией "как поживаешь", не понимая, что вам интересно знать как у него дела;
  • Быть странной: с необычной интонацией или наоборот какой-то монотонной, чрезмерно взрослой;
  • Напоминать динамическую афазию - разговоры только заученными предложениями, эхолалиями. Своих самостоятельных фраз нет.

Эхолалии, как я писала выше, встречаются и при сенсорной алалии. Но если дети с РАС эхолалят и говорят заученными фразами в основном "в тему", то сенсорные алалики раннего возраста повторяют абы что без смысловой нагрузки.

В возрасте постарше сенсорный алалик может отражать эхолалией вопрос, который не понял. Например, Лёва у меня не понимал, что отвечать на вопросы типа "Почему/зачем". Но когда мы отработали, что они значат и какой от него ждут ответ, эхолалии мгновенно ушли - он больше не почемукал в ответ на моё "Почему", а нормально отвечал.

Алалики больше настроены на общение

Это достаточно спорное отличие потому, что все дети разные. Но если говорить о том, как расстройства выглядят по отдельности в среднем, то да, алалики может тоже и убегают, и пальцем не показывают, но комплекс оживления, поза готовности при взятии на руки, любовь к обниманиям, поцелуям и прочим НЕсловесным проявлениям чувств к окружающим у них вполне сравнима с нормой.

При аутизме чаще встречается выпадение таких моментов и "удобность" ребенка. Родители могут столкнуться с тем, что малыш может спокойно переносить дискомфорт и не звать на помощь, его вполне устраивает торчать целый день в кроватке или в манеже в одиночестве, а попытки взять на руки или обнять могут вызвать сопротивление и плач. То есть, для ребёнка с аутизмом общение может быть изначально словно в тягость.

Если алалики не могут говорить, понимать из-за физической неспособности это делать, то дети с РАС могут молчать и не понимать из-за низкой мотивации к общению. При этом внезапно в какой-нибудь ситуации напрочь молчащий малыш-аутист может неожиданно выдать чистейшие слова, а то и фразы, чего от алалика нереально дождаться без занятий.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)